Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Клиндухова В.А.,
с участием представителя Р.а Р.А. – Шейховой Н.А.,
представителя Администрации ГО «<адрес>» - Магомедова Р.А.,
представителя Управления имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» – Хусруева М.А.,
представителя Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан – Мусиева Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Манатовой Б.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.а Р. А. к Администрации ГО «<адрес>» о признании решения и действия Администрации городского округа «<адрес>» по осуществлению землеустроительных работ на землях с кадастровыми номерами: №, под принадлежащими Р.у Р.А. на праве собственности объектами недвижимости по разбивке части земли на мелкие земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, проведению межевания этих земельных участков и постановке их на кадастровый учет - незаконными, и по встречному иску Администрации ГО «<адрес>» к Р.у Р. А. об обязании устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным в кадастровом квартале № и признании незаконным решение учредителя крестьянского фермерского хозяйства «Мустанг» от 15.01.1998г.,
УСТАНОВИЛ:
Р. Р.А., через своего представителя Шейхову Н.А. обратился в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>» о признании решения и действия Администрации городского округа «<адрес>» по осуществлению землеустроительных работ на землях с кадастровыми номерами: №, под принадлежащими Р.у Р.А. на праве собственности объектами недвижимости по разбивке части земли на мелкие земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, проведению межевания этих земельных участков и постановке их на кадастровый учет – незаконными.
В обосновании доводов иска указано, что в январе 1998 года Р. Р.А. стал собственником недвижимого имущества в виде капитальных строений и сооружений: выростного пруда №, карантинного пруда и нерестовых прудов №, расположенных на земельном участке общей площадью 21 га. Указанные объекты недвижимости и земельные участки, расположены в кадастровом квартале № в пригороде <адрес>.
Собственником указанного имущества он стал, в связи с тем, что КФХ «Мустанг» которое являлось собственником указанного имущества было ликвидировано и он являлся на тот момент единственным его учредителем.
На приведенные выше сооружения, оформлены кадастровые паспорта, и зарегистрировано право собственности за Р.ым Р.А.
02.08.2016г. от сотрудника Комитета по земельным и имущественным отношениям Администрации ГО «<адрес>» ему стало известно, что администрация <адрес> намеревается часть земель в количестве 50 участков распределить гражданам под строительство индивидуального жилья.
Указанные действия администрации <адрес> нарушают его права, как собственника, в связи с чем, просит признать действия Администрации ГО «<адрес>» по осуществлению землеустроительных работ на землях с кадастровыми номерами: №, под принадлежащими Р.у Р.А. на праве собственности объектами недвижимости по разбивке части земли на мелкие земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, проведению межевания этих земельных участков и постановке их на кадастровый учет – незаконными.
В ходе рассмотрения гражданского дела Администрация ГО «<адрес>» обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к Р.у Р.А. в котором просят обязать Р.а Р.А. устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным в кадастровом квартале № и признать незаконным решение учредителя крестьянского фермерского хозяйства «Мустанг» от 15.01.1998г.
В обосновании требований указано, что основанием возникновения права собственности на объекты шлюзы (нижние и верхние), валы в свидетельствах о государственной регистрации указаны: акт приема основных средств от КФХ Мустанг от 15.01.1998г. и решение учредителя крестьянского фермерского хозяйства Мустанг от 15.01.1998г.
Указанные объекты не имеются на местности, как и не имеются пруды на которые заявляет свои права Р. Р.А.
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> и УФСГРКиК по РД не имели право давать кадастровые паспорта и регистрировать права на не существующие объекты.
Регистрирующие органы не проверили основания возникновения права на объекты у КФХ Мустанг.
Земельный участок на котором расположены шлюзы и валы находится в кадастровом квартале 05:48:000092 и относится к землям на которое право государственной собственности не разграничено из чего следует, что указанным земельным участком распоряжается Администрация ГО «<адрес>», которая своим Распоряжением от 09.09.2015г. №-Р сформировала земельные участки в кадастровом квартале 05:48:000092 с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» для предоставления их гражданам, имеющим трех и более детей.
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от 08.08.2016г. № «О предоставлении в собственность земельных участков гражданам для индивидуального строительства» земельные участки на которые претендует Р. Р.А. предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей для строительства индивидуальных жилых домов, в связи с чем Администрация ГО «<адрес>» просит обязать Р.а Р.А. устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным в кадастровом квартале № и признать незаконным решение учредителя крестьянского фермерского хозяйства «Мустанг» от 15.01.1998г.
В судебном заседании представитель Р.а Р.А. – Шейхова Н.А. просила исковые требования Р.а Р.А. удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявления, а встречный иск Администрации ГО «<адрес>» оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации ГО «<адрес>» Магомедова Р.А. просил в удовлетворении требований Р.а Р.А. отказать, а встречный иск Администрации ГО «<адрес>» удовлетворить по основаниям изложенным во встречном исковом заявлении. Просил применить к спорным правоотношениям сроки исковой давности, указывая на то, что обжалуемое распоряжение принято Администрацией ГО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, тогда как законом установлен трех месячный срок для обжалования указанного распоряжения.
В судебном заседании представитель Управления имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» Хусруева М.А. просил в удовлетворении требований Р.а Р.А. отказать, а встречный иск Администрации ГО «<адрес>» удовлетворить.
В судебном заседании представитель Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан Мусиева Р.Г. просил исковые требования Р.а Р.А. удовлетворить, а в удовлетворении встречного иска Администрации ГО «<адрес>» отказать, указывая на то, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р в реестр государственного имущества Республики Дагестан внесены земельные участки из земель населенных пунктов площадью 55974,3 кв.м с кадастровым номером № и площадью 238148 кв.м с кадастровым номером №, находящиеся в пользовании производственного кооператива «Пруд» для разведения и вылова прудовой рыбы. На земельных участках поставленных на кадастровый учет администрацией ГО «<адрес>», находятся объекты находившиеся в собственности Республики Дагестан.
Каспийский отдел Управления Росреестра по РД письменным заявлением просит рассмотреть дело без участия их представителя, принятие решения оставляет на усмотрение суда.
Третьи лица: Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РД» и Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в суд своего представителя не направили и о причинах неявки не известили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело без участия их представителей.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (статья 196 ГК РФ).
Частью 1 ст.197 ГК РФ установлено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Как следует из искового заявления, Р. Р.А. обжалует действия Администрации ГО «<адрес>» связанные с осуществлением землеустроительных работ, т.е. по сути оспаривает распоряжение Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории», которым образованы земельные участки в кадастровом квартале 05:48:000092 под строительство индивидуальных жилых домов.
В указанный период времени действовали положения главы 25 ГПК РФ, которые подлежат применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ подлежащий применению к спорным правоотношениям гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ подлежащий применению к спорным правоотношениям гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как следует из искового заявления Р. Р.А. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя более 11 месяцев с момента принятия Администрацией ГО «<адрес>» обжалуемого распоряжения. Уважительных причин для восстановления пропущенного срока не представлено.
Доводы представителя истца о том, что они обратились в суд за защитой нарушенного права в пределах установленного законом срока с момента, когда им стало известно о действиях Администрации ГО «<адрес>» суд находит несостоятельными.
Распоряжением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории», размещено на официальном сайте Администрации ГО «<адрес>».
Указанным распоряжением образованы земельные участки в кадастровом квартале 05:48:000092 под строительство индивидуальных жилых домов в количестве 28 участков.
Данные земельные участки Управлением имущественных отношений поставлены на кадастровый учет с присвоением соответствующих кадастровых номеров.
При этом, сам Р. Р.А. 15.01.2016г. в Филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД получил кадастровые паспорта на объекты: шлюзы (нижние и верхние), валы, которые расположены на тех земельных участках в отношении которых Управлением имущественных отношений проводились кадастровые работы.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Р.у Р.А. стало известно о существовании обжалуемого распоряжения 15.01.2016г., тогда как с иском он обратился в суд 05.09.2016г., т.е. с пропуском установленного трехмесячного срока.
В ходе рассмотрения гражданского дела представителем администрации ГО «<адрес>» заявлено ходатайство о применении к спорным правоотношениям сроков исковой давности.
В соответствии со ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015г. № "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Р.ым Р.А. пропущен срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Р.а Р.А.
При этом, суд находит встречные исковые требования Администрации ГО «<адрес>» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии абзац 2 пункта 2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, осуществляется органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Статьей 1 Закона РСФСР от 22.11.1990г. № "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшего до июня 2003 года, предусматривалось, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Членами крестьянского хозяйства могли быть трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
Главой крестьянского хозяйства являлся один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представлял его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей в силу ст. 4 Закона имел каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку.
Часть первая Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с 01.01.1995г., установила, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет деятельность без образования юридического лица и признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2 ст.23); имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное; в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов; плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними (ст.257 ГК РФ).
Учитывая то, что Администрация ГО «<адрес>» в пределах предоставленных ей законом полномочий предоставила бесплатно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов гражданам имеющим двух и более детей, при этом объективных данных с достоверностью свидетельствующих, что распоряжаться указанными земельными участками Администрация ГО «<адрес>» не имела полномочий, суд находит требования Администрации ГО «<адрес>» подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Р.а Р. А. к Администрации ГО «<адрес>» о признании решения и действия Администрации городского округа «<адрес>» по осуществлению землеустроительных работ на землях с кадастровыми номерами: №, под принадлежащими Р.у Р.А. на праве собственности объектами недвижимости по разбивке части земли на мелкие земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, проведению межевания этих земельных участков и постановке их на кадастровый учет – незаконными - отказать.
Встречный иск Администрации ГО «<адрес>» к Р.у Р. А. об обязании устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным в кадастровом квартале № и признании незаконным решение учредителя крестьянского фермерского хозяйства «Мустанг» от 15.01.1998г. - удовлетворить.
Обязать Р.а Р. А. устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным в кадастровом квартале №.
Признать незаконным решение учредителя крестьянского фермерского хозяйства «Мустанг» от 15.01.1998г.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий: В.А. Клиндухов
Отпечатано в совещательной комнате.