Мотивированное решение по делу № 02-3422/2020 от 10.07.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                                                                   

03 сентября 2020 года                                                                                              город Москва

 

Зюзинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Е.Ю. Игнатьевой, при секретаре А.А. Валиеве, 

с участием представителя истца по доверенности  фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3422/2020 по иску Военного прокурора Балашихинского гарнизона, действующего в интересах фио, к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Московской области» об обязании назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, выплатить разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом повышения,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Балашихинского гарнизона, действующий в интересах фио обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Московской области» об обязании назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, выплатить разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом повышения, в котором просит обязать военный комиссариат Московской области назначить и ежемесячно фио, начиная с даты поступления обращения истца в военный комиссариат Московской области, пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I, обязать военный комиссариат Московской области выплатить фио разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом вышеуказанного повышения за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокурорской проверкой исполнения должностными лицами военного комиссариата Московской области законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Минобороны России  фио получает пенсию по случаю потери кормильца - как отец погибшего военнослужащего фио, являвшегося участником боевых действий. 

Однако, при назначении фио пенсии, военным комиссариатом Московской области последней не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Представитель истца Военного прокурора Балашихинского гарнизона фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, иск просил удовлетворить.

Истец фио в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Военного комиссариата Московской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, согласно которого, полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенном в определении от 22.03.2011 года № 435-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить  разбирательство дела в случае неявки кого – либо  из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения  об их извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным.  Данное полномочие суда, как и закрепленное ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий  приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.

Исходя из изложенного, принимая во внимание  то, что  реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом  интересы других лиц, суд, в соответствии со ст. 118 ч. 3, 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие истца, представителя ответчика, извещенных о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1.

Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в пункт "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2008 г., согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Тем самым пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов Великой Отечественной войны, а также ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".

Как установлено судом из письменных материалов дела, фио являлся участником боевых действий из числа, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», что сторонами не оспаривается.

Согласно копии свидетельстве о рождении серии ..., фио  является сыном фио

Согласно копии свидетельства о смерти, фиоА умер 26.01.2010 года.

Как указывает истец в исковом заявлении, проведенной прокурорской проверкой исполнения должностными лицами военного комиссариата Московской области законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Минобороны России  фио  получает пенсию по случаю потери кормильца - как отец погибшего 26.01.2010 г. фиоА, являвшегося участником боевых действий.

Однако, при назначении фио пенсии, военным комиссариатом Московской области последней не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Закон предусматривает три вида пенсии, два из которых - пенсия по инвалидности и за выслугу лет, получают сами военнослужащие, а третий вид пенсии - по случаю потери кормильца, в соответствии со ст. 28 Закона, получают семьи погибших военнослужащих.

В соответствие со ст. 29 Закона, субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. Заслуги военнослужащих перед Родиной, их право на повышение пенсий, с учетом этих заслуг, определяется ст. 45 Закона.

Согласно ст. 43 Закона, размеры всех видов пенсий, назначаемые указанным лицам (ст. 1) и их семьям исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления пенсий учитываются их оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), а также надбавка за выслугу лет, то есть от всего дохода, который получал кормилец.

Статья 45 Закона определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг и указывает на то, что могут быть повышены пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом. В этой же статье Закона приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий, к числу которых отнесены и ветераны боевых действий.

Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-Ф3 «О внесение изменений в Федеральный закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в Закон внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2008, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются указанным категориям граждан - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.

Из вышеизложенного следует, что повышение пенсии, предусмотренное ст. 45 Закона, производится и к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в указанной статье Закона, что также вытекает из содержания ч. 4 ст. 46 Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся участниками боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В нарушение требований названного законодательства ФКУ «Военный комиссариат Московской области» назначил и выплачивает фио  пенсию по случаю потери кормильца без учета повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона, чем нарушены права последнего.

Военным прокурором Балашихинского гарнизона в ходе проверки исполнения пенсионного законодательства от Военного комиссара Московской области получено сообщение о том, что указанные повышения носят личностный характер и устанавливаются только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный указанной статьей Закона (ветеранов войны, участников боевых действий и т.д.). фио   не имеет соответствующего статуса, следовательно, не имеет права на повышение пенсии, как близкий родственник участника боевых действий.

Таким образом, в ходе рассмотрения обращения фио  по вопросу перерасчета пенсии в связи с потерей кормильца в повышенном размере должностные лица военного комиссариата Московской области направили заявителю противоречащий закону ответ об отсутствии оснований для перерасчета пенсии. В данном случае обращение прокурора с настоящим исковым заявлением в суд обусловлено невозможностью самостоятельного обращения  фио  в суд за защитой своих нарушенных прав в силу состояния здоровья.

Все вышеизложенное повлекло ущемление прав фио  на своевременный перерасчет пенсии в связи с потерей кормильца в повышенном размере, после чего последняя была вынужден обратиться в органы военной прокуратуры.

фио  в ходе реализации своих, прав соблюдены все требования, предусмотренные действующим законодательством для своевременного и полноценного пенсионного обеспечения.

Однако, вопреки требованиям Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 должностные лица военного комиссариата Московской области свои обязанности должным образом не выполнили, что является нарушением действующего законодательства.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ей со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Ввиду вышеуказанных требований закона, днем обращения с заявлением о выплате пенсии с учетом повышения считается дата обращения в военный комиссариат, т.е. 06.05.2020 года.

В соответствии с положениями ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Повышения пенсий, предусмотренные п. "а" - "в" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсиям, исчисленным без повышений, предусмотренных п. "г" - "и" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, надбавок и увеличений. При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных п. "г", "д" и "з" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру. При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.

Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что  фио   имеет право на повышение пенсии в размере 32% от расчетного размера пенсии по п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, в связи с чем, ей положена выплата разницы между новым и прежним размером пенсии за период 12 месяцев с даты поступления заявления фио  в военный комиссариат Московской области о перерасчете пенсии.

Оценивая доводы ответчика, суд полагает их необоснованными, направленными на иное толкование действующего законодательства РФ, не являющимися основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований поскольку они не нашли своего подтверждения в представленных в материалы дела доказательствах, опровергаются представленными суду доказательствами.

Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Балашихинского гарнизона, действующего в интересах фио, к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Московской области» об обязании назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, выплатить разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом повышения удовлетворить.

Обязать назначить и ежемесячно выплачивать фио начиная с даты поступления обращения фио в военный комиссариат Московской области, пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I.

Обязать военный комиссариат Московской области выплатить фио задолженность по пенсии по потере кормильца, в повышенном размере, в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в виде разницы между новым и прежним размером пенсии с учетом указанного повышения за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

 

 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд   через  Зюзинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 

Судья:                                                                          

 

02-3422/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 03.09.2020
Истцы
Военный прокурор Балашихинского гарнизона
Семченко А.В.
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Московской области"
Суд
Зюзинский районный суд
Судья
Игнатьева Е.Ю.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
10.09.2020
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее