Дело № 2- 313/ 2012
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Большой Камень 23 августа 2012г.
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Шамхаловой Т. М.,
с участием помощника прокурора Шкотовского района Бабак А.А.,
при секретаре Гарнага А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шкотовского района в защиту прав и интересов Меркушевой С.Л., ФИО1, ФИО2 к администрации Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края о признании недействительным договора социального найма жилого помещения и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шкотовского района обратился в суд в защиту интересов прав и интересов Меркушевой С.Л., ФИО1, ФИО2 к администрации Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края о признании недействительным договора социального найма жилого помещения и применении последствий недействительности ничтожной сделки, указав в обоснование, что в ходе рассмотрения обращения бывшей воспитанницы «Детского Дома г.Большой Камень» Меркушевой С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что ей была предоставлена в собственность трехкомнатная благоустроенная <адрес> в п. Новонежино Шкотовского района Приморского края, ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен договор социального найма жилого помещения №; ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением у Меркушевой С.Л. второго ребенка, администрацией Новонежинского поселения с Меркушевой С.Л. был заключен договор социального найма № на ту же квартиру. На момент предоставления квартиры санитарно-техническое состояние квартиры было неудовлетворительным: сантехническое оборудование неисправно отсутствовало электроснабжение, водоснабжение. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, условия проживания в вышеуказанной квартире не соответствуют требованиям п.4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно: относительная влажность больше допустимой, ремонт жилого помещения, предоставленного Меркушевой С.Л., не проводился, из чего следует, что Меркушевой С.Л. предоставлено для проживания жилое помещение, не отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным для жилых помещений. Просит суд признать недействительным договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на жилое помещение-<адрес>, заключенный администрацией Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края с Меркушевой С.Л., и применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены ООО «Жилищная компания» и Государственная жилищная инспекция по Шкотовскому муниципальному району.
В судебном заседании помощник прокурора Шкотовского района Бабак А.А. на исковых требованиях наставал.
Меркушевой С.Л. поддержала заявленные прокурором исковые требования в полном объеме.
Представитель администрации Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края Опарей А.Ф. возражал против иска, полагая, что предоставленное Меркушевой С.Л. муниципальное жилое помещение соответствует всем установленным требованиям и пригодно для проживания.
Представитель ООО «Жилищная компания» Козерец В.П., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась в судебное заседание, ранее в ходе судебного разбирательства не согласилась с иском, поддержав доводы представителя Новонежинского сельского поселения относительно исковых требований прокурора; на основании доверенности поручила Опарей А.Ф. представление интересов компании в судебном заседании.
Руководитель Государственной жилищной инспекции по Шкотовскому муниципальному району не явился в судебное заседание, направил суду письменный отзыв на иск, в котором поддерживает заявленные прокурором требования о недействительности договора социального найма.
Выслушав пояснения прокурора, Меркушевой С.Л., представителя администрации Новонежинского сельского поселения по существу спора, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.
Из материалов дела следует, что Меркушевой С.Л., ДД.ММ.ГГГГ, являлась воспитанницей «Детского Дома г.Большой Камень» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Родители Меркушевой С.Л. проживали без регистрации на территории д. Лукьяновка Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района, своего жилья по договору социального найма или на праве собственности не имели.
Постановлением администрации Шкотовского района от ДД.ММ.ГГГГ № Меркушевой С.Л. поставлена в очередь для обеспечения жилым помещением по категории «Сироты» в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»( л.д. 39).
На основании постановления администрации Шкотовского района от ДД.ММ.ГГГГ №( л.д. 47) Меркушевой С.Л. была предоставлена трехкомнатная благоустроенная <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен договор социального найма жилого помещения №; ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением у Меркушевой С.Л. второго ребенка, администрацией Новонежинского поселения с Меркушевой С.Л. был заключен договор социального найма № на ту же квартиру( листы дела 17 и 23).
Состояние указанной квартиры на момент предоставления Меркушевой С.Л. отражено в акте от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что техническое состояние жилого помещения не соответствует установленным требованиям: санитарно-техническое оборудование не исправно, отсутствовало электроснабжение, водоснабжение, стены сырые, полы и потолок требуют ремонта( л.д. 16).
Из экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы условий проживания от ДД.ММ.ГГГГ №.1-М следует, что условия проживания в квартире, занимаемой Меркушевой С.Л. на основании договора социального найма, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых помещениях, о именно: относительная влажность больше допустимой( л.д. 35).
Названные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении права Меркушевой С.Л. на обеспечение благоустроенным жилым помещением были установлены в ходе проведенной прокуратурой Шкотовского района проверки.
Проведенным на основании определения суда в рамках настоящего дела осмотром жилого помещения Меркушевой С.Л. ДД.ММ.ГГГГ, и экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» от ДД.ММ.ГГГГ №.1-М установлено, что условия проживания в <адрес>, расположенной на первом этаже пятиэтажного панельного дома, не соответствуют требованиям п. 4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Нарушения установленных норм и правил относительно условий проживания Меркушева в предоставленной ей муниципальной квартире подтверждены также актом осмотра Государственной жилищной инспекции по Шкотовскому муниципальному району( л.д. 48), письменными пояснениями руководителя инспекции по существу исковых требований( л.д. 93-95).
В силу ч.1 ст. 673 Гражданского кодекса РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлены требования, предъявляемые к жилому помещению.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую( п. 13).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами( п.14).
Пунктом 15 Положения определено, что наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств(п. 16).
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в данном случае договор социального найма признается недействительным.
Таким образом, в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации(статьи 60,62 и 65), гарантировано предоставление нанимателю по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам, на наймодателя возлагается обязанность обеспечить соответствие жилого помещения требованиям о пригодности его для проживания.
В силу пункта 1 статьи 166 ГК Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным этим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из положений данных правовых норм следует, что признание сделки недействительной в силу ничтожности возможно в силу ее несоответствия федеральным законам и иным правовым актам.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает удовлетворить требования прокурора о ничтожности договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на жилое помещение-квартиру <адрес> в п. Новонежино Шкотовского района Приморского края, заключенного администрацией Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края с Меркушевой С.Л., поскольку указанный договор заключен в нарушением требований закона, и применить последствия недействительности сделки в виде прекращения действия оспариваемого договора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шкотовского района Приморского края в защиту прав и интересов Меркушевой С.Л., ФИО1, ФИО2 к администрации Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края о признании недействительным договора социального найма жилого помещения и применении последствий недействительности ничтожной сделки– удовлетворить.
Признать недействительным договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на жилое помещение-<адрес>, заключенный администрацией Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края с Меркушевой С.Л..
Применить последствия недействительности сделки: прекратить действие договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на жилое помещение-<адрес>, заключенного администрацией Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края с Меркушевой С.Л..
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шкотовский районный суд. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т. М. Шамхалова