УИД 10RS0011-01-2020-017471-73
№12-58/2021 (№12-1412/2020)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
10 февраля 2021 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» Макаровой М. В. на постановление административной комиссии Петрозаводского городского округа №1.3.3-03/3072-2020 от 14 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал»,
установил:
постановлением административной комиссии Петрозаводского городского округа №1.3.3-03/3072-2020 от 14 декабря 2020 г. АО «ПКС - Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
С таким постановлением не согласна защитник АО «ПКС-Водоканал» Макарова М.В., в жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, является незаконным и необоснованным, поскольку отсутствует вина АО «ПКС-Водоканал» и событие административного правонарушения; назначенный обществу штраф носит карательный характер. Акт планового (рейдового) осмотра № 1663 от 10 ноября 2020 г.содержит следующие недостатки: при описании площади производства работ должностное лицо муниципального контроля использует словосочетания «около 20 кв.м», площадь грунтового отвала «около 8 кв.м.», «высотой до 2 м», измерения высоты и площади отвала грунта проведены инспектором «на глаз», без применения соответствующих измерительных приборов. В акте осмотра указано, что в ходе осмотра производилась фотосъемка с использованием фотоаппарата «Canon», данные об использовании иных средств, в том числе измерительных приборов, отсутствуют. Таким образом, указанные доказательства о высоте и площади грунтового отвала носят субъективный и приблизительный характер и не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств. Непосредственным исполнителем работ являлось ООО «Арго Строй» (субподрядчик ООО «РКС-Инжиниринг»). Актом №378 от 20 ноября 2020 г. ордер на производство земляных работ № 378 от 28 сентября 2020 г. был закрыт УГХ КЖКХ АПГО. Закрытие ордера при подписании администрацией Петрозаводского городского округа акта приемки объектов благоустройства датой позже срока окончания ордера, само по себе не свидетельствует о противоправном поведении АО «ПКС-Водоканал» и не является фактом подтверждения нарушения части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», а именно не свидетельствует бесспорно о невосстановлении благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных, строительных и дорожных работ, повлекших за собой нарушение состояния территорий общего пользования по нижеизложенным обстоятельствам: В ордере на производство земляных работ №378 от 28 сентября 2020 г. не указан род вскрываемого покрытия и его площадь, которые подлежат восстановлению после проведения земляных работ. В ордере указан исключительно срок завершения земляных работ (30 октября 2020 г.). Ни протокол, ни обжалуемое постановление административной комиссии, ни акт № 378 от 20 ноября 2020 г., подписанный администрацией Петрозаводского городского округа о приемке объектов благоустройства после проведения земляных работ, не содержат сведений о том, какие именно объекты благоустройства не были / были восстановлены после проведения земляных работ. В месте производства земляных изначально отсутствуют газоны, асфальтовое покрытие, бордюрный камень, зеленые насаждения и пр., которые подлежат восстановлению после производства земляных работ. В акте осмотра и в протоколе должностное лицо указывает, что в месте производства земляных работ имеется невывезенный грунт и валуны, котлован отсутствует. АО «ПКС-Водоканал» не вменяется в вину пункт 3.17 Порядка производства земляных работ. В протоколе и в обжалуемом постановлении административной комиссии отсутствуют сведения, в чем выразилась вина АО «ПКС-Водоканал», какие именно объекты благоустройства были не восстановлены и какими документами подтверждается факт необходимости восстановления этих объектов благоустройства. Материалы дела не содержат доказательств нарушения правовых норм и правил поведения, которые вменяются АО «ПКС-Водоканал». Более того в обжалуемом постановлении необоснованно в вину АО «ПКС-Водоканал» вменяются пункт 3.19 Порядка земляных работ и статья 30 Правил благоустройства, которые регулируют правоотношения в части проведения аварийных работ, однако производимые земляные работы являлись плановыми и не носили аварийного характера. Таким образом, в правонарушении отсутствуют как вина АО «ПКС-Водоканал», так и само событие административного правонарушения, поскольку невосстановленные объекты благоустройства отсутствуют. В случае если суд установит вину АО «ПКС-Водоканал», оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения с учетом вышеизложенных установленных обстоятельств дела, учитывая отсутствие вреда интересам общества и государства, вины АО «ПКС-Водоканал» в указанном правонарушении, защитник полагает возможным освободить АО «ПКС-Водоканал» от административной ответственности по данному делу на основании статей 2.7, 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель АО «ПКС-Водоканал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Защитник АО «ПКС-Водоканал» Макарова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административной комиссии Петрозаводского городского округа Сидоров А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал постановление не подлежащим отмене, доводы жалобы - необоснованными.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» невосстановление благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных, строительных и дорожных работ, повлекших за собой нарушение состояния территорий общего пользования и элементов благоустройства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 250000 руб.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 29 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 № 28/29-586, объекты благоустройства являются неотъемлемой частью жилой среды и подлежат охране. Производство земляных работ за пределами земельного участка, предоставленного для целей строительства объектов капитального строительства, не должно приводить к разрушению объектов благоустройства. Порядок производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа (далее - Порядок производства земляных работ) определяется постановлением администрации Петрозаводского городского округа.
В силу статьи 30 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа при проведении земляных работ, связанных с устранением последствий аварии, необходимо в срок не позднее трех календарных дней со дня начала работ по ликвидации аварии, направить в администрацию Петрозаводского городского округа документы для оформления ордера на производство земляных работ, за исключением осуществления таких работ на земельных участках, предоставленных в целях строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также на земельных участках, находящихся в собственности организаций и физических лиц. Выдача ордера на производство земляных работ осуществляется в соответствии с Порядком производства земляных работ. В противном случае раскопка считается несанкционированной, и организация может быть привлечена к ответственности в соответствии с действующим законодательством (пункт 1). При проведении земляных работ, связанных с устранением последствий аварии, на земельных участках, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, указанные организации и физические лица, а также лица, ответственные за производство земляных работ на участках, предоставленных в целях строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, обязаны уведомить Администрацию Петрозаводского городского округа о производстве таких работ в течение трех календарных дней со дня начала работ по ликвидации аварии, за исключением производства земляных работ на земельных участках, предоставленных для строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (пункт 2). Обустройство участка производства аварийных работ (установка ограждающих конструкций, освещения до начала производства работ и на период производства работ), содержание участка производства земляных работ и прилегающей к нему территории осуществляются в соответствии с Порядком производства земляных работ (пункт 3). Восстановление нарушенных дорожных покрытий и других элементов благоустройства, включая озеленение, осуществляется в соответствии с Правилами, Порядком производства земляных работ (пункт 4).
Порядок производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа утвержден постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 22.11.2017 № 3878 (далее - Порядок производства земляных работ).
В силу пункта 1.3 Порядка производства земляных работ настоящий Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство (проведение) земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа (далее - производство земляных работ).
В соответствии с пунктом 3.19 Порядка производства земляных работ порядок производства земляных работ при ликвидации аварий, произошедших по производственным, технологическим и эксплуатационным причинам, а также вследствие воздействия внешних случайных факторов, повлекших за собой повреждение, разрушение коммуникаций определяется в соответствии со статьей 23 Правил благоустройства.
Согласно пункту 4.1 Порядка производства земляных работ заявитель обязан после проведения земляных работ произвести комплексное восстановление благоустройства, в том числе: нарушенных газонов, почвенного покрова, зеленых насаждений, детских спортивных площадок, малых архитектурных форм, бортового камня и асфальтобетонного покрытия, в полном объеме без снижения их качества в срок, указанный в Ордере.
Основанием для привлечения АО «ПКС-Водоканал» к административной ответственности по части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» послужило то обстоятельство, что 10 ноября 2020 г. в период с 10 час. 34 мин. по 10 час. 34 мин. в ходе осмотра территории Петрозаводского городского округа на основании планового (рейдового) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории от 3 июля 2020 г. № 18 и в порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского совета от 26 февраля 2020 г. № 28/29-586, ведущим специалистом – муниципальным инспектором управления жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа Булаевым А.С., при визуальном осмотре территории общего пользования, проезжей части, обочины дороги ул. Челюскинцев в районе д.39 установлено, что в указанном районе на площади около 20 кв.м, присутствуют признаки произведенных земляных работ, имеются неубранные валуны и отвал грунта, размещенный на площади около 8 кв.м. и высотой до 2 м., не произведено восстановление благоустройства территорий общего пользование, элементов благоустройства после проведения земляных, строительных и дорожных работ, повлекших за собой нарушение состояния территорий общего пользования и элементов благоустройства.
В соответствии с ордером на производство земляных работ от 28 сентября 2020 г. № 378 АО «ПКС-Водоканал» получило разрешение на производство земляных работ для строительства сетей водоснабжения в рамках технологического присоединения в районе дома 39 по ул.Челюскинцев в г. Петрозаводске. Срок действия ордера (включая срок выполнения и сдачи работ по восстановлению покрытия земельного участка и объектов благоустройства) определен периодом с 28.09.2020 до 28.10.2020.
Обстоятельства совершения административного правонарушения и вина АО «ПКС-Водоканал» в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 3 декабря 2020 г., актом планового (рейдового) осмотра, обследования, схемой, фототаблицей, плановым (рейдовым) заданием, ордером на производство земляных работ, заявлениями о выдаче ордера на производство земляных работ, другими материалами дела.
В заявлении о выдаче ордера на производство земляных работ на территории Петрозаводского городского округа АО «ПКС-Водоканал» гарантировало при производстве земельных работ, в частности, соблюдение Порядка производства земляных работ; по окончании земляных работ проведение полной уборки территории, а также проведение комплексного восстановления благоустройства, в том числе: нарушенных газонов, форм, бортового камня и асфальтобетонного покрытия, в полном объеме без снижения их качества в срок, указанный в Ордере. Срок начала работ по обратной засыпке определен АО «ПКС-Водоканал» как 18 октября 2020 г., по благоустройству – 23 октября 2020г.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.
Между тем, в материалах дела отсутствуют надлежащие и достаточные доказательства, подтверждающие принятие АО «ПКС-Водоканал» всех зависящих от него мер по соблюдению норм Порядка производства земляных работ, при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Доводы жалоба о том, что акт планового (рейдового) осмотра №1663 от 10 ноября 2020 г. содержит недостатки при описании площади производства работ, без применения соответствующих измерительных приборов, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку исходя из диспозиции части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» их точное определение не является обязательным элементом состава административного правонарушения.
Ссылки в жалобе на подписание акта 20 ноября 2020 г. также не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку срок действия ордера на производства земельных работ истек 28 октября 2020 г., именно к указанному сроку должны были быть завершены соответствующие работы, в том числе выполнены работы по восстановлению покрытия земельного участка и объектов благоустройства, то есть работы по приведению территории в первоначальное состояние.
В силу пунктов 2.2, 2.3, 2.5 Порядка производства земляных работ ордер действителен на указанное в нем лицо, вид, объем, срок и место проведения работ. Проведение земляных работ при отсутствии Ордера, по истечении срока действия Ордера, с несоблюдением цели проведения работ, указанной в Ордере, не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной действующим законодательством Российской Федерации. Срок действия Ордера может быть продлен не более двух раз.
При этом, судья полагает необходимым исключить из состава вмененного административного правонарушения указание на нарушение пункта 3.19 Порядка производства земляных работ и статьи 30 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденным решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 № 28/29-586, поскольку указанные нормы применяются при производстве аварийных работ, которые не производились АО «ПКС-Водоканал».
Таким образом, постановление административной комиссии Петрозаводского городского округа №1.3.3-03/3072-2020 от 14 декабря 2020 г. на основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению, из состава вмененного административного правонарушения следует исключить указание на вышеуказанные нормы права.
Однако, обоснованность привлечения АО «ПКС-Водоканал» к административной ответственности по части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» в остальной части сомнений не вызывает.
Оснований для освобождения АО «ПКС-Водоканал» от административной ответственности, в том числе на основании статей 2.7 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения и ввиду крайней необходимости, не имеется, поскольку допущенное правонарушение посягает на общественные отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе.
Более того, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Вместе с тем, судья полагает возможным снизить размер административного штрафа по следующим основаниям.
Санкция части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 руб. до 250000 руб.
Как прямо закреплено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Так, в силу положений пунктов 5-7 части 1 и части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается, в том числе предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В оспариваемом постановлении административной комиссии Петрозаводского городского округа указано, что исследованы отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства, однако не указано, какие именно обстоятельства признаны в качестве таковых.
В ходе судебного заседания отягчающих обстоятельств, в том числе в виде повторного совершения однородного административного правонарушения, не установлено. Напротив, установлено, что выявленные нарушения устранены, что является смягчающим административную ответственность обстоятельством.
Учитывая вышеизложенное, назначенное в данном случае наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Принимая во внимание изложенное, судья приходит к выводу об изменении постановления должностного лица от 14 декабря 2020 г. также в части назначенного наказания, наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. следует снизить до 50000 руб.
Оснований для отмены или изменения постановления административной комиссии Петрозаводского городского округа от 14 декабря 2020 г. в остальной части, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь положениями статей 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Петрозаводского городского округа №1.3.3-03/3072-2020 от 14 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» изменить, исключить из состава вмененного административного правонарушения указание на нарушение пункта 3.19 Порядка производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 22.11.2017 № 3878, статьи 30 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденным решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 № 28/29-586, уменьшить размер назначенного акционерному обществу «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» административного штрафа со 100000 руб. до 50000 руб.
В остальной части постановление административной комиссии Петрозаводского городского округа №1.3.3-03/3072-2020 от 14 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г.Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова