Дело № 2-2535/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2021 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Колесниковой О.Д.,
при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации городского округа Щелково Московской области к Зубреву ФИО9, Приказчиковой ФИО10, Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании недействительными Решений общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования, в период с 08.03.2020 года по 15.03.2020 года, оформленных Протоколом от 15.03.2020 года № обязании привести в соответствие с законом сведения в реестре лицензий,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. Щелково Московской области обратилась в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Зубреву ФИО11, Приказчиковой ФИО12, Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании недействительными Решений общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>А, проводимого в форме очно-заочного голосования, в период с 08.03.2020 года по 15.03.2020 года, оформленных Протоколом от 15.03.2020 года №, обязании привести в соответствие с законом сведения в реестре лицензий.
В обоснование исковых требований указав, что истец является собственником жилых помещений (квартир) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в МКД по адресу <адрес>, <адрес>, что составляет 6,53% об общего числа голосов в данном МКД.
ГУ Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в адрес истца был направлен Протокол от 15.03.2020 года № общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>.
В результате данного собрания управляющей компанией вышеуказанного многоквартирного жилого дома была избрана ООО УК «ТАНДЕМ».
Истец полагает, что процедура проведения данных собраний нарушена, инициатором не был соблюден порядок уведомления собственника, что существенно нарушает права собственников и противоречит нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, Администрация г.о. Щелково Московской области просит суд:
признать недействительными Решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>А, проводимого в форме очно-заочного голосования, в период с 08.03.2020 гола по 15.03.2020 года, оформленных Протоколом от 15.03.2020 года №
обязать Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» привести в соответствие с законом сведения в реестре лицензий многоквартирных домов путем исключения информации об осуществлении ООО УК «ТАНДЕМ» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу <адрес>, с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – Администрации г.о. Щелково Московской области заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков Зубарева А.А. и Приказчиковой О.Н. - Манихина И.С. возражала по заявленным требованиям, просили применить последствия пропуска срока исковой давности.
В судебное заседание ответчик ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" не явилось, извещено.
Представитель третьего лица ООО "УК "Тандем" – Кумчистая Я.Н. в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, просила в иске отказать.
В судебное заседание третье лицо УК "Спецсервис ЖКХ" не явилось, извещено.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу положений подпункта 4 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания о выборе способа управления, и является обязательным для собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленным гражданским законодательством.
В силу пункта 8.2. статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке могут отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условия такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Согласно статьи 45 ЖК РФ общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме проводятся в форме годового общего собрания и внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Действующая редакция части 1 статьи 46 ЖК РФ устанавливает, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статьи 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3 статьи 48 ЖК РФ).
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 ЖК РФ), которая согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (часть 3 статьи 46 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Статья 198 ЖК РФ устанавливает порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса.
Часть 7 статьи 162 ЖК РФ устанавливает, что, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Из материалов дела следует, что Администрация г.о. Щелково Московской области является собственником жилых помещений (квартир) общей площадью 251,7 кв.м., расположенных в МКД по адресу <адрес>, что составляет 6,53% об общего числа голосов в данном МКД.
ГУ Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в адрес истца был направлен Протокол от 15.03.2020 года № общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>.
В результате данного собрания управляющей компанией вышеуказанного многоквартирного жилого дома была избрана ООО УК «ТАНДЕМ».
Истец полагает, что процедура проведения данных собраний нарушена, инициатором не был соблюден порядок уведомления собственника, что существенно нарушает права собственников и противоречит нормам действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика суду было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.
В силу ст. ст. 196, 197, 199 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Для отдельных требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, установление в законе общего срока исковой давности (то есть срока для защиты интересов лица, право которого нарушено), а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота (Определения от 03.10.2006 N 439-О-О, от 18.12.2007 N 890-О-О, от 20.11.2008 N 823-О-О, от 25.02.2010 N 226-О-О, от 23.09.2010 N 1142-О-О, от 27.01.2011 N 68-О-О и другие), и, рассматриваемое в системной связи с положениями статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации о восстановлении срока исковой давности в случаях, когда суд признает причину его пропуска уважительной, не может трактоваться как нарушение конституционных прав и свобод гражданина.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что истцу о наличии оспариваемого решения было известно 04.03.2020 года, что подтверждается копией Сообщения о проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, направленного в форме электронного документа (л.д. 21 + оборотная сторона), соответственно, предусмотренный законом срок для обжалования оспариваемых решений пропущен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец обратился в суд с иском 25.03.2021 года, (л.д. 3), о восстановлении пропущенного срока в ходе судебного заседания стороной истца заявлено не было, а допустимых доказательств того, что истец,, полагая свои права нарушенными, был лишен возможности своевременно обратиться в суд с иском, суду не представлено, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Администрации городского округа Щелково Московской области к Зубреву ФИО13, Приказчиковой ФИО14, Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании недействительными Решений общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> проводимого в форме очно-заочного голосования, в период с 08.03.2020 года по 15.03.2020 года, оформленных Протоколом от 15.03.2020 года № не имеется.
С учетом изложенного, поскольку в удовлетворении исковых требований Администрации городского округа Щелково Московской области к Зубреву ФИО15, Приказчиковой ФИО16, Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании недействительными Решений общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования, в период с 08.03.2020 года по 15.03.2020 года, оформленных Протоколом от 15.03.2020 года № судом отказано, производные исковые требования об обязании Главное управление <адрес> «Государственная жилищная инспекция Московской области» привести в соответствие с законом сведения в реестре лицензий многоквартирных домов путем исключения информации об осуществлении ООО УК «ТАНДЕМ» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу <адрес>, с момента вступления решения суда в законную силу, также удовлетворению не подлежат.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований надлежит в полном объеме отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа <адрес> к Зубреву ФИО17, Приказчиковой ФИО18, Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании недействительными Решений общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования, в период с 08.03.2020 гола по 15.03.2020 года, оформленных Протоколом от 15.03.2020 года №, обязании привести в соответствие с законом сведения в реестре лицензий
- отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца.
Судья О.Д. Колесникова