К О П И Я
Дело №2-373/2020 (42RS0023-01-2020-000343-66)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего : судьи Бычковой Е.А.,
при секретаре : Архипенко К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке
20 апреля 2020 года
гражданское дело по иску прокурора Новокузнецкого района к администрации Загорского сельского поселения об обязании устранить нарушения действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Новокузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с иском к администрации Загорского сельского поселения об обязании устранить нарушения действующего законодательства, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой района по заданию Прокуратуры Кемеровской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами. В результате проверки установлено, что в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области, за <адрес> и за <адрес> имеются несанкционированные свалки бытовых и иных отходов. Несанкционированные свалки по вышеуказанным адресам расположены на землях общего пользования муниципального образования Загорского сельского поселения.
Факт наличия на территории населенного пункта Загорского сельского поселения несанкционированных свалок бытовых отходов, само по себе является нарушением норм действующего законодательства направленного на соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также об охране окружающей среды.
Ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения указанной обязанности по принятию участия в организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов привело к возникновению несанкционированных свалок мусора в <адрес> сельского поселения. В связи с чем, ответчика следует понудить устранить нарушения действующего законодательства о местном самоуправлении, об охране окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Требование прокурора о понуждении администрации Загорского сельского поселения устранить нарушения законов основаны на праве прокурора в соответстви с ч. 1 ст. ГПК РФ обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Новокузнецкого района Сандракова Е.И., действующая на основании служебного удостоверения, исковые требования поддержала, просила суд обязать администрацию Загорского сельского поселения устранить нарушения действующего законодательства о местном самоуправлении, об охране окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: произвести санитарную отчистку и уборку территорий населенного пункта Загорского сельского поселения от захламления бытовым мусором (отходами) за <адрес> и за <адрес> на въезде в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области; вывезти твердые бытовые отходы с места их несанкционированного складирования за <адрес> и за ул. ленина в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области. И установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.07.2020 г.
Представитель ответчика администрации Загорского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил заявление о признании исковых требований и о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с частью шестой ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Уставом МО «Загорское сельское поселение» утвержденного решением Совета народных депутатов Загорского сельского поселения от 24.02.2016 г. №105, также предусмотрено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 15 ст. 4).
Пунктом 1.2. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Судом установлено, что прокуратурой района по заданию Прокуратуры Кемеровской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в результате которой установлено, что за <адрес> и за <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области имеются несанкционированные свалки бытовых и иных отходов. Несанкционированные свалки по вышеуказанным адресам расположены на землях общего пользования муниципального образования Загорского сельского поселения.
Таким образом, установлено, что администрацией Загорского сельского поселения в нарушении требований законодательства не реализованы полномочия, направленные на принятие участия в организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов, что привело к возникновению несанкционированной свалки мусора в <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Загорского сельского поселения устранить нарушения действующего законодательства о местном самоуправлении, об охране окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: произвести санитарную отчистку и уборку территорий населенного пункта Загорского сельского поселения от захламления бытовым мусором (отходами) за <адрес> и за <адрес> на въезде в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области; вывезти твердые бытовые отходы с места их несанкционированного складирования за <адрес> и за <адрес> в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области.
Для совершения указанных действий предоставить ответчику срок до 01.07.2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22 апреля 2020 года.
Судья: (подпись)
Копия верна. Судья: Е.А.Бычкова
Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела №2-373/2020 Новокузнецкого районного суда Кемеровской области.