РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2023 года адрес
Тушинский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
при помощнике фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-226/2023 по административному иску депутата Совета депутатов муниципального адрес к главе муниципального адрес о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ
Административный истец – депутат Совета депутатов муниципального адрес обратилась в суд с административным иском к административному ответчику – главе муниципального адрес –Светикову И.А. и просит признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в немотивированной отмене очередного заседания Совета депутатов муниципального адрес, назначенного на 13.12.2022, чем нарушил право административного истца на беспрепятственное участие в заседании Совета депутатов и осуществление нормотворческой инициативы. Указывает на то, что административный ответчик как глава муниципального образования не наделен полномочиями по отмене очередного заседания Совета депутатов, до его начала, при этом указанное заседание Совета депутатов было назначено решением Совета депутатов № 12-4от 08.09.2022 о плане работы Совета депутатов муниципального адрес на адрес 2022 года, глава муниципального округа не вправе отменять или изменять ранее принятые решения Совета депутатов.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме.
Административный ответчик, его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объёме по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, которые были приобщены к материалам дела.
Суд, огласив административное исковое заявление, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (- далее Федеральный закон № 131) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей адрес.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131 наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, 11.09.2022 состоялись очередные выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес. Согласно решению от 12.09.2022 № 33/1 Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес, было избрано десять депутатов нового созыва, в том числе фио, что составляет 100% от численности депутатов, установленной п. 3 ст. 8 Устава муниципального адрес.
адрес Куркино является Светиков И.А.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец указывает и не оспаривается стороной административного ответчика, что административным ответчиком было отменено, до его начала очередное заседание Совета депутатов муниципального адрес, назначенное на 13.12.2022.
Указанное заседание было запланировано в соответствии с планом работы Совета депутатов муниципального адрес на адрес 2022 года, утвержденным решением Совета депутатов муниципального адрес от 08.09.2022 № 12-4.
Суд, разрешая заявленные истцом требования по существу, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований административный истец ссылается на отсутствие у административного ответчика, как главы муниципального адрес, полномочий на отмену очередного заседания Совета депутатов муниципального округа.
Суд не может согласиться с данными доводами административного истца по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 6 ст. 8 Устава муниципального адрес заседания Совета депутатов проводятся в соответствии с Регламентом Совета депутатов, но не реже одного раза в три месяца.
Решением совета депутатов муниципального адрес от 10.04.2018 № 9-3 утвержден Регламент Совета депутатов муниципального адрес.
Из преамбулы Регламента следует, что он устанавливает порядок проведения заседаний, правила и процедуры работы Совета депутатов муниципального образования адрес.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Регламента, Совет депутатов осуществляет свои полномочия на заседаниях.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Регламента ведет заседания Совета депутатов глава муниципального округа, исполняющий полномочия Председателя совета депутатов, установленных Уставом муниципального округа и настоящим регламентом, другой депутат Совета депутатов.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Регламента, очередные заседания Совета депутатов проводятся, как правила, ежемесячно, но не реже одного раза в три месяца, что в полной мере соответствует, приведенным выше, аналогичным положениям Устава муниципального адрес.
Из протокола заседания Совета депутатов муниципального адрес следует, что глава муниципального адрес – Светиков И.А. объявил о том, что заседание проводиться не будет в связи с тем, что жители фио, фио, фио отказались покинуть зал заседаний.
В соответствии со ст. 14 Регламента по решению Совета депутатов или главы муниципального округа очередные заседания могут не проводится и быть перенесены.
Уведомление о переносе очередного заседания, о назначении внеочередного заседания, направляется всем депутатам Совета депутатов в течении суток с момента принятия решения, посредством почтовой, телефонной, факсимильной, телеграфной связи, электронной почты, службы мобильных коротких телефонных сообщений (СМС).
Таким образом, вопреки доводам административного истца глава муниципального округа вправе принять решение о непроведении очередного заседания совета депутатов и его переносе.
Судом в ходе рассмотрения дела обозревалась видеозапись очередного заседания Совета депутатов муниципального адрес от 13.12.2022, из которой усматривается, что на заседании присутствовала фио, которой административным ответчиком было предложено покинуть зал заседания, на что она в ультимативной форме отказалась это сделать и предложила вызвать полицию. Кроме того из записи усматривается, что административного ответчика, неоднократно перебивали, фактически не давая ему высказаться другие, присутствовавшие на заседании депутаты.
При таких обстоятельствах административным ответчиком было объявлено, что он отменяет проведение заседания, также сообщено о том, что очередное заседание назначено на 24.01.2023.
Суд считает, что указанные действия административного ответчика соответствуют положениям ст. 14 Регламента, при этом поскольку из листа регистрации заседания Совета депутатов на 13.12.2022, следует, что явились все муниципальные депутаты муниципального адрес, то у административного ответчика не было обязанности дополнительно уведомлять их о принятом решении об отмене очередного заседания Совета депутатов, поскольку оно было доведено до них непосредственно после принятия самим административным ответчиком лично.
Из материалов дела следует, что Светиковым И.А. в адрес фио, фио, фио были направлены уведомления об отказе в присутствии на заседании Совета депутатов муниципального адрес 13.12.2022, в связи неоднократными нарушениями регламента, при этом разъяснено, что трансляция заседания Совета депутатов будет транслироваться в сети Интернет, предоставлена ссылка, на которой можно было бы посмотреть трансляцию.
В соответствии с ч. 12 ст. 12 Закона адрес от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес" на заседаниях представительного органа вправе присутствовать депутаты Московской городской Думы, должностные лица органов государственной власти адрес, должностные лица администрации, представители органов территориального общественного самоуправления, представители общественных объединений, жители муниципального образования, представители средств массовой информации.
В тоже время, в соответствии с ч. 13 ст. 12 Закона адрес от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес" порядок проведения заседаний, правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются уставом муниципального образования или регламентом представительного органа.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Регламента, в ходе открытого заседания Совета депутатов, кроме входящих в его состав депутатов и секретаря заседания, на заседании вправе присутствовать депутаты Московской городской Думы, должностные лица органов государственной власти адрес, должностные лица администрации, представители органов территориального общественного самоуправления, представители прокуратуры.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Регламента по согласованию с главой муниципального округа на заседании Совета депутатов могут присутствовать представители общественных объединений, жители муниципального округа, представители средств массовой информации.
Указанные положения Регламента, не противоречат положениям Устава муниципального образования Куркино, а также приведенного выше Закона адрес, предусматривающего, что порядок проведения заседаний, правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются уставом муниципального образования или регламентом представительного органа.
Таким образом, открытый характер заседания Совета депутатов, не носит абсолютного характера и не предполагает возможности присутствия на заседании любого лица, соответственно нахождение в зале заседаний лиц, право которых на присутствие прямо не предусмотрено Регламентом, без соответствующего согласования, свидетельствует о нарушении регламента.
Суд отмечает, что реализация права на перенос очередного заседания Совета депутатов относится к компетенции главы муниципального образования, осуществляется им по своему усмотрению исходя из оценки обстоятельств, которые являются основанием для такого переноса, при этом какие-либо критерии, применяемые к таким обстоятельствам, ни Регламентом, ни Уставом муниципального образования, ни действующим законодательством не установлены.
Кроме того, следует отметить и то, что очередные заседания Совета депутатов муниципального адрес, как следует из материалов дела, были назначены на 21.11.2022, 13.12.2022, 24.01.2023, также проводились внеочередные заседания 11.11.2022, 21.12.2022.
Таким образом, несмотря на непроведение очередного заседания Совета депутатов муниципального адрес 13.12.2022, минимальная частота проведения очередных заседаний, установленная Уставом муниципального образования Куркино и Регламентом, а именно не реже одного раза в три месяца, нарушена не была.
Оснований полагать, что административный ответчик отменяя проведение очередного заседания 13.12.2022 злоупотребил своим правом у суда не имеется, поскольку ни до 13.12.2022, ни после 13.12.2022 административный ответчик решений о переносе очередных заседаний Совета депутатов не принимал.
Суд считает, что оспариваемое решение принято административный ответчиком в пределах его полномочий, предусмотренных Регламентом и с учетом, количества проводимых как очередных, так и внеочередных заседаний Совета депутатов, не может быть расценено как нарушающее права административного истца на участие в заседаниях Совета депутатов.
Доводы административного истца о том, что на других, проведенных очередных заседаниях Совета депутатов отсутствовал кворум, в связи с чем не имелось возможности принять какие-либо решения, для рассмотрения настоящего административного дела значения не имеют, поскольку административный ответчик, будучи главой муниципального адрес, не может нести ответственность за неучастие муниципальных депутатов в заседаниях Совета депутатов, поскольку личное участие в заседаниях Совета депутатов, является обязанностью самих депутатов.
Также суд отклоняет доводы административного истца о том, что поскольку очередное заседание Совета депутатов муниципального адрес на 13.12.2022 было назначено в соответствии с планом работы Совета депутатов, утвержденном решением Совета депутатов муниципального адрес, поскольку перенос очередного заседания прямо предусмотрен в числе полномочий главы муниципального образования в соответствии с Регламентом.
Кроме того, следует отметить, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права , свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение в следствии нарушения прав и свобод административного истца, однако в рассматриваемом случае такой совокупности не установлено.
Кроме того, суд учитывает, что по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа, организации или должностного лица, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, а на восстановление нарушенного права административного истца. Таким образом, отсутствие способа восстановления права, а равно ситуация, когда нарушенное право восстановлено до принятия судом решения, влекут отказ в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, с которым административный истец связывает нарушение своих прав.
В рассматриваемом случае, после 13.12.2022, были проведены как очередные, так и внеочередные заседания Совета депутатов муниципального адрес, в которых административный истец принимала участие, признание незаконным решения административного ответчика об непроведении заседания Совета депутатов муниципального адрес, назначенного на 13.12.2022, в такой ситуации не способствовало бы восстановлению прав административного истца и в случае их нарушения, в виду отсутствия способа восстановления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Принимая во внимание изложенное, суд отказывает в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь статями 177-180 КАС РФ, суд
решил
В удовлетворении административного искового заявления депутата Совета депутатов муниципального адрес к главе муниципального адрес о признании действий незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 03.04.2023.
Судья