РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2022 года г. Москва
Перовский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Фролова А.С., при секретаре Османовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-992/2022 по иску ... ... к наименование организации о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ... ... обратилась в суд с иском к ответчику наименование организации о защите прав потребителей, в обоснование своих требований указав, что является собственником жилого дома с мансардой и сооружениями, общей площадью 383,7 кв.м., расположенного по адресу: адрес, адрес, в котором проживает не постоянно, а периодически: в выходные дни и летний период.
Оператором услуг, осуществляющим утилизацию бытовых отходов является ответчик наименование организации, которой не обеспечивается вывоз бытового мусора, не организовано место расположение участков для отходов, однако выставляется в адрес истца обязательства по обеспечению оплаты услуг «вывоз твердых коммунальных отходов».
Истец просит, с учетом поданных уточнений, признать действия наименование организации, по вменению истцу задолженности по оплате услуг «вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО)» в жилом доме с мансардой и сооружениями, общей площадью 383. 7 кв.м., расположенного по адресу: адрес, адрес. адрес. Незаконным; отменить вменяемую задолженность по оплате услуг «вывоз твердых коммунальных отходов по дату вынесения решения судом; отменить начисленные пени по оплате услуг «вывоз твердых коммунальных отходов по дату вынесения решения судом; обязать ответчика произвести перерасчет услуг «вывоз твердых коммунальных отходов в связи с их фактическим не предоставлением, а также учесть период фактического пребывания истца, с изменением размера платежей; взыскать с ответчика денежные средства в размере 12 500 руб., в счет компенсации юридических услуг по договору об оказании юридических услуг с наименование организации; денежные средства в размере 100 000 рублей в качестве компенсации морального вреда; штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Истец ... ... в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя, которая исковые требования поддержала, основываясь на доводах искового заявления.
Представитель ответчика наименование организации в судебное заседание явилась, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
На основании Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и результатов конкурсного отбора, протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.04.2018, а также в соответствии с Соглашением ... от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с Министерством экологии и природопользования Московской области, наименование организации наделено статусом «Регионального оператора» по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области (Ногинская адрес), и является единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, в том числе выставление счета за оказанные услуги за обращение с ТКО на адрес субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 соглашения, региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Московской области с «01» января 2019 года.
В соответствии с п. 5.1.2. соглашения, региональный оператор обязан обеспечив бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ГКО, образованных в зоне деятельности Регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой, графиком сбора и транспортирования ТКО.
На основании п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими Региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Руководствуясь ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.
На основании ч. 4 и ч. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, установлена обязанность собственников ТКО заключить, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого они образуются и находятся места их накопления, в соответствии с типовым договором, при этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Согласно п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пп. б) и пп. в) п. 8(1) правил 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 8(4) правил 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8(17) правил 1156, региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет Региональному оператору заявку Потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) правил 1156. Заявка Потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. 8(8)-8(16) Правил 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил 1156, в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 148(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО Потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в п.п. 148 (4) - 148 (6) Правил 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, (п. 148(2) Правил 354.)
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия у потребителя, заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги, (п. 148(2) Правил 354.)
Согласно п. 148(11) Правил 354, региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в пп. б) п. 148(5) Правил 354, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил 354.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
С учетом п.11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ «При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов Потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации»
В соответствии ч. 1 ст. 13.4, ч. 2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, а также п.п. 2.5, 2.8 Порядка накопления ТКО, утвержденного Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.07.2019 № 350-РВ, накопление ТКО осуществляется с использованием контейнерных площадок.
При этом, определение мест (площадок) накопления ТКО (п. 4 ст. 13.4, ст. 8 Закона № 89-ФЗ) и создание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется органами местного самоуправления за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п.З Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018).
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. ст. 14-16) за исключением случая, если земельные участки общего пользования потребителей не находятся в муниципальной собственности.
Согласно и. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО (на земельном участке муниципальной собственности или собственниками земельных участков (на земле общего пользования собственников земельных участков) и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ, (и. 148. Правил 354 гласит, что, Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, отражение (и. 13 Правил 1156).
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит ТКО из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления. Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с ТКО.
Судом установлено, что истец ... ... является собственником жилого дома с мансардой и сооружениями, общей площадью 383, 7 кв.м., расположенного по адресу: адрес, адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50 HBN 374757, выданным 13.02.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.02.2008 сделана запись регистрации ...
Ответчик наименование организации является оператором услуг, осуществляющим утилизацию бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она в принадлежащем ей доме проживает не постоянно, а периодически: в выходные дни и летний период.
Ответчик наименование организации не обеспечивает вывоз бытового мусора, не организовал место расположение участков для отходов, однако выставляет в адрес истца обязательства по обеспечению оплаты услуг «вывоз твердых коммунальных отходов».
15.10.2018 и 27.12.2018 на официальном сайте регионального оператора ... в сети Интернет опубликована публичная оферта, адресованная всем собственникам объектов, расположенных на адрес деятельности регионального оператора, а так же предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Так же данная оферта опубликована в газете ... страницы 10-11, издание ..., дата публикации 27.12.2018.
Таким образом, в Московской области утвержден расчёт платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, а не исходя из количества постоянно или временно проживающих лиц. При этом, потребителям было предусмотрено предоставление скидки в связи с сезонностью проживания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при установлении платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя, так как Правительством Российской Федерации такой порядок не установлен.
В соответствии со схемой санитарной очистки городского адрес утвержденной Постановлением Администрации городского адрес от 30.04.2019 № 1951 «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки городского адрес» утвержден перечень существующих контейнерных площадок, а также перечень контейнерных площадок, планируемых к для сбора ТКО от жилищного фонда, планируемых к установке до 2039 года.
Согласно тексту Постановления, а именно таблица 1 (мероприятия в области обращения с ТКО) на I очередь (до 2024 г.) установить 35 новых контейнерных площадок, таким образом будет обеспечен охват контейнерной системой сбора ТКО 32-х населенных пунктов из 80-ти.
Сбор ТКО от остальных населенных пунктов осуществлять маршрутным способом. Организовать вывоз ТКО с периодичностью не менее 1 раза в неделю при использовании маршрутной системы сбора.
Установка контейнерной площадки на территории адрес в соответствии с Приложением к вышеуказанной схеме санитарной очистки запланирована Администрацией городского адрес до 2039 года.
В связи с отсутствием на территории адрес оборудованной контейнерной площадки, вывоз ТКО осуществляется маршрутным методом в целях недопущения экологической катастрофы в соответствии с графиком, согласованным с администрацией муниципального образования каждый понедельник с 07:00 до 23:00.
Оказание услуг Региональным оператором на территории адрес, подтверждается в том числе, данными GPS Глонасс.
Таким образом, между наименование организации и всеми собственниками объектов ИЖС, расположенных в Ногинской адрес, заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при этом письменная форма публичного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для его признания заключенным не требуется, услуги по обращению с ТКО оказываются Региональным оператором надлежащим образом, в связи с чем услуги Регионального оператора подлежат оплате в полном объеме, при этом в случае временного не проживания потребителя порядок перерасчёта платы за услугу по обращению с ТКО, при утверждении норматива накопления ТКО, исходя из квадратного метра площади, не установлен Правительством Российской Федерации.
Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ в распоряжение суда не представлено доказательств в подтверждение произведенной ей оплаты за вывоз твердых бытовых отходов.
На основании вышеизложенного суд считает, что оснований для удовлетворения требований истца в части признания действий ответчика наименование организации по вменению истцу задолженности по оплате услуг «вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО)» в жилом доме, расположенном по адресу: адрес, адрес. адрес незаконным не имеется.
Кроме того, у суда не имеется оснований для отмены задолженности по оплате услуг «вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО)», отмены начисленных пени по оплате услуг «вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО)», поскольку услуга по вывозу твердых бытовых отходов истцу была предоставлена, при этом право воспользоваться данной услугой остается за истцом, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований истца в данной части.
Поскольку в удовлетворении исковых требований о признании действий ответчика незаконными и обязании произвести перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов отказано, не имеется оснований и для удовлетворения производных от них требований о взыскании с ответчика штрафа, компенсации морального вреда и судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ... ... ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░