ДД.ММ.ГГГГ
Подольский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Солодухиной И.С.
при секретаре: ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес>, МУП «Бюро по приватизации жилья <адрес>» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Удалов А.Н. обратился в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение - <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, мотивируя требования тем, что является нанимателем указанного жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения, постоянно зарегистрирован и проживает по указанному адресу, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Ранее в приватизации не участвовал. Обратившись в МУП «Бюро по приватизации жилья <адрес>» с заявлением о приватизации указанной квартиры, ему было отказано, в связи с тем, что на жилое помещение не зарегистрировано первичное право муниципальной собственности, а также ввиду отсутствия необходимых документов для оформления права собственности. Полагает, данный отказ является необоснованным, противоречащим Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», нарушающим его жилищные права.
ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик - Администрация <адрес>, представитель ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Ответчик - МУП «Бюро по приватизации жилья <адрес>», представитель в судебное заседание не явился, извещен.
Третье лицо - ОАО «Машиностроительный завод ЗИО Подольск», представитель в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 75), письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ОАО «Подольский машиностроительный завод» не возражает против признания за истцами права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации (л.д.23-26), ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 21).
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Разрешая исковые требования, суд руководствуется ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии с которой, приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., 20 мая, ДД.ММ.ГГГГг.), граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.11 Закона от 04.07.1991г. № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закрепляет за каждым гражданином право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
В силу ст.18 Закона от 04.07.1991г. № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст.7 ФЗ РФ №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма».
Согласно ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с ч.3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV указанного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу правовой позиции, изложенной в подп. г п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона).
В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст.683 ГК РФ, договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу правовой позиции, изложенной в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В судебном заседании установлено, что на основании решения конференции трудового коллектива завода, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством тяжелого машиностроения ССР и организацией арендаторов, созданной на базе Подольского машиностроительного завода им.Орджоникидзе заключен договор аренды имущества государственного предприятия «Подольский машиностроительный завод им.Орджоникидзе» (л.д.27-37). Согласно дополнению № к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен выкуп имущества арендатором (ГП «Подольский машиностроительный завод им.Орджоникидзе»).
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным комитетом РСФСР по управлению государственным имуществом и арендным предприятием «Подольский машиностроительный завод им.Орджоникидзе» заключен договор о выкупе имущества арендного предприятия (л.д.38-40), о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о собственности на приватизированное предприятие № (л.д.50).
ДД.ММ.ГГГГ конференцией акционеров акционерного общества- СП «Подольский машиностроительный завод» принято решение «О приватизации объектов социальной сферы, состоящих на балансе завода» (л.д.51).
ДД.ММ.ГГГГ заседанием Совета директоров АООТ «Подольский машиностроительный завод», принято решение об отзыве заявки на приватизацию объектов социальной сферы их Мособлкомимущество (л.д.55).
Решением Мособлкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ № отменено решение Мособлкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ № о приватизации объектов, комиссия по приватизации расформирована (л.д.56).
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и АООТ «Подольский машиностроительный завод» подписан акт приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения №№, согласно которому АООТ «Подольский машиностроительный завод» передал, а Комитет по управлению имуществом <адрес> принял объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложению № к акту (л.д.57,58-61), о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности № (л.д.62).
На основании договора социального найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 является нанимателем жилого помещения - <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела.
На имя ФИО2 открыт лицевой счет, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д.7).
Истец постоянно зарегистрирован и проживает в указанной квартире, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.8).
<адрес> жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом жилого помещения (л.д.5-6).
Согласно справке МУП Бюро по приватизации <адрес> ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ год был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> общежитие, с № по настоящее время - <адрес>, в приватизации не участвовал (л.д. 9).
ФИО2, желающий реализовать свое право на приватизацию, обратился с заявлением в МУП «Бюро по приватизации жилья <адрес>» о приватизации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.10).
Ввиду отсутствия зарегистрированного первичного права муниципальной собственности за Администрацией <адрес> в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, истцу отказано в передаче указанной квартиры в собственность в порядке приватизации (л.д.11).
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходит из того, что ФИО2 является нанимателем жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, постоянно зарегистрирован и проживает по указанному адресу.
Согласно ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты нарушенного права, является признание права.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в соответствии с п.1 Указа Президента РФ № от 10.01.1993г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», при приватизации предприятий, находившихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являлись федеральной собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Также жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшиеся в качестве общежитий, которые были предоставлены и переданы в муниципальный жилищный фонд до ДД.ММ.ГГГГг., могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после ДД.ММ.ГГГГг. при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Согласно акту приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного Комитетом по управлению имуществом <адрес> и АООТ «Подольский машиностроительный завод» подписан, АООТ «Подольский машиностроительный завод» передал, а Комитет по управлению имуществом <адрес> принял объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а именно общежитие № (л.д.58-60).
В соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в домах, принадлежавших государственным предприятиям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
То обстоятельство, что до настоящего времени органом местного самоуправления и ОАО «Подольский машиностроительный завод» не завершена процедура передачи здания общежития в муниципальную собственность, не принято решение об исключении здания общежития из специализированного жилищного фонда, не оформлено право муниципальной собственности, не может повлиять на жилищные права истца.
Также не может послужить основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования, то обстоятельство, что между истцом и ОАО «Подольский машиностроительный завод» заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого квартира передана истцу во временное пользование. Суд исходит из того, что право муниципальной собственности на жилое помещение Администрацией <адрес> не оформлено, в связи с чем заключить договор социального найма жилого помещения истец лишен возможности, при этом несоблюдение указанной процедуры не должно нарушать права истца на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Учитывая изложенное, поскольку ФИО2 проживает и зарегистрирован постоянно в указанном жилом помещении, ранее не участвовал в приватизации, что подтверждается справкой МУП «Бюро по приватизации жилья <адрес>», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и признает за истцами право собственности на жилые помещение-<адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес>, МУП «Бюро по приватизации жилья <адрес>» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности жилое помещение - <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий И.С.Солодухина