Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-499/2019 ~ М-495/2019 от 05.09.2019

Дело № 2-499/2019

УИД 28RS0019-01-2019-000710-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2019 года                                                                  пгт. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,

при секретаре – Мирюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Серышевского района в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к администрации Серышевского района об обязании включить в реестр мест (площадок) накопления ТКО земельный участок и оборудовании земельного участка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Серышевского района в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился с данным исковым заявлением в суд, мотивируя свои требования тем, прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения администрацией Серышевского района требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, по результатам которой установлено, что на территории <адрес> в 2 километрах от населенного пункта <адрес> по направлению к федеральной трассе с координатами 51.142946 и 128.543815, расположено место временного накопления (хранения) твердых коммунальных отходов. Установлено, что вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16, площадью 9159 кв.м. относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и находится в распоряжении администрации <адрес> (вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства свободен от прав третьих лиц). Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. В соответствии со ст. 13 Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.     В силу ст. 13.4 Закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требование законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов соответствовать требованиям законодательства РФ - указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. В нарушение бытовой мусор согласно которых временное складирование отходов на открытых площадках; без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре, осуществляется при строгом соблюдении условий, вышеуказанное место накопления расположено на открытой территории, не защищено от воздействия атмосферных осадков и ветров, искусственное водонепронецаемое и химически стойкое покрытие отсутствует. Кроме того, в ходе проверки установлено, что несмотря на то, что вышеуказанный земельный участок для временного накопления ТКО, Приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 01.11.2017 № 260-ОД, внесен в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018-2028 годов, как «Планируемые места накопления отходов», органом местного самоуправления главой Серышевского района, решение о создании площадки накопления твердых коммунальных отходов в вышеуказанном месте (в 2 км. от <адрес>, к/н 28:23:020408:16, площадью 9159 кв.м.), не принято, в реестр мест (площадок) накопления ТКО не включено. Отсутствием контроля за размещением указанных отходов на территории муниципального образования допускается порча земель веществами и отходами производства и потребления, в результате чего складывается ситуация, которая приводит к загрязнению окружающей среды, что, в свою очередь нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятные условия проживания. На основании изложенного, просил обязать администрацию <адрес> в месячный срокс момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр мест(площадок) накопления ТКО земельный участок в 2 км. от <адрес>, кадастровый , площадью 9159 кв.м. Обязать администрацию <адрес> в течение 3 месяцевс момента вступления решения суда в законную силу оборудовать земельныйучасток в 2 км. от <адрес>, кадастровый , площадью 9159 кв.м. в соответствие с требованиямисанитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе: обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков; оборудовать поверхность площадки, на которой осуществляется хранение отходов, искусственным водонепроницаемым и химически-стойким покрытием; по периметру площадки обеспечить обваловку.

В судебном заседании помощник прокурора Серышевского района Сивоздрав Е.В., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и мотивам, указанным в иске, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Серышевского района Горожанкин С.В., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания не согласившись с исковыми требованиями, полагая их не подлежащими удовлетворению, поддержал доводы представленного письменного отзыва, согласно которого для отведения места временного хранения ТКО до 11 месяцев, находящегося в 2 км. от <адрес> по направлению к федеральной трассе с координатами: 51.142946 и 128.543815, решение главы <адрес> не требовалось, так как данный участок включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории <адрес> на период 2018-2028 годов и утвержден приказом министерства природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ Д. В соответствии с заключенным соглашением между Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ТрансЭкоСервис» об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Кластер -2» (<адрес><адрес>, ООО «ТрансЭкоСервис» присвоен статус регионального оператора на осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) сроком на 10 лет. Земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 9159 кв.м., переведен в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для иного специального назначения с целью дальнейшего предоставления региональному оператору для размещения объекта накопления ТКО. На момент включения данного участка в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Амурской области на период 2018-2028 годов обследования на предмет соответствия санитарно-эпидемиологических норм не требовалось, на основании этого заключений соответствующих ведомств не имеется. В перечень объектов внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов вносятся только полигоны ТКО, места временного хранения до 11 месяцев к этому перечню не относятся. Администрация района включает в реестр мест (площадок) накопления ТКО только контейнерные площадки, на основании Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, места временного хранения до 11 месяцев к этому перечню не относятся. В данных Правилах применяется понятие «контейнерная площадка» - место (площадка) накопление твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров. Согласно, Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ используется понятие «накопление отходов» - складирование отходов на срок не более одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не разработано положение, определяющие требования к обустройству мест временного накопления ТКО до 11 месяцев. Соответственно разработать программу производственного контроля в полном объеме невозможно вследствие отсутствия утвержденных федеральным органом исполнительной власти требований к местам накопления ТКО со складированием отходов на срок не более чем 11 месяцев. Во избежание возгорания, подтопления и выветривания производится контроль региональным оператором над поступающими на место временного накопления твердыми коммунальными отходами. Также производится буртование отходов спецтехникой.

Третье лицо – председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района Абаштова А.В., действующая на основании доверенности, в ходе судебного заседания не согласившись с доводами искового заявления, суду показала, что земельный участок , площадью 9159 кв.м., расположенный на территории Украинского сельсовета согласно генерального плана ранее был сформирован и поставлен на кадастровый учёт с целью включения в территориальную схему для накопления и временного хранения до 11 месяцев твердых коммунальных отходов. На генплане в 2006-2009 годы данное место было обусловлено, как место для свалки, поскольку там уже находилась несанкционированная свалка, которая была организована ещё с советских времён. Данный земельный участок был согласован непосредственно с региональным оператором, с Министерством природы Амурской области и после чего был поставлен на кадастровый учёт из состава земель сельхоз назначения, как земельный участок для сельхозпроизводства. В связи с не соответствием данного порядка нормам законодательства администрацией района были предприняты меры для перевода земельного участка в земли промышленности, энергетики, с видом разрешённого использования под свалку, именно для организации временного хранения коммунальных отходов. Она не согласна с требованием истца об обязании администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда, включить в реестр место накопления ТКО, земельный участок, поскольку согласно законодательства, реестры на которые ссылается истец, это реестры контейнерных площадок, то есть место накопления ТКО – это контейнерная площадка, ведение реестров мест временного хранения не предусмотрено законодательством. Соответственно к данному земельному участку это не применимо. Также считает не подлежащим удовлетворению требование об обязании оборудовать земельный участок в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе обеспечить защиту от воздействия от атмосферных осадков, оборудовать поверхность площадки, на которой осуществляется хранение отходов искусственным водонепроницаемым химическим стойким покрытием по периметру площадки обеспечить обволоку. Проведя указанные мероприятия, на земельном участке будет образован объект недвижимости, что не предусмотрено законодательством и не применимо к месту временного хранения, а предусмотрено для полигонов. Считает, что место временного хранения отходов должно быть защищено от ветра, должен стоять шлагбаум, не позволяющий вывозить иным лицам мусор, данным земельным участком должен заниматься только региональный оператор. К данной ситуации больше применим 303-ий Приказ Минприроды РФ. И поскольку региональный оператор будет пользоваться земельным участком, значит он должен взять его в аренду.

Третье лицо – директор ООО «ТрансЭкоСервис» Ефремов В.В. в ходе судебного заседания не согласившись с исковыми требованиями, считая доводы стороны истца несостоятельными показал, что работа над оформлением земельного участка в соответствии с 303-им Приказом Минприроды РФ ведется. Планируется закрепить этот участок, как площадку временного накопления, как место складирования, согласно 303-му Приказу. Запланировано обустройство участка: шлагбаумом и лёгким ограждением, ямой для дезинфекции, счетами для выгрузки. В настоящий момент данный земельный участок не попадает ни под один нормативный акт. Требований к площадкам временного накопления ТКО пока нет.

Представитель третьего лица ООО «ТрансЭкоСервис» Воронова Л.Ю. действующая на основании доверенности, в полном объеме поддержала позицию администрации Серышевского района, полагала, что оснований для удовлетворения требований не имеется.

Третье лицо Министерство природных ресурсов Амурской области, уведомленный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело без участия их представителя, указав, что приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 01.11.2017 № 260-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018-2028 годов. В соответствии с данной схемой место накопление твердых коммунальных отходов (в 2 км. от с. Украинка Серышевского района Амурской области, к/н 28:23:020408:16 площадью 9159 кв.м.) определено как «Планируемое место накопления отходов» для складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по Амурской области, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не поступало.

Третье лицо – администрация Украинского сельского совета Серышевского района Амурской области, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не поступало.

Исследовав материала дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под размещением отходов – хранение и захоронение отходов; под захоронением отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под объектами размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; под накоплением отходов –складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16, расположенный по адресу: Амурская область, Серышевский район, площадью 9159 кв. м. согласно кадастровой выписке, имеет разрешенное использование - для размещения свалки твердых коммунальных отходов.

Также судом установлено, что данный земельный участок включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Амурской области на период 2018-2028 годов, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 01.11.2017 №260-ОД.

При этом в соответствии с данной схемой место накопления твердых коммунальных отходов указанное место определено как «Планируемое место накопления отходов» для складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Истцом заявлены требования о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО земельного участка в 2 км. от с. Украинка Серышевского района, с кадастровым номером 28:23:020408:16.

В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов, который предусматривает порядок ведения Росприроднадзором, в том числе государственного реестра объектов размещения отходов с 01.08.2014.

Согласно п. 16 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 №792 государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом как уже указывалось выше, согласно ФЗ под объектами размещения отходов, понимается – пециально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №49.

Так, согласно п. 4 указанных выше Правил инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов, фондовые материалы; иная документация.

Вместе с тем земельный участок в 2 км. от с. Украинка Серышевского района, с кадастровым номером 28:23:020408:16, признаками объекта, подлежащего включению государственный реестр объектов размещения отходов не обладает. Кроме того, не может он быть включен и в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведется администрацией района, поскольку в данный реестр на основании Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, включаются контейнерные площадки. Следовательно оснований для удовлетворения в этой части требований прокурора не имеется.

Также не основанными на нормах права суд находит и требования стороны истца об оборудовании указанного земельного участка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства – обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков; оборудовать поверхность площадки, на которой осуществляется хранение отходов, искусственным водонепроницаемым и химически-стойким покрытием; по периметру площадки обеспечить обваловку.

Так в соответствии ср статьей 1 Федерального закона №89-ФЗ твёрдые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимися в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Пунктом 6 ст. 13.4 поименованного закона установлено, что порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утвержденные постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016).

В названном федеральном подзаконном нормативном акте применяются следующие понятия: «бункер» - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

Суд полагает, что требования истца: обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков; оборудовать поверхность площадки, на которой осуществляется хранение отходов, искусственным водонепроницаемым и химически-стойким покрытием; по периметру площадки обеспечить обваловку, должны применяться именно к контейнерным площадкам, а не к земельному участку, на чем настаивает истец.

Таким образом, не оспаривая доводы стороны истца о праве граждан на охрану здоровья и благоприятные условия проживания, суд приходит к выводу, что исходя из фактических обстоятельств дела, отсутствие в настоящее время положений, определяющих требования именно к обустройству мест временного накопления ТКО до 11 месяцев, исковые требования, в рамках заявленных, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В требованиях прокурора Серышевского района обязать администрацию Серышевского района в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр мест (площадок) накопления ТКО земельный участок в 2 км. от <адрес>, кадастровый , площадью 9159 кв.м.; обязать администрацию Серышевского района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать земельный участок в 2 км. от <адрес>, кадастровый , площадью 9159 кв.м. в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе: обеспечить защиту от воздействия атмосферных осадков; оборудовать поверхность площадки, на которой осуществляется хранение отходов, искусственным водонепроницаемым и химически-стойким покрытием; по периметру площадки обеспечить обваловку – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

           Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья ___________________________

2-499/2019 ~ М-495/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Серышевского района в лице неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация Серышевского района
Другие
Управление Роспотребнадзора по Амурской области
Министерство природных ресурсов Амурской области
ООО "ТрансЭкоСервис"
администрация Украинского сельского Совета Серышевского района Амурской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Демяненко Н.А.
Дело на странице суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
05.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2019Подготовка дела (собеседование)
16.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2019Судебное заседание
03.10.2019Судебное заседание
14.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
13.12.2019Судебное заседание
18.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее