Решения по делу № 2-1373/2020 ~ М-1216/2020 от 08.04.2020

Дело № 2-1373/2020      29 мая 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Каркавцевой А.А.,

при секретаре Крыловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Город Архангельск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрация МО «Город Архангельск») обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП России по АО и НАО) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу города Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ОСП по Октябрьскому округу) от 27 февраля 2020 года в рамках исполнительного производства № 3939/20/29022-ИП.

В обоснование заявленного требования истец указал, что основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора послужило неисполнение решения Октябрьского районного суда города Архангельска по делу № 2-5247/2019 об обязании Администрации МО «Город Архангельск» предоставить Улитиной Н.Н. жилое помещение по договору социального найма. В то же время у истца нет возможности исполнить решение суда по объективным причинам в связи с дефицитом городского бюджета на 2016, 2017, 2018 и 2019 годы. На уплату исполнительских сборов, штрафов предусмотрены средства исходя из финансовых возможностей городского бюджета и лимитов. Исполнительский сбор отнесен к административным платежам и сборам и включен в планируемые доходы бюджета, в связи с чем его взыскание, пополняя федеральный бюджет, увеличивает расходы местного бюджета, еще более ухудшая бюджетную ситуацию в городе. Указывает также, что исполнение судебных актов при отсутствии освобождаемого жилья по договорам социального найма возможно лишь путем предоставления жилого помещения по результатам строительства или выплаты субсидии, на что также необходимо предусмотреть средства в бюджете. При этом утверждение бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и требует соблюдения определенной процедуры.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Октябрьскому округу Илюкович Л. М., взыскатель Улитина Н. Н..

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В отзыве на исковое заявление судебный пристав-исполнитель ОСП по Октябрьскому округу Илюкович Л.М. с иском не согласилась. Полагала, что Администрацией МО «Город Архангельск» не предпринимались какие-либо меры, направленные на исполнение решения суда. Также указала, что отсутствие у должника необходимых денежных средств, ненадлежащее финансирование не являются уважительной причиной для нарушения обязательств.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска по делу № 2-5247/2019, вступившим в законную силу 10 декабря 2019 года, на Администрацию МО «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить Улитиной Н.Н. на состав семьи из двух человек, включая ... во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска, общей площадью не менее 34,8 квадратных метров.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным Федеральным законом, возложено на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В целях исполнения указанного выше судебного решения 20 января 2020 года возбуждено исполнительное производство № 3939/20/29022-ИП в отношении должника – Администрации МО «Город Архангельск». Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

По правилам частей 11, 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно части 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Поскольку в установленный срок требования, изложенные в исполнительном документе, добровольно не были исполнены должником, судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу Илюкович Л.М. вынесено постановление от 27 февраля 2020 года о взыскании с Администрации МО «Город Архангельск» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Частью 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания.

В силу части 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В данном случае судом учитывается отсутствие вины должника в неисполнении решения в срок для добровольного исполнения, а также его имущественное положение.

Как следует из материалов дела, решение Октябрьского районного суда города Архангельска по делу № 2-5247/2019 на момент вынесения постановления от 27 февраля 2020 года не было исполнено.

Между тем в настоящее время судебные акты по предоставлению гражданам жилых помещений исполняются в порядке очередности при наличии освободившихся жилых помещений либо путем осуществления выплат денежных средств согласно мировому соглашению, заключенному с истцом.

Судом установлено, что на исполнении у Администрации МО «Город Архангельск» находится более 1421 решения судов о предоставлении жилых помещений. При этом решения исполняются в хронологическом порядке. В списке указанных судебных решений рассматриваемое исполнительное производство по сроку исполнения следует под номером 1407.

Из материалов дела усматривается, что бюджет муниципального образования «Город Архангельск» является дефицитным. Дефицит городского бюджета в 2016 году составил 415 034,7 тыс. рублей. Дефицит городского бюджета на 2017 год определен в размере 228 790,0 тыс. рублей, на 2018 год – в размере 133 177, 3 тыс. рублей, на 2019 год – в размере 137 700,0 тыс. рублей.

Кроме того, суд принимает во внимание, что исполнение судебных актов о предоставлении жилых помещений осуществляется Администрацией МО «Город Архангельск» либо путем предоставления жилого помещения по результатам строительства либо путем выплаты взыскателю субсидии на приобретение жилого помещения, что требует значительных временных и финансовых затрат. На строительство жилья и на выплату субсидии Администрации необходимо предусмотреть денежные средства в городском бюджете.

Потребность в денежных средствах, необходимых для исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений, определяется расчетным путем, исходя из количества судебных решений на дату составления проекта бюджета.

В 2017 году в городском бюджете на выплаты было предусмотрено 75 115 000 рублей. За счет указанных денежных средств в 2017 году было исполнено 35 судебных решений (4 - путем приобретения жилых помещений, 31 - путем выплаты субсидий).

Кроме того, в рамках III и IV этапов Программы по переселению граждан из аварийных домов на 2013-2017 годы, которая реализуется, в том числе с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2017 году было исполнено: по III этапу – 250 судебных решений, по IV этапу – 220 судебных решений.

В 2018 году в городском бюджете на исполнение судебных решений было предусмотрено 39 000 000 рублей. За счет указанных денежных средств было исполнено 217 судебных решений (10 - путем предоставления субсидий, 68 - путем предоставления жилых помещений вторичного жилищного фонда, 139 - по IV этапу Программы по переселению граждан из аварийных домов на 2013-2017 годы).

Таким образом, выделенных истцу на данные цели денежных средств явно недостаточно для приобретения взыскателю жилого помещения.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Произвольное расходование бюджетных средств бюджетным законодательством не допускается.

Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в законе (решении) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Архангельск» (утверждено решением Архангельского городского Совета от 17 декабря 2008 года № 807) предусмотрено, что проект решения о внесении изменений в решение о городском бюджете на текущий финансовый год и плановый период вносится не позднее, чем за 15 дней до начала сессии городской Думы, на рассмотрение которой вносится указанный проект решения.

В силу статьи 185 БК РФ проект решения о местном бюджете вносится в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. Порядок и сроки составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период определены Положением о составлении проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением мэрии города Архангельска от 10 апреля 2014 года № 300.

Городской бюджет на 2018 год был принят и утвержден решением Архангельской городской Думы от 14 декабря 2017 года № 606 «О городском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Администрацией МО «Город Архангельск» были предложены поправки к проекту решения Архангельской городской Думы от 14 декабря 2017 года № 606 «О городском бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в том числе предложено направить бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов по искам к Администрации МО «Город Архангельск» в общей сумме 10 160 631,1 тыс. рублей.

Городской бюджет на 2019 год был принят и утвержден решением Архангельской городской Думы от 13 декабря 2018 года № 56 «О городском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Администрацией МО «Город Архангельск» были предложены поправки к проекту указанного решения Архангельской городской Думы, предусматривающие на исполнение судебных актов по искам к Администрации МО «Город Архангельск» в общей сумме 676 844,9 тыс. рублей за счет сокращения бюджетных ассигнований по иным расходам городского бюджета.

Городской бюджет на 2020 год был принят и утвержден решением Архангельской городской Думы от 13 декабря 2019 года № 190 «О городском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». К проекту данного решения Администрацией МО «Город Архангельск» также были предложены поправки, предусматривающие на исполнение судебных актов по искам к Администрации в общей сумме 6 873 552,8 тыс. рублей за счет сокращения бюджетных ассигнований по иным расходам городского бюджета.

Вместе с тем внесенные Администрацией МО «Город Архангельск» поправки Архангельской городской Думой отклонены.

В силу статьи 169 БК РФ проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств Администрация МО «Город Архангельск»» не имеет возможности произвольно расходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Принимая во внимание, что исполнительное производство № 3939/20/29022-ИП возбуждено 20 января 2020 года, внести изменения в городской бюджет в части выделения денежных средств на исполнение решения не представлялось возможным в срок для добровольного исполнения судебного акта.

Таким образом, суд полагает, что в данном случае должник принял в установленном законом порядке все зависящие от него меры для исполнения исполнительного документа, и вины должника в его неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имелось.

УФССП России по АО и НАО не оспаривает указанные обстоятельства, доказательств обратного суду не представлено.

При этом суд также учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя.

Учитывая изложенное, принцип справедливости и соразмерности, социальную направленность деятельности должника, состояние бюджета муниципального образования «Город Архангельск», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу положений части 8 статьи 112 Закона № 229-ФЗ решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 3939/20/29022-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                              ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                              ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1373/2020 ~ М-1216/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Город Архангельск"
Ответчики
УФССП России по Архангельской области и НАО
Другие
Улитина Наталья Николаевна
СПИ ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска Илюкович Любовь Михайловна
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельска
Судья
Каркавцева Анна Алексеевна
Дело на сайте суда
lomonosovsky--arh.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.05.2020Предварительное судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
05.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2020Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее