Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-31291/2021 от 17.08.2021

Судья: Черепов Р.В.                  Дело № 33-31291/2021

№ 2-1411/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2021 года                             г. Краснодар

Суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего         Быстрова А.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Клепиковой А.Ю.,

рассмотрев гражданское дело по частной жалобе Баль Валентины Владимировны на определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

    Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 15 сентября 2020 года Баль В.В. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края о предоставлении лицу, имеющему статус сироты, жилья во внеочередном порядке.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда 16.12.2020 года решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 15 сентября 2020 года отменено.

Исковые требования Баль В.В. к администрации муниципального образования Белореченский район о предоставлении благоустроенного жилого помещения или выплате компенсации на обеспечение жильем детей-сирот удовлетворены частично и на администрацию муниципального образования Белореченский район Краснодарского края возложена обязанность предоставить Баль В.В., 02 августа 1996 года рождения, однократно благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда на территории Белореченского района Краснодарского края по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 декабря 2020 года оставлено без изменения.

Решение суда вступило в законную силу 16.12.2020 года.

Представитель администрации МО Белореченский район Заика А.Г. обратилась в Белореченский районный суд Краснодарского края с заявлением об отсрочке исполнения апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 16.12.2020 года до 31.12.2022 года, в связи с тем, что в настоящее время имеются обстоятельства, которые препятствуют его исполнению.

В обоснование требований заявитель указал, что добровольное исполнение решения суда в установленные судебным приставом сроки невозможно вследствие непреодолимой силы. В собственности муниципального образования Белореченский район отсутствуют свободные жилые помещения. Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и лиц из их числа является государственным полномочием. На органы местного самоуправления возлагается обязанность обеспечения жилыми помещениями детей сирот и лиц из их числа за счет субвенций, выделяемых региональным бюджетом. Согласно статье 12 закона Краснодарского края №805-КЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Государственной программой Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 г. № 964, предусмотрено ежегодное предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края для осуществления отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилого фонда. В соответствии с Соглашением №352 от 03.02.2021г. в 2021 году администрации муниципального образования Белореченский район выделено 37110,2 тыс. руб. на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» на приобретение 24 квартир. Согласно решению Совета муниципального образования Белореченский район от 11.02.2021 №241 «О внесение изменений в решение Совета муниципального образования Белореченский район от 10.12.2020 №226 «О бюджете муниципального образования Белореченский район на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» объем финансирования на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений увеличен на 7731300 руб. Администрацией муниципального образования Белореченский район в 2021 году будет приобретено 29 квартир для указанной категории граждан. Согласно приказу Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 09.09.2019 г. № 1580 дети- сироты и относящиеся к ним лица включаются в список с учетом даты и времени принятия (поступления) заявления о включении в список или в соответствие с решением суда. Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа сформирован и направлен Министерством труда и социального развития Краснодарского края в адрес администрации 03.02.2021 письмом. Согласно указанному списку Баль В.В. по состоянию на 01.02.2021г. в этом списке значится под номером 62. При этом под номером 24 значится <ФИО>5, под номером 36- <ФИО>6, под номером 43- <ФИО>7, под номером 45 - <ФИО>8, в отношении которых решения суда были вынесены в 2016 году и в 2018 году судом разъяснен порядок предоставление им жилья. С учетом закона Краснодарского края №1535-К3 органы государственной власти Краснодарского края при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить предоставление бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края субвенций в соответствии с утвержденным законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период распределением субвенций данного вида (по каждому муниципальному образованию) и производить расчет общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на осуществление отдельных государственных полномочий, в соответствии с методикой согласно приложению к указанному Закону. Органы местного самоуправления в свою очередь имеют право распоряжаться финансовыми средствами, предоставленными бюджетам муниципальных образований из краевого бюджета в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий, и получать от органов государственной власти Краснодарского края консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Согласно разъяснению по запросу администрации Белореченского района об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа от 19.01.2021 №201-16-3-11-738/21 Министерство труда и социального развития Краснодарского края разъяснило, что обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями должно осуществляться в соответствии со сформированным списком. Добровольное исполнение решения суда без нарушения прав других детей -сирот и лиц из их числа невозможно. В соответствии с ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального, кодекса Российской Федерации, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Обжалуемым определением Белореченского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2021 года заявление удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 16 декабря 2020 года сроком до 31 декабря 2021 года.

В частной жалобе Баль В.В. просит отменить определение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что отсутствуют установленные действующим законодательством Российской Федерации основания для отсрочки исполнения решения суда.

В письменных возражениях на частную жалобу представитель администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края просит оставить определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2021 года без изменения, а частную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы частной жалобы, возражения на частную жалобу, суд апелляционной инстанции находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

    В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 и 208 указанного кодекса.

    Исходя из положений ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить исполнение решения суда.

    Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

    В сил разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства.

    Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства.

    Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят действительно исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.

    Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении КС РФ от 18.04.2006 №104-О, основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, поскольку она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.

Удовлетворяя ходатайство об отсрочке исполнения решения, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются убедительные доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных препятствий к исполнению решения суда.

Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными суждениями суда первой инстанции.

В силу положений статьи 8 Федерального Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди.

Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым указать, что статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Изложенные представителем администрации муниципального образования Белореченский район в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 16.12.2020 года доводы о том, что администрация муниципального образования Белореченский район будет иметь возможность предоставить жилое помещение Баль В.В. только после выделения министерством труда и социального развития Краснодарского края денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения, и что до момента поступления денежных средств у муниципального образования нет возможности исполнить решение суда, не могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления и то обстоятельство, что в соответствующем бюджете не предусмотрены в достаточном объеме средства на указанные цели, не может служить основанием для ограничения конституционного права граждан на жильё.

Должник не представил убедительных, достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих невозможность или затруднительность исполнения решения в установленный срок.

Более того, исходя из предмета заявленных требований, отсрочка исполнения решения в данном случае будет означать необоснованное затягивание реального исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

Таким образом, доводы, указанные в частной жалобе Баль В.В. об отсутствии установленных действующим законодательством Российской Федерации оснований для предоставлении администрации муниципального образования Белореченский район отсрочки исполнения решения суда, нашли свое объективное подтверждение, в связи с чем обжалуемое определение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 203, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Частную жалобу Баль Валентины Владимировны удовлетворить.

Определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2021 года отменить.

В удовлетворении заявления администрации муниципального образования Белореченский район об отсрочке исполнения апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 16.12.2020 года – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Председательствующий

33-31291/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Баль Валентина Владимировна
Ответчики
Администрация МО Белореченский район
Другие
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Администрация Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Быстров Андрей Николаевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
17.08.2021Передача дела судье
30.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее