РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2016 года город Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Немцевой Е.Л.,
при секретаре Гуськовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атрохова В.Ю. к Администрации Рыбинского района Красноярского края о признании права на предоставление мер социальной поддержки и предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Атрохов В.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Рыбинского района Красноярского края о признании права на предоставление мер социальной поддержки и предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Атрохов В.Ю. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО1 и отец ФИО2 были лишены родительских прав решением Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, после чего он был помещен в <данные изъяты> детский дом. Постановлением администрации г.Заозерного № от ДД.ММ.ГГГГ за ним было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Указанное постановление было отменено ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с его сестрой ФИО5 был заключен договор социального найма на данное жилое помещение и он указан в этом договоре, как член семьи сестры, но в данное жилое помещение никогда не вселялся. Указанное жилое помещение не достаточно для проживания в нем всех лиц, указанных в договоре социального найма и зарегистрированных в нем. ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению постановлением администрации Рыбинского района установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Однако в постановке на учет на получения жилья ему отказано. Просит признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Атрохов В.Ю. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика – Администрации Рыбинского района Красноярского края, Махонин И.А., выступающий по доверенности, иск не признал и суду пояснил, что истец является пользователем жилого помещения по адресу: <адрес>, предоставленного по договору социального найма его сестре, в связи с чем жилым помещением он обеспечен, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Министерство образования Красноярского края, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Выслушав истца Атрохова В.Ю., представителя ответчика Махонина И.А., свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу 4 статьи 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
В соответствие с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным выше лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона).
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 Закона).
Аналогичные положения содержатся в статье 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что условиями предоставления жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, является нуждаемость их в жилых помещениях, достижение совершеннолетия, окончание срока пребывания в учреждениях для детей-сирот.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании установленных данной статьей документов.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159 – ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что родители истца Атрохова В.Ю., родившегося ДД.ММ.ГГГГ,: мать – ФИО1, отец – ФИО2 решением Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении него.
На основании постановления главы Администрации г. Заозерного Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с лишением родительских прав родителей истца и его нахождением в <данные изъяты> детском доме за Атроховым В.Ю. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, до его совершеннолетия.
Постановлением Администрации Рыбинского района от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление главы Администрации г. Заозерного Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №. о закреплении за истцом жилого помещения.
Из представленного в материалы дела свидетельства об окончании специального (коррекционного) класса МБОУ СОШ № г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Атрохов В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ окончил названное образовательное учреждение.
Согласно представленной в материалы дела справки КГБПОУ «<данные изъяты> техникум промышленных технологий и сервиса» от ДД.ММ.ГГГГ Атрохов В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в указанном учебном заведении, имевшем ранее название КГБОУ НПО «Профессиональное училище №».
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город Заозерный Рыбинского района и ФИО5 заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 37,3 кв.м, по адресу: <адрес>. Согласно пункта 2 договора в жилое помещение вселяются члены семьи нанимателя: ФИО7- мать, ФИО8- брат, Атрохов В.Ю. – брат, ФИО9 – брат.
Постановлением Администрации Рыбинского района от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания Атрохова В.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Информация о правах Атрохова В.Ю. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ межмуниципального Заозерновского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно справке Заозерновского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № за истцом на ДД.ММ.ГГГГ какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве в г.Заозерном и по Рыбинскому району не зарегистрированы.
Согласно адресной справке истец с момента рождения ( с ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из показаний истца и свидетеля ФИО10 установлено, что Атрохов В.Ю. в данном жилом помещении никогда не проживал, на момент заключения договора социального найма истец находился в детском доме и членом семьи ФИО15 (ФИО14) К.Ю. не являлся.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о предоставлении жилого помещения. Трижды: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ документы для постановки истца на краевой учет в качестве нуждающегося в жилом помещении направлялись Управлением образования администрации Рыбинского района Красноярского края в Министерство образования Красноярского края.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий специалист Управления образования администрации Рыбинского района Яковлева Н.В. пояснил, что Атрохов В.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до настоящего времени не поставлен, документы вновь возвращены, в телефонном режиме представителем Министерства образования Красноярского края рекомендовано истцу решать вопрос о выселении отца из жилого помещения, в котором он зарегистрирован, вселяться в указанное жилое помещение, так как в нем никто из зарегистрированных там лиц не проживает.
Оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, в связи с чем имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закрепленного жилого помещения и жилья на праве собственности истец не имеет. В установленном ст. 8 приведенного Федерального закона порядке установлен факт невозможности проживания истца в жилом помещении, предоставленном его сестре по договору социального найма, членом семьи которой он в договоре указан, следовательно, Атрохов В.Ю. признан нуждающимся в жилом помещении и имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, гарантированное действующим законодательством как лицу, относящемуся к льготной категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку проживание истца в указанном жилом помещении является невозможным, противоречит его интересам и нарушает его право на проживание в нормальных условиях. Право на предоставления ему жилого помещения возникло у истца после окончания пребывания в учебном заведении - ПУ №, но на момент рассмотрения гражданского дела не реализовано.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 24.12.2015года) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Указанные полномочия включают в себя, в том числе приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Принимая во внимание приведенные положения закона, суд считает, что исковые требования к администрации Рыбинского района заявлены обоснованно.
В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка», общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Исходя из приведенных положений закона истец подлежит обеспечению благоустроенное жилым помещением на территории Рыбинского района Красноярского края, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 квадратных метра.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Атрохова В.Ю. удовлетворить.
Признать за Атроховым В.Ю. право на предоставление мер социальной поддержки, установленные ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обязать Администрацию Рыбинского района Красноярского края предоставить Атрохову В.Ю. благоустроенное жилое помещение на территории Рыбинского района Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 квадратных метра, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Е.Н. Немцева