Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Североморск 8 октября 2014 г.
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Котова Б.Г., при секретаре Чечуриной Н.Ю., с участием представителя заявителя Подхалюзина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащей войсковой части № <данные изъяты> Калининой Н.М. об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных со снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л:
Калинина обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии её с учета нуждающихся в получении жилых помещений в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, обязать данное должностное лицо отменить указанное решение и восстановить её на данном учете.
В судебном заседании представитель заявителя Подхалюзин настаивал на удовлетворении заявления и пояснил, что Калинина с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ была снята с данного учета в связи с отказом от получения государственного жилищного сертификата. Оспариваемые действия начальника отдела № ЗРУЖО являются незаконными, поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Калинина имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.
Заявитель и начальник отдела № ЗРУЖО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, о причине неявки не известили.
Заслушав объяснения представителя Подхалюзина и исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Калининой подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что заявитель проходит военную службу в войсковой части №, в ДД.ММ.ГГГГ планируется к увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), имеет выслугу в календарном исчислении более 19 лет.
Как видно из решения начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № Калинина с ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в <адрес>. При этом заявитель избрала способ реализации своего права на получение жилья в избранном месте жительства посредством получения государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС).
Согласно заявлению Калининой от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ в отделе №, она отказалась от получения ГЖС, выписанного на состав её семьи из 2-х человек в связи с недостаточностью указанных в нём денежных средств для приобретения жилого помещения в <адрес> и изменением состава семьи.
Решением начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства. Кроме того, в основании принятого решения указано личное заявление Калининой от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах военный суд считает, что действия ответчика, связанные со снятием заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений, являются неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона также установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При этом порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее – Правила), согласно п.п. «а», «и» п. 7 которых основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является отсутствие жилой площади и избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
На основании п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280 утверждена Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 5 Инструкции правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также снятии с учета, наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 7 Инструкции определено, что уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «б» п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичная норма изложена в п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской федерации.
Согласно п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным этим пунктом.
Кроме того, пунктом 64 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, определено, что основанием для снятия граждан - участников подпрограммы с учета нуждающихся в жилых помещениях являются выписки из реестра оплаченных сертификатов, поскольку они реализовали свое право на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Таким образом, отказ заявителя от получения ГЖС не может являться основанием для снятия её с учета нуждающихся в получении жилого помещения.
Принимая во внимание, что оснований для снятия Калининой с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ и п. 10 Инструкции, в судебном заседании не установлено, следует прийти к выводу о том, что заявитель неправомерно снята с данного учета, в связи с чем её заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░