РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2018 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вершинина А.В., представителя ответчика ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУФСИН России по Иркутской области - Овчинниковой И.А., действующей на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-858/2018 по иску Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Степанова С.В., к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Степанова С.В. указал, что прокуратурой в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2018 года проведена проверка соблюдения в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области гарантированных прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, имеющих инвалидность. Установлено, что Степанов С.В., **.**.**** года рождения, осужден **.**.**** <данные изъяты> за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты>. Начало срока отбывания наказания - **.**.****, конец срока отбывания наказания - **.**.****. В ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области осужденный Степанов С.В. отбывал и отбывает наказание с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** - по настоящее время.
Степанов С.В. состоит на диспансерном учете в филиале «Медицинская часть №9» ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты>, является инвалидом <данные изъяты> с **.**.****.
**.**.**** Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в отношении Степанова С.В. разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой определен перечень мероприятий медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и мероприятий с применением технических средств реабилитации с указанием периода, в течение которого они должны быть проведены.
Согласно перечню технических средств реабилитации осужденный Степанов С.В. нуждается в приобретении: трость опорная - 1 шт., ортопедическая обувь (утепленная) - 1 пара, ортопедическая обувь (неутепленная) - 1 пара, от указанных технических средств реабилитации осужденный Степанов С.В. не отказывался. Из технических средств реабилитации осужденному Степанову С.В. была выдана трость опорная.
**.**.**** из ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России была направлена информация о дополнительной потребности в лимитах бюджетных обязательств на приобретение технических средств реабилитации, в том числе для осужденного Степанова С.В. Указанные реабилитационные мероприятия с применением технических средств реабилитации в отношении осужденного Степанова С.В., являющегося инвалидом <данные изъяты>, с **.**.**** до настоящего времени не выполнены.
Просит суд обязать ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить осужденного Степанова С.В., **.**.**** года рождения, средствами реабилитации: ортопедическая обувь (утепленная) - 1 пара, ортопедическая обувь (неутепленная) - 1 пара.
В судебном заседании Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вершинин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУФСИН России по Иркутской области - ФИО5, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому осужденный Степанов С.В. осужден **.**.**** <данные изъяты> за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты>, начало срока отбывания - **.**.****, конец срока - **.**.****, с **.**.**** является инвалидом <данные изъяты>, диагноз: <данные изъяты>. **.**.**** в отношении него была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой определен перечень мероприятий медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и мероприятий с применением технических средств реабилитации с указанием на период, в течение которого они должны быть проведены. Данная программа разработана на срок -бессрочно. Прибыл осужденный для отбывания наказания в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области только **.**.**** с ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области. По результатам осмотра было установлено, что осужденному Степанову С.В. требуется замена обуви. В связи с чем, начальником филиала №10 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России **.**.**** исх. *** была направлена заявка в ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России на выделение денежных средств на приобретение технических средств реабилитации осужденному Сказка С.Н. и осужденному Степанову С.В.
В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Главным распорядителем бюджетных ассигновании выделяемых для нужд ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области является ГУФСИН России по Иркутской области. ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области является федеральным казенным учреждением. Согласно п. 4 ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно п. 7 ст. 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. Таким образом, приобретение средств реабилитации для осужденных производится в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.
Обеспечение осужденных инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется администрацией исправительного учреждения на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для заключения контрактов исправительная колония при определении поставщика обязана использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проведение конкурса или электронного аукциона).
**.**.**** в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Иркутской области поступили денежные средства в размере 167 320 руб. на приобретение средств реабилитации, на основании расходного расписания ***. На основании этого ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области был проведен запрос котировок, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предметом запроса котировок стали: обувь на протез утепленная, обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке, обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки, протез голени модульного типа, обувь на протез. Заключение государственного контракта по результатам запроса котировок планируется на **.**.**** с ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты РФ «Иркутский» филиал на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от **.**.**** для закупки ***. В связи с чем, между ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты РФ «Иркутский» подписан уже проект государственного контракта на поставку технических средств реабилитации для осужденных инвалидов, в том числе ортопедической обуви, как утепленной, так и неутепленной для осужденного Степанова С.В. После регистрации контракта на сайте ЕИС на основании Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для осужденного Степанова С.В. будет сшита ортопедическая обувь без утепленной подкладки и на утепленной подкладке. Таким образом, ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области предприняло все меры по обеспечению осужденного Степанова С.В. средствами реабилитации.
Дополнительно пояснила, что право Степанова С.В. на получение технических средств реабилитации ответчик не оспаривает, как и не оспаривает факт того, что ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области обязано обеспечить осужденного-инвалида средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида. Просит суд учесть, что ответчик - ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области предпринимает все необходимые меры по обеспечению осужденного Степанова С.В. средствами реабилитации.
Степанов С.В. в судебное заседание не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменных пояснений по иску в суд не представил.
Выслушав Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вершинина А.В., представителя ответчика - ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУФСИН России по Иркутской области - Овчинникову И.А., действующую на основании доверенностей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
В силу ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №240 от 07.04.2008, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 22.09.2015 №222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.
В соответствии с п. 5 Порядка администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.
Согласно п. 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
Таким образом, исправительное учреждение обязано предоставить инвалиду, отбывающему наказание в виде лишения свободы, технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В судебном заседании установлено, что Степанов С.В., **.**.**** года рождения, отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области и состоит на диспансерном учете в филиале «Медицинская часть №9» ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты>, с **.**.**** является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой отдела специального учета ИК-25, справкой *** *** от **.**.****, медицинской справкой ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области от **.**.****.
Также в судебном заседании установлено, что согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной **.**.**** ФГУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» филиал №1 г.Иркутск, Степанов С.В., **.**.**** года рождения, нуждается в обеспечении средствами реабилитации: трость опорная деревянная, ортопедическая обувь (утепленная) - 1 пара, ортопедическая обувь (неутепленная) - 1 пара.
При этом в судебном заседании установлено, что Степанов С.В. получил опорную деревянную трость, однако необходимые средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой инвалида, в виде ортопедической обуви (утепленной) - 1 пара, ортопедической обуви (неутепленной) - 1 пара до настоящего времени Степановым С.В. не получены.
Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что осужденный Степанов С.В. до настоящего времени не обеспечен техническими средствами реабилитации - ортопедической обувью, предусмотренными для него индивидуальной программой реабилитации инвалида. Отсутствие обеспечения осужденного - инвалида Степанова С.В. техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида в период отбывания наказания в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области нарушает права осужденного.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области инвалид <данные изъяты> Степанов С.В. не обеспечен техническими средствами реабилитации - ортопедической обувью (утепленной и неутепленной), предусмотренными для него индивидуальной программой реабилитации инвалида, при этом именно исправительное учреждение обязано предоставить инвалиду, отбывающему наказание в виде лишения свободы, технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, то исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Степанова С.В., к ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо выполнить для исполнения решения суда и обеспечения осужденного-инвалида техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, значимость данных мероприятий, считает возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором, - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы ответчика, что ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области предпринимает все необходимые меры для обеспечения осужденного Степанова С.В. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, однако приобретение средств реабилитации для осужденных производится в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств; что обеспечение осужденных инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется администрацией исправительного учреждения на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку данные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения предусмотренной действующим законодательством обязанности - обеспечить инвалида, отбывающего наказание, техническими средствами реабилитации, и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. При этом суд также учитывает, что реализация прав и гарантий, предоставленных гражданам федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Степанова С.В., удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить осужденного Степанова С.В., **.**.**** года рождения, техническими средствами реабилитации: ортопедическая обувь (утепленная) - 1 пара, ортопедическая обувь (неутепленная) - 1 пара.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Ларичева