Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5179/2014 ~ М-4804/2014 от 28.08.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре     Дорожкиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимова ФИО7 к Министерству строительства Самарской области о признании отказа в предоставлении жилищного сертификата незаконным,

у с т а н о в и л:

Ибрагимов А.А. обратился в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти, в котором просил признать отказ Министерства строительства по Самарской области в предоставлении ему государственного жилищного сертификата в 2014 году незаконным, установить, что датой постановки на учет в качестве вынужденных переселенцев в списки состоящих на учет в органах местного самоуправления, нуждающихся в улучшении жилищных условий является дата – 30.08.2001 г., обязать Министерство строительства по Самарской области выдать ему государственный жилищный сертификат на состав семьи 5 человек.

Судом с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика мэрии г.о. Тольятти на надлежащего ответчика Министерство строительства Самарской области.

В ходе рассмотрения дела требования были уточнены, в результате чего истец просил суд признать решение областной комиссии по обеспечению реализации подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий, установленных федеральным законом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года на территории Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отложения выдачи государственного жилищного сертификата Ибрагимову А.А. незаконным, установить, что датой постановки на учет в качестве вынужденных переселенцев в списки состоящих на учет в органах местного самоуправления нуждающихся в улучшении жилищных условий является дата – ДД.ММ.ГГГГ г., обязать Министерство строительства по Самарской области выдать ему государственный жилищный сертификат на состав семьи 5 человек.

В судебном заседании представитель истца Богданова Л.П., действующая по доверенности уточненные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что истец и члены его семьи ДД.ММ.ГГГГ включены в список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по Самарской области. Решением комиссии по предоставлению долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья от ДД.ММ.ГГГГ семья истца включена в списки очередности на получение ссуды за № 1352. На учет нуждающихся в жилых помещениях истец был принят с ДД.ММ.ГГГГ года, тогда как с заявлением о включении его в список вынужденных переселенцев, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий он был поставлен с ДД.ММ.ГГГГ года. В июле 2014 года ответчик отказал истцу в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с более поздней, по сравнению с другими участниками, постановкой на учет. Считает отказ незаконным, поскольку истцом заявление о принятии на учет было подано ДД.ММ.ГГГГ года. Просит удовлетворить уточненные исковые требования.

Ответчик о дне слушания дела извещен, представитель не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, из которого видно, что иск ответчик не признает, так как при реализации права гражданина на обеспечение жильем за счет средств, имеющего статус вынужденного переселенца, за счет средств федерального бюджета должна учитываться дата постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по последнему месту проживания. ЖК РФ не предусмотрена процедура сохранения первоначальной даты постановки на учет гражданина, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий при переезде гражданина из одного муниципального образования в другое. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ на заседании областной комиссии было принято решение об отложении выдачи ГСЖ истцу, поскольку на учет в действительности он встал в 2006 году. В удовлетворении иска просят отказать.

Представитель третьего лица мэрии г.о. Тольятти Попкова Н.А., действующая по доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что мэрия г.о. Тольятти направила в адрес ответчика списки граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий, установленных федеральным законом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года на территории Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором истец значился под номером № 17, с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ года.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (Далее - подпрограмма). В соответствии с разделом указанной подпрограммы главной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абз. 15 второго раздела подпрограммы право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.

Пунктом 5 указанных Правил, установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

Согласно подпункту "ж" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с пунктом 24 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список таких граждан формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде).

Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 26 Правил). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

На основании постановления Правительства Самарской области от 31 октября 2007 г. N 225 "Об утверждении положения о Министерстве строительства Самарской области" в ведении Министерства находятся вопросы региональной жилищной политики; участие в реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется полномочиями по обеспечению реализации названной подпрограммы, в том числе, полномочиями по выдаче Государственных жилищных сертификатов (ГЖС).

В целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, Правительством Самарской области образовать областную комиссию по обеспечению реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на территории Самарской области ( Постановление Правительства Самарской области от 07.08.2006 N 103 (ред. от 09.08.2013) "Об областной комиссии по обеспечению реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" на территории <адрес>").

Судом установлено, что Ибрагимов А.А., ФИО5 решением Управления миграционной службы Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ признаны вынужденными переселенцами, что подтверждается удостоверениями .

Из пояснений представителя истца и материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истец с семьей были зарегистрированы по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов А.А. с составом семьи три человека был включен в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается ксерокопией заявления на имя руководителя Управления ФМС России по Самарской области. Согласно уведомлению Территориального органа Минфедерации России в Самарской области ФИО5 (супруга истца) решением комиссии по предоставлению долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья включена в списки очередности на получение ссуды за № 1352, протокол № 38а от ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 2264-1/п «О рассмотрении жилищных вопросов» Ибрагимов А.А. с составом три человека был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из выписки из распоряжения заместителя мэра № 3202-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищных вопросов» в связи с изменением состава семьи, считать стоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимова А.А. с составом семьи пять человек.

Из справки УФМС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ видно, что вынужденный переселенец Ибрагимов А.А. с составом семьи пять человек по состоянию на 2014 года числится в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с ДД.ММ.ГГГГ по Самарской области. Субсидии, ссуду на строительство (приобретение) жилья, жилого помещения для постоянного проживания, компенсацию за утраченное жилье не получал.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании областной комиссии по обеспечению реализации подпрограммы было рассмотрено учетное дело Ибрагимова А.А., принято решение об отложении выдачи ему ГЖС в 2014 году, поскольку он встал на учет в г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ года, тогда как ДД.ММ.ГГГГ является датой постановки на учет в УФМС по Самарской области, о чем в адрес Ибрагимова А.А. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № 3-15-77/1592.

Суд не может согласиться с решением Комиссии об отложении выдачи Ибрагимову А.А. ГЖС в 2014 году. В данном случае при определении даты постановки Ибрагимова А.А. необходимо исходить из даты его принятия в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) с ДД.ММ.ГГГГ года, а не с даты его постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ года.

Ссылку ответчика в обоснование правомерности своих доводов на письмо заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № 11349-АШ/07/ГС о разъяснении даты, которая подлежит учету при формировании списка граждан, изъявивших желание на получение ГЖС, согласно которому при реализации права гражданина, имеющего статус вынужденного переселенца на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета должна учитывать дата постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья (улучшении жилищных условий) по последнему месту проживания, суд считает ошибочной, не основанной на законе, поскольку при определении даты постановки истца на учет в данном случае необходимо исходить из даты его постановки на учет как вынужденного переселенца по месту проживания в Самарской области.

Суд также учитывает, что, определяя статус вынужденных переселенцев, Закон Российской Федерации N 4530-1 от 19.02.1993 г. "О вынужденных переселенцах" устанавливал экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.

Истец при его сложившихся жизненных обстоятельствах, обладая специальным статусом вынужденного переселенца, вправе рассчитывать на предоставление ему социальных гарантий и поддержки от государства в уполномоченном органе согласно хронологической последовательности, то есть с момента первоначальной     постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как изменение первоначальной даты постановки на учет в связи с переездом вынужденного переселенца на место жительства в другое муниципальное образование вышеуказанными Правилами не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковое заявление удовлетворить.

Признать решение областной комиссии по обеспечению реализации подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий, установленных федеральным законом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года на территории Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отложения выдачи государственного жилищного сертификата Ибрагимову ФИО8 незаконны.

Установить датой постановки на учет в качестве вынужденных переселенцев в списки состоящих на учет в органах местного самоуправления нуждающихся в улучшении жилищных условий является дата – ДД.ММ.ГГГГ г.

Обязать Министерство строительства по Самарской области выдать Ибрагимову ФИО9 государственный жилищный сертификат на состав семьи 5 человек в 2014 году.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Соболева Ж.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

2-5179/2014 ~ М-4804/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ибрагимов А.А.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
Богданова Л.П. (представитель истца)
Пронин Н.Г. (представитель истца)
Мэрия г.о.Тольятти
Бабкова И.В. (представитель истца)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Соболева Ж.В
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
28.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2014Передача материалов судье
01.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2014Подготовка дела (собеседование)
16.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2014Судебное заседание
17.10.2014Судебное заседание
22.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее