Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-773/2017 ~ М-773/2017 от 18.05.2017

Дело № 2-773/2017г.    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Спасск-Дальний 11 июля 2017 года

Спасский районный суд Приморского края в составе:

Председательствующего судьи Палтусовой Е.С.

При секретаре судебного заседания Жемер Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавренюк Л.А. к Муниципальному унитарному предприятию «<адрес> аптека » <адрес>, администрации городского округа Спасск-Дальний о взыскании вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год,

У С Т А Н О В И Л :

Лавренюк Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к МУП «ЦРА » ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ. она принята в МУП ЦРА (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ), в настоящее время находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. По итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год ей не начислено и не выплачено вознаграждение по итогам работы за год в размере <сумма 1>, в то время как приложением к коллективному договору такая выплата предусмотрена. В приложении к коллективному договору в ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения, согласно которым п.2 ст. 1, выплата производится после составления годового отчета. Согласно ст. 2 данного приложения предусмотрено, что вознаграждение работникам по итогам работы предприятия за год выплачивается за счет фонда оплаты труда, затраты по которому относятся на расходы по реализации товара, при том производится ежемесячное отчисление в резерв в размере 2/12 от фонда оплаты труда. Начисление вознаграждения работникам производится в декабре текущего года.

В соответствии с п.21 коллективного договора, его условия являются обязательными как для работодателя, так и для работников предприятия, и лица виновные в нарушении или невыполнении предусмотренных договором обязательств, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора МУП <адрес> аптека издан приказ об отмене вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, в виду того, что данное вознаграждение относится к стимулирующим выплатам, а хозяйственная деятельность учреждения имеет отрицательный финансовый результат.(убыток). Вместе с тем на дату издания приказа бухгалтерский баланс составлен не был. В данном приказе имеется ссылка на требование комиссии Администрации городского округа Спасск-Дальний по рассмотрению показателей экономической эффективности, деятельности муниципальных предприятий от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, в адрес аптеки главой Администрации ГО Спасск-Дальний было направлено письмо с требованием провести условия выплаты вознаграждения по итогам года в соответствии с финансовым состоянием предприятия, что противоречит Локальным актам предприятия и Налоговому кодексу РФ. П. 14 раздела 10 Коллективного договора на ДД.ММ.ГГГГ г.г. предусматривает выплату вознаграждения по итогам работы за год, которая не является премией. По коллективному договору вознаграждение по итогам года выплачивается за добросовестное и качественное выполнение трудовых обязанностей в течении года, а отсутствие прибыли на предприятии не свидетельствует о том, что сотрудники плохо исполняли свои должностные обязанности. О недобросовестном исполнении обязанностей издается приказ руководителя, в котором указывается, в чем заключается недобросовестность сотрудника и объявляется дисциплинарное взыскание. В течении ДД.ММ.ГГГГ года, равно как и на всем протяжении ее трудовых отношений с ответчиком, таких приказов в отношении нее не издавалось. Резерв вознаграждения не является резервным фондом предприятия и не противоречит Уставу, в котором прописано, что предприятие самостоятельно устанавливает формы и системы оплаты труда, а так же другие виды доходов работников предприятия. Вознаграждение по итогам года, согласно коллективному договору начисляется за счет фонда оплаты труда, куда отчисления производятся ежемесячно. Создание резерва прописано в Учреждении политике предприятия. Вознаграждение по итогам работы за год не создается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а является Оценочным обязательством, и отражено в строке 1540 Бухгалтерского баланса. Резервный же капитал создан в размере % и идет исключительно на покрытие убытков предприятия, отражен по строке 1360 Бухгалтерского баланса. П. 13.2 Учетной политики предприятия предусматривает правила создания резерва в бухгалтерском и налоговом учете предприятия. Резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год создается и в бухгалтерском, и в налоговом учете ежемесячно в размере 2/12 от окладов по должности, утвержденных по штатному расписанию на год. Таким образом работодатель, приняв решение о праве работника на вознаграждение по итогам работы за год, определив порядок его расчетов, источник формирования, не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей по выплате дополнительного вознаграждения за труд. Просит взыскать с ответчика Муниципальное унитарное предприятие «<адрес> аптека » в её пользу вознаграждение по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <сумма 1>, компенсацию за понесенные расходы по составлению искового заявления в размере <сумма 2>, просит рассмотреть дело без её участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика МУП «ЦРА» <адрес>-дальний Круговая А.В. в судебное заседание не явилась, предоставила суду отзыв, согласно которого с требованиями истца не согласна, поскольку Приложение 3 к коллективному договору главы 1 пункта 2 гласит, что «выплата производится после составления годового отчета при условии выполнения плана товарооборота и наличии прибыли или чистого дохода по МУП ЦРА в целом и по структурным подразделениям (филиалам)».

Постановлением Администрации го Спасск-Дальний № 886-па от 28.12.2012 года была создана комиссия по рассмотрению показателей экономической эффективности деятельности муниципальных и унитарных предприятий.

После оценки экономической эффективности деятельности МУП ЦРА по итогам ДД.ММ.ГГГГ года, было установлено увеличение убытков предприятия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также снижение чистых активов предприятия до минусовых показателей, вследствие чего Администрацией ГО Спасск-Дальний, в адрес МУП ЦРА было направлено уведомление с предложением, о приведении условий выплаты вознаграждения за ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с финансовым состоянием предприятия.

Согласно п.2.3 постановления Администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ -па решение Комиссии являются обязательным для исполнения структурными подразделениями Администрации ГО Спасск-Дальний и руководителями унитарных предприятий.

На основании уведомления Администрации ГО Спасск-Дальний, а также в виду того, что предприятие находится в убытках и.о. директора МУП ЦРА С.И.Г. был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год».

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием, за счет остающейся в распоряжении чистой прибыли был создан резервный фонд в порядке и в размерах которые предусмотрены Уставом унитарного предприятия. За ДД.ММ.ГГГГ год чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, не было. Так как предприятие находилось в убытках, то средства резервного фонда были распределены на покрытие убытков унитарного предприятия. Учитывая отсутствие чистой прибыли по итогам года, было принято решение данное вознаграждение не выплачивать.

Согласно п. 2 ст. 1 Приложения 3 к коллективному договору на ДД.ММ.ГГГГ год, «Выплата производится после составления годового отчета» Администрацией городского округа Спасск-Дальний данный годовой отчет не утвержден.

Как указано в ст. 17 п. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях» от ДД.ММ.ГГГГ, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, просит в удовлетворении исковых требований Лавренюк Л.А. – отказать, рассмотреть дело без её участия.

Представитель ответчика администрации ГО Спасск-Дальний Сапунов Е.В. в судебное заседание не явился, предоставил суду отзыв, согласно которого считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, ссылаясь на то, что в соответствии с п.п. 9, 12 ст.20 Федерального Закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» собственник имущества муниципального унитарного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия, а так же утверждает показатели экономической эффективности предприятия и контролирует их выполнение.

В соответствии с п.2.3 положения «О комиссии по рассмотрению показателей экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий», утвержденного в соответствии с п.3 постановления Администрации городского округа Спасск-Дальний № 286-па от 28.12.2012г., решения комиссии являются обязательными для исполнения структурными подразделениями Администрации ГО Спасск-Дальний и руководителями унитарных предприятий.

В соответствии с коллективным договором МУП ЦРА (п.2 Положения «О выплате вознаграждений по итогам работы за год») выплата вознаграждения производится после составления годового отчета.

После оценки экономической эффективности деятельности МУП «ЦРП » по итогам ДД.ММ.ГГГГ года, установлено увеличение убытков предприятия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снижения чистых активов предприятия до минусовых показателей, вследствие чего Администрацией ГО Спасск-Дальний, на предприятие в адрес и.о. директора направлено уведомление (требование) о приведении условий выплаты вознаграждения за ДД.ММ.ГГГГ год в соответствие с финансовым состоянием предприятия.

На основании вышеуказанного и в соответствии с отрицательным финансовым результатом (убытки), и.о. директора С.И.Г. издан приказ об отмене выплаты вознаграждения за ДД.ММ.ГГГГ год.

Действия Администрации ГО Спасск-Дальний по приведению выплаты вознаграждения, приказ и.о. директора «Об отмене вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ года» МУП «ЦРА » принятые в рамках установленных законом полномочий, не обжаловались, не соответствующими действующему законодательству не признавались.

Годовой отчет МУП «ЦРП » являющийся основанием для начисления вознаграждения по итогам работы за год, в соответствии с коллективным договором и требованиями закона «О государственных и муниципальных предприятиях», в установленный срок не сдавался и не утверждался. В связи с вышеуказанным вознаграждение по итогам работы за год не начислялось и соответственно не выплачивалось.

Взыскиваемая истицей сумма, не является заработной платой. Указанная выплата является вознаграждением. Выплата вознаграждения является правом а не обязанностью работодателя, таким образом ссылка истца на указанные в исковом заявлении нормы права не состоятельны. Просит рассмотреть без участия представителя Администрации ГО Спасск-Дальний.

Суд полагает возможным в силу ст. 167 ч. 5 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон на основании заявлений.Суд, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, исходя из смысла ст. 37 Конституции Российской Федерации, защита конституционного права граждан на справедливую оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Согласно ст. 5 ТК РФ, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются не только законами, но и коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 2 ст. 5, ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.

Статьёй 21 ТК РФ предусмотрено право работника претендовать на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Обязанность работодателя выплачивать работникам заработную плату в сроки, установленные Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, предусмотрена положениями ст. 22 ТК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

Судом установлено, что Лавренюк Л.А. состоит в трудовых отношениях с МУП ЦРА в должности фармацевта с ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа о приеме на работу -к от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МУП ЦРА и работниками предприятия в лице председателя профсоюзного комитета МУП ЦРА заключён коллективный договор на ДД.ММ.ГГГГ годы, действующий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрена выплата сотрудникам учреждения вознаграждения по итогам работы за год в соответствии с Приложением к настоящему договору.

Приложением к коллективному договору утверждено Положение о выплате вознаграждения по итогам работы за год по МУП ЦРА , согласно которому вознаграждение по итогам работы за год представляет собой денежное вознаграждение за добросовестное и качественное выполнение трудовых обязанностей в течение года. Выплата вознаграждения в соответствии с п. 2 статьи 1 Положения производится после составления годового отчёта при условии выполнения плана товарооборота и наличии прибыли или чистого дохода по МУП ЦРА в целом и по структурным подразделениям (филиалам).

Статьёй 2 Положения предусмотрено, что вознаграждение по итогам работы предприятия за год выплачивается за счёт фонда оплаты труда, затраты по которому относятся на расходы по реализации товара, при этом производится ежемесячное отчисление в резерв в размере 2/12 от фонда оплаты труда. Правом на получение вознаграждения пользуются все работники, в соответствии с утверждённым штатным расписанием, в том числе на должностях работников, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком (п.1 раздела 3 Положения).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией работодателя и работниками предприятия утверждено дополнительное соглашение к коллективному договору, которым утверждена новая редакция отдельных пунктов Приложения к коллективному договору – Положения о выплате вознаграждения по итогам работы за год по МУП ЦРА .

Указанное дополнительное соглашение также было зарегистрировано в Департаменте труда и социального развития <адрес>.

Таким образом, и работодателем, и председателем профсоюзного комитета аптеки согласован порядок выплаты указанного вознаграждения без каких-либо для этого условий.

Коллективным договором также предусмотрено, что его условия являются обязательными как для работодателя, так и для работников предприятия.

Так, в частности пункт 2 статьи 1 Положения изложен в новой редакции, согласно которой выплата вознаграждения производится после составления годового отчёта. Статья 2 Положения, регламентирующая источники финансирования вознаграждения дополнена указанием на то, что начисление вознаграждения работникам производится в декабре текущего года.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора МУП ЦРА издан приказ об отмене вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отмены выплаты вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год послужило требование комиссии администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ , решения которой являются обязательными для руководителей унитарных предприятий. В приказе также указано, что вознаграждения по итогам работы за год относится к выплатам стимулирующего характера, а деятельность МУП ЦРА имеет отрицательный финансовый результат.

В вопросах выплаты премии и предоставления иных видов поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ), несмотря на установленное законом право, а не обязанность работодателя производить таковые, последний не может действовать произвольно, и, во всяком случае, связан необходимостью обеспечения принципов и норм, составляющих конституционно-правовую основу регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере, свобода усмотрения работодателя в данном случае не является абсолютной.

Таким образом, работодатель, приняв решение о праве работника на вознаграждение по итогам работы за год, определив порядок его расчета, источник формирования, не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанности по выплате дополнительного вознаграждения за труд.

Доводы представителей ответчиков об обоснованности отмены вознаграждения ввиду убытков предприятия, неправомерны, так как фонд оплаты труда, который определяется самим работодателем, и прибыль предприятия - являются разными источниками выплат, а потому выплата вознаграждения по итогам работы за год, которая должна производиться за счет средств фонда оплаты труда, никак не зависит от прибыли предприятия.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания вознаграждения по итогам работы за год.

Размер вознаграждения истцом определен, у суда сомнений не вызывает правильность его расчета, который согласуется с положениями Коллективного договора в этой части, представители ответчика не оспорили заявленную в иске сумму.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены издержки, связанные с рассмотрением дела, которые подлежат возмещению в качестве судебных расходов по делу. Указанный перечень является открытым и, исходя из смысла данной нормы, включает в себя расходы по оплате юридических услуг по составлению процессуальных документов, следовательно подлежат удовлетворению требования истца о взыскании расходов на оплату юридических услуг в сумме <сумма 2>. Стоимость юридических услуг подтверждена квитанцией б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются, в том числе, истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

В силу статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь приведенными нормами, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, определив размер пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме <сумма 3>.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лавренюк Л.А. удовлетворить.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия <адрес> аптека <адрес> в пользу Лавренюк Л.А. вознаграждение по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <сумма 1>, расходы по оплате юридических услуг в размере <сумма 2>, а всего взыскать <сумма 4>.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия <адрес> аптека <адрес> государственную пошлину в доход местного бюджета ГО Спасск<адрес> в размере <сумма 3>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Спасский районный суд.

Судья     Е.С.Палтусова

2-773/2017 ~ М-773/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лавренюк Любовь Александровна
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Центральная районная аптека № 29" г.Спасск-Дальний
Суд
Спасский районный суд Приморского края
Судья
Палтусова Евгения Станиславна
Дело на странице суда
spassky--prm.sudrf.ru
18.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2017Передача материалов судье
18.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2017Предварительное судебное заседание
29.06.2017Судебное заседание
03.07.2017Судебное заседание
11.07.2017Судебное заседание
14.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2017Дело оформлено
14.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее