Решение по делу № 2-4287/2016 ~ М-3012/2016 от 23.05.2016

Дело №2-4287/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2016 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи         Чашиной Е.В.,

при секретаре         Мосеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приера В.Р. к Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области о понуждении произвести выплату недополученной ежегодной компенсации за 2016 год на оздоровление и за дополнительный отпуск,

У С Т А Н О В И Л:

Приер В.Р. обратился в суд с исковым заявлением к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области о понуждении произвести выплату недополученной ежегодной компенсации за 2016 на оздоровление и за дополнительный отпуск, указав в обоснование заявленных требований, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную компенсацию на оздоровление, а также дополнительный оплачиваемый отпуск. Такие выплаты производились Славским отделом ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» до февраля 2013 года. В дальнейшем выплаты были прекращены со ссылкой на то, что указанные меры социальной поддержки должны предоставляться работодателем. Работодателем в выплате мер социальной поддержки было отказано по причине того, что такая обязанность возложена на органы социальной защиты населения. Также ссылался на то, что ранее уже неоднократно судебными актами на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» возлагалась обязанность по выплате ему соответствующих компенсаций, однако обратившись к ответчику с заявлением о выплате денежной компенсации за 2016 год, вновь получил отказ. Считает нарушенным его право на получение мер социальной поддержки и просит суд обязать ответчиков произвести ему выплату ежегодной компенсации на оздоровление за 2016 год в размере 781,40 рублей и дополнительный оплачиваемый отпуск за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание истец Приер В.Р. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением о вручении; в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Приер В.В. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

В судебное заседание представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Филиппов Э.В. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суду был представлен письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому ответчик не согласен с иском, поскольку в соответствии с действующим законодательством требуемые истцом меры социальной поддержки должны выплачиваться работодателем.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются данным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих этому Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Частью 1 статьи 3 Закона №1244-1 гражданам Российской Федерации гарантированы установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Одной из мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является предоставление им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного п.5 ч.1 ст. 14, п.2 ч.1 ст. 18, п.4 ч.2 ст. 19 и п.2 ч.2 ст. 20 Закона, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся, согласно ст. 13 Закона №1244-1, граждане, (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании установлено, что Приер В.Р. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается удостоверением серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Калининградской области, в соответствии с которым он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При таком положении, с учетом приведенных выше норм материального права, истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление.

Судом также установлено, что Приеру В.Р., водителю автомобиля (пожарного) 19-ой пожарной части по охране Большаковского сельского поселения ФГКУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области» МЧС Росси был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск за 2016 года на <данные изъяты> календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году.

В соответствии с расчетом, истцу начислена сумма за отпуск в размере <данные изъяты> рублей, которая работодателем выплачена не была.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными суду запиской – расчетом, а также справкой, выданными ФГКУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области» (л.д. 6, 11).

Истец обратился в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Славский отдел с заявлением об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и ежегодной компенсации на оздоровление.

Согласно ответу ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Славский отдел от 28 марта 2016 года №65 Приеру В.Р. в предоставлении мер социальной поддержки было отказано со ссылкой на то, что сотрудники и гражданский персонал органов Государственной противопожарной службы МЧС России реализуют свое право на получение мер социальной поддержки по месту прохождения службы (работы). Приеру В.Р. было рекомендовано обратиться за получением указанных выплат к работодателю.

Однако такая позиция органа социальной защиты населения представляется суду неверной.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) на работодателя возлагается обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы, которая согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Между тем из ст. 5 Закона №1244-1 видно, что предусмотренные им меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска в соответствии с Законом №1244-1, к их заработной плате (оплате труда) не относятся и обязанность по выплате этих сумм законом на работодателя не возложена. Таким образом, работодатель не обязан производить оплату таких отпусков работникам.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлен Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года №542 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Согласно пункту 6 данного Постановления, на который ссылается ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона №1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года №136 утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее Правила), которыми был определен порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного п.5 ч.1 ст. 14 Закона №1244-1, полученного гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - получатели); а также выплаты получателям единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском.

В силу п.2 Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы.

Согласно п.п. 4 и 5 Правил по месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, которые предоставляются в территориальный орган Федерального казначейства (п. 6).

Пунктом 7 Правил определено, что территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

Аналогичный порядок выплаты ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрен Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №907.

Таким образом, не отменяя Правила финансового обеспечения расходных обязательств …, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года №542, Правительством Российской Федерации 03 марта 2007 года были утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и единовременной компенсации на оздоровление …, определившие новый (с учетом более поздней даты издания постановления) порядок оплаты, который не предусматривает такой оплаты каким-либо иным органом, кроме уполномоченного органа, указанного в п.2 Правил.

С 01 января 2015 года согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 2014 года №1411 "Об индексации в 2015 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" размер ежегодной компенсации на оздоровление установлен в сумме 781,40 рублей.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о понуждении ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» выплатить ему денежные средства за дополнительный оплачиваемый отпуск и компенсацию на оздоровление за 2016 год, предусмотренные Законом №1244-1, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В то же время, правовых оснований для возложения обязанности по восстановлению нарушенного права истца на Министерство социальной политики Калининградской области суд не усматривает.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Согласно п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 400 рублей (4% от суммы, не превышающей 20 000 рублей, но не менее 400 рублей).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Приера В.Р. удовлетворить частично.

Обязать Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» выплатить Приеру В.Р. предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» недополученные ежегодные денежные компенсации за 2016 год: на оздоровление в размере <данные изъяты> и за дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 14 дней, в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2016 года.

    

Судья: подпись.

Копия верна, судья Чашина Е.В.

2-4287/2016 ~ М-3012/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Приер Виктор Романович
Ответчики
ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"
Министерство социальной политики Калининградской области
Другие
Приер Валерий Викторович
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Чашина Е.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
23.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2016Передача материалов судье
26.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2016Судебное заседание
30.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2016Дело оформлено
15.08.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее