Дело № 2-678/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 июля 2018 года г. Белогорск
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Балема Т.Г.,
при секретаре - Муртазаевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулейманова Николая Ильича к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о понуждении выдать удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, возобновить выплату ЕДВ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Сулейманов Н.И. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Отделу Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белогорском районе о признании за ним права на получение удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы российского образца, о возложении обязанности на МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым выдать ему удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, о возложении обязанности на Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белогорском районе возобновить ему выплату ежемесячной денежной выплаты по категории «граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы», выплатив задолженность с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Сулейманов Н.И. уточнил свои исковые требования, просил признать за ним право на получение удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы российского образца, возложить обязанность на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым выдать ему удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, возложить обязанность на МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым возобновить ему следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация на при обретение продовольственных товаров, ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда причиненного здоровью, ежегодная компенсация за вред здоровью, выплатив ему задолженность с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При исполнении служебных обязанностей находился в 30 километровой зоне на месте ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, получил дозу облучения 3,0 БЭР, о чем свидетельствует запись в военном билете. ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. В 2002 году данное удостоверение было заменено на удостоверение гражданина, который пострадал вследствие катастрофы на ЧАЭС (образца Украины), бессрочно. В 2015 году истец обратился в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым для замены вышеуказанного удостоверения на удостоверение российского образца. С ДД.ММ.ГГГГ истцу были прекращены следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда причиненного здоровью, ежегодная компенсация за вред здоровью. ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано разъяснение, согласно которому его документы на замену (выдачу) удостоверения рассмотрены на комиссии Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ и включены в протокол как несоответствующие Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверения, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Несмотря на предоставление документа, подтверждающего получение заболевания при выполнении обязанностей при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, официального ответа не последовало по настоящее время, что расценивается им с учетом давности поданного заявления как отказ в выдаче удостоверения.
Истец Сулейманов Н.И. в судебное заседание не явился, его представитель Прокопенко С.А. в судебном заседании просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Еланский М.М. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика МКУ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, в предоставленном суду возражении указал, что с заявленными требованиями Департамент не согласен, так как представленные документы не соответствуют Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденные приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н из-за отсутствия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
Заслушав представителя истца Прокопенко С.А., представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Еланского М.М., их доводы и возражения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.
При этом с учетом положений ст.12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ, при назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат подлежит безусловного учету льготный статус указанных граждан, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины по 16.03.2014г. включительно либо на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014г. по 31.12.2014г. включительно.
Согласно ст. 6 ФКЗ № 6 от 21.03.2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 11 данного закона урегулирован вопрос социальной защиты граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве.
Сулейманов Николай Ильич является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина РФ (л.д.5).
Согласно выписке из протокола № заседания Комиссии по спорным вопросам определения статуса лиц, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден статус участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 2А категории Сулейманова Николая Ильича, который принимал участие в работах в зоне отчуждения ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
Судом установлено, что согласно сообщению МКУ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № документы Сулейманова Н.И. на замену (выдачу) удостоверения рассмотрены на комиссии в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ и включены в протокол как несоответствующие Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверения граждананм, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из-за отсутствия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. На основании вышеизложенного Сулейманову Н.И. отказано в выдаче удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 14).
Как усматривается из материалов дела, записями в военном билете НТ № подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сулейманов Н.И. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 километровой зоне, получил дозу облучения (три) 3,0 БЭР (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Сулейманову Николаю Ильичу выдано удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы серии А №, действующее бессрочно на всей территории Украины (л.д.6).
Согласно справке к Акту № освидетельствования МСЭК Серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Сулейманову Николаю Ильичу, 27.021957 года рождения, установлена третья группа инвалидности, бессрочно, причина инвалидности «заболевание получено при участии в работах на ЧАЭС» (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ Сулейманову Николаю Ильичу выдано удостоверение серии <данные изъяты> №, действующее бессрочно на всей территории Украины, согласно которому Сулейманов Н.И. является инвалидом 3 группы и имеет право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны – инвалидов войны (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ Сулейманов Николай Ильич награжден Почетной наградой – Нагрудным знаком «За героизм и мужество» за активную гражданскую позицию, гуманность, за спасенные жизни, сердечное отношение к людям, которые пострадали от последствий Чернобыльской катастрофы (л.д. 10).
Часть первая статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года №421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусматривает, что реализация прав на получения мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объёме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях республики Крым и города Федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Таким образом, судом установлено, что согласно указанной норме Сулейманов Н.И. является лицом, чей соответствующий статус как лица, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы подтверждается документами и установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя до 21 февраля 2014 года. Соответственно, исходя из положений ст.12 ФКЗ от 21.03.2014 года №6-ФКЗ его льготный статус подлежит безусловному учёту.
Согласно статье 13 ФЗ№1244-1 от 15.05.1991 года к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении вреда и мерах социальной поддержки потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда.
В соответствии с частью 4 статьи 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
«Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 727, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 831, Министерства финансов Российской Федерации N 165н от 08 декабря 2006 года, устанавливают единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Факт того, что заболевание Сулейманова Н.И. связано с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, подтверждается документами, выданными в установленном законом порядке и действующими до 16.03.2014 года. Указанные документы признавались ответчиками до декабря 2016 года как основание для льготных социальных выплат Сулейманову Н.И.
Статьей 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ провозглашаются гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, закрепляется право граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, а также признанных гражданами Российской Федерации или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Федеральный законодатель установил, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных выше, не могут быть ниже размеров перечисленных выплат, предоставляемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры названных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода (часть 3 статьи 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ).
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя (далее - граждане). Замена подтверждающих документов производится по месту жительства на территории Российской Федерации на основании заявления, представленного гражданином (представителем гражданина) в органы (организации), уполномоченные на выдачу соответствующего документа, являющегося основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года N 826-О, положение статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривая признание без дополнительных условий действия на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для возникновения правоотношений по предоставлению социальной защиты, обеспечивает интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты населения.
В рамках такого правового регулирования гражданам также предоставляется возможность замены ранее выданных документов на документы российского образца в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который предполагает необходимость представления в этих целях документов, содержащих сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории) и наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) (подпункт "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, осуществляется путем предоставления гражданам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, возможности замены документов украинского образца на документы российского образца, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суд считает, что то обстоятельство, что Сулеймановым Н.И. не предоставлено заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействие вследствие чернобыльской катастрофы, не может быть основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку из материалов дела следует, что Сулейманов Н.И. действительно с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС в 30 километровой зоне и получил дозу облучения. Более того, как указано в военном билете, Сулейманов выполнял на данной местности свои служебные обязанности, однако в материалах дела отсутствуют сведения о прогулах Сулейманова Н.И. или ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, напротив Сулейманов Н.И. был признан лицом, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ему было выдано соответствующее удостоверение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Сулейманова Н.И. о признании за ним права на получение удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы российского образца, о возложении обязанности на МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым выдать ему удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, о возобновлении ему следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда причиненного здоровью, ежегодная компенсация за вред здоровью, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Что касается требований Сулейманова Н.И. о понуждении МКУ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым, выплатить ему задолженность с ДД.ММ.ГГГГ, оснований для их удовлетворения суд не усматривает, поскольку вины со стороны ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств перед истцом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить частично.
Признать за Сулеймановым Николаем Ильичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы российского образца.
Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым выдать Сулейманову Николаю Ильичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым возобновить Сулейманову Николаю Ильичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда причиненного здоровью, ежегодная компенсация за вред здоровью.
В удовлетворении иной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 13.07.2018 года.
Председательствующий: