Дело № 2-41/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 06 февраля 2017 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием истца Демидова В.Ю., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АСП «Корткерос»- Андреева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Демидова В.Ю. к АМР «Корткеросский» о возложении обязанности по устранению препятствий в пользовании предоставленным земельным участком,
установил:
Демидов В.Ю. обратился в суд с требованиями об обязании АСП «Корткерос» и АМР «Корткеросский» выполнить работы по вывозке корча, находящегося возле его участка (<адрес>). В обоснование требования указав, что имеет земельный участок для строительства объекта «закусочная», площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>. Ему была начислена арендная плата за 2015 года, которая им была оплачена. Начать строительство объекта не представляется возможным, ввиду отсутствия подъезда к участку, а также не возможности его осушения, т.к. вдоль участка навален корч, оставшийся от прокладки дороги.
<дата> в суд поступило заявление об изменении (уточнении) исковых требований. Истец, с учетом уточненных в судебном заседании требований, просит обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» устранить препятствие в пользовании Демидовым В.Ю. земельным участком под кадастровым номером ХХХ, расположенным по адресу: <адрес>, путем удаления выкорчеванных при обустройстве дороги корней деревьев, находящихся на дороге с заезда <адрес>, находящихся на дороге вдоль его участка, оставленных после выполнения работ по прокладке <адрес>, в связи с тем, что корч мешает маневренности при обустройстве участка (завоза на участок песка, пиломатериалов, кирпича). Также уточнил месторасположения корча, а именно: что он навален с правой стороны дороги, вдоль его участка, расположенного по адресу: <адрес>, начиная с заезда со стороны <адрес> на протяжении 50 метров вглубь дороги. По его участку корч навален, начиная от точки границы Н2 в сторону точки границы <адрес> на протяжении 30 метров, общая протяженность корча составляет 50 м.. заезд на его участок возможен с автодороги <адрес>
В судебном заседании Демидов В.Ю. от требований к АСП «Корткерос» отказался в полном объеме, настаивая на уточненных требованиях к АМР «Корткеросский».
Представитель администрации муниципального района «Корткеросский» на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель администрации СП «Корткерос» Андреев И.А. поддержал уточненные требования истца, подтвердив нахождение корча в указанном в заявлении месте и возможность заезда на участок истца со стороны республиканской дороги <адрес>, поскольку по <адрес> до него не доехать, в настоящее время эта дорога ответчиком, в т.ч. по решению суда не обустроена..
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного, но не явившегося представителя ответчика.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Из постановления АМР «Корткеросский» ХХХ от <дата>, договора аренды земельного участка ХХХ от <дата>, кадастрового паспорта земельного участка следует, что Демидову В.Ю. в аренду сроком на <...> для размещения объекта <...> предоставлен земельный участок с кадастровым номером ХХХ из земель населенных пунктов площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно схеме расположения земельный участок истца граничит с дорогой (заездом), соединяющим <адрес>. При этом на указанном участке дороги (заезда), вдоль участка, находящегося в аренде истца, со стороны <адрес> на протяжении 50 м вглубь дороги, вдоль участка истца от точки границы <адрес> в сторону точки границы <адрес> на протяжении 30 метров, расположены выкорчеванные корни деревьев, оставленные после выполнения работ, начатых при строительстве дороги по <адрес>. Данный факт подтверждается как материалами дела так и пояснениями представителя АСП «Корткерос». Наличие на дороге (заезде) выкорчеванных корней препятствует в пользовании истцу земельным участком.
Указанные обстоятельства являются установленными, ответчиком не оспариваются.
Администрация МР «Корткеросский» на обращение истца по вопросу вывозки корча <дата> сообщила, что в настоящее время собственником улично-дорожной сети в СП «Корткерос» является АСП «Корткерос». С учетом положений ст. 210 ГК РФ администрация МР «Корткеросский» не вправе расходовать бюджетные средства на выполнение работ по дорожной деятельности по не принадлежащему ему имуществу.
Истец, не согласившись с указанным ответом администрации МР «Корткеросский», обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно ст.41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 ЗК РФ закреплено право собственника земельного участка, в т.ч. возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту Закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Как следует из п. 5 ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2015), к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения указанные выше полномочия по дорожной деятельности с 01.01.2015 не относятся. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Вместе с тем, Федеральным законом №165-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные Российской Федерации» (далее Федеральный закон №165-ФЗ), установлены положения, согласно которым до 1 января 2015г. сохранено прежнее разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений (ст.5 Федерального закона №165-ФЗ). После 1 января 2015 г. вопрос сохранения всех или части прежних полномочий за органами местного самоуправления поселений может быть решен либо принятием закона субъекта РФ, закрепляющего за сельскими поселениями все или часть вопросов из числа ранее относившихся к их компетенции и переданных Федеральным законом № 136-ФЗ в ведение муниципальных районов, либо передачей органами местного самоуправления муниципальных районов органам местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, соответствующих полномочий на основе заключенных между ними соглашений (в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ). Принятие органами местного самоуправления сельских поселений односторонних решений о сохранении за собой полномочий в прежнем или ином объеме недопустимо.
Законом Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» также перечислены вопросы местного значения, закрепленные за муниципальными образованиями сельских поселений, в перечень которых не входит дорожная деятельность, включая содержание, проектирование и строительство автомобильных дорог.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что полномочия по ведению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая содержание и ремонт автомобильных дорог, ранее относившимся к компетенции сельских поселений и переданных Федеральным законом № 136-ФЗ в ведение муниципальных районов, ни нормативным актом Республики Коми, ни соглашением о передаче указанных полномочий, сельским поселениям не переданы.
В Устав администрации сельского поселения «Корткерос» внесены соответствующие изменения.
Соответственно, в силу действующих норм законодательств, с 01.01.2015 полномочия, предусмотренные п. 5 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ, в частности в отношении проектирования и строительства автомобильных дорог в границах сельского поселения «Корткерос», относится к полномочиям администрации МО МР «Корткеросский».
Как следует из материалов дела, генеральный план жилого квартала «Боровое» разработан институтом «Комигражданпроект». В 2008 году генеральный план сельского поселения претерпел корректировки. На отведенной территории в местечке Боровое предусмотрено размещение коттеджей усадебного типа и комплекс объектов инфраструктуры (первичного обслуживания населения), который требует корректировки. В частности, проектом запроектирована система улиц в районах новой застройки. По категории улиц и дорог проектом приняты, в том числе жилые улицы, существующие и проектируемые в красных линиях и проезды к группам жилых домов, ширина тех и других включает: земляное полотно, проезжую часть, обочины, кювет, полосу озеленения, тротуары.
Администрацией муниципального района «Корткеросский» установленные судом факты не оспаривались, в опровержение доказательств не предоставлено.
Предоставление земельных участков, в т.ч. истцу должно сопровождаться обеспечением доступа граждан к ним, равно как и возможностью их использования по целевому назначению.
Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 утверждены государственные стандарты Российской Федерации 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93). Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р50597-93 стандарт распространяется с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Обоснования ответа АМР «Корткеросский» о том, что собственником улично-дорожной сети в СП «Корткерос» является АСП «Корткерос», которое несет бремя содержащего содержания принадлежащего ему имущества, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспорта, состоящий из конкретных элементов, отсутствие которых или их части не свидетельствует об отнесении их к другим объектам.
В соответствии со ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Улично-дорожная сеть в границах сельских поселений является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанные автомобильные дороги по классификации, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Действительно одним из вопросов местного значения сельского поселения является вопрос о необходимости утверждения правил благоустройства территории поселений, который регламентирован п. 19 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ.
Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (далее - Методические рекомендации), устанавливающие общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований.
В соответствии с указанными методическими рекомендациями благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства. Объектами благоустройства территории являются территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования. Объектами нормирования благоустройства на территориях транспортных коммуникаций населенного пункта обычно является улично-дорожная сеть (УДС) населенного пункта в границах красных линий, пешеходные переходы различных типов, также могут относиться проезды. Проектирование благоустройства возможно производить на сеть улиц определенной категории, отдельную улицу или площадь, часть улицы или площади, транспортное сооружение (п.7.1.1). Разработку местных норм и правил благоустройства территорий рекомендуется осуществлять с учетом утвержденной градостроительной документации (п.1.4). При этом, объекты транспортной инфраструктуры – автомобильные дороги общего пользования в данный перечень объектов благоустройства не включены. Улицы и дороги на территории населенного пункта по назначению и транспортным характеристикам обычно подразделяются на магистральные улицы общегородского и районного значения, улицы и дороги местного значения (п.7.2.1). Вместе с тем, методическими рекомендациями предусматривается проведение текущего и капитального ремонта, содержание, строительство и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) в соответствии с планом капитальных вложений (п. 8.7.3).
Таким образом, данные методические рекомендации касаются осуществления полномочий органами местного самоуправления, как сельских поселений, так и муниципальных районов.
По действующему законодательству полномочия по дорожной деятельности, касающиеся строительства, обустройства, содержания дорог, в настоящее время отнесены к компетенции администрации МР «Корткеросский», соответственно данный ответчик обязан проводить работы по содержанию спорного участка дороги. По генплану <адрес> этом место (заезд) со стороны <адрес> обозначено главной дорогой с грунтовым покрытием, однако строительство данной дороги, начатое АСП «Корткерос» в период их полномочий, в настоящее время не осуществлено.
Кроме того, в статье 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с Приказом Минфина России от 16.1.22013 № 121н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 №65н» по подразделу 0503 «Благоустройство» подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).
Таким образом, выполнение работ заявленных в иске относится к полномочиям АМР «Корткеросский» который является надлежащим ответчиком.
С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Демидова В.Ю. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» устранить препятствие в пользовании Демидовым В.Ю. земельным участком под кадастровым номером ХХХ расположенным по адресу: <адрес>, путем удаления выкорчеванных при обустройстве дороги корней деревьев, находящихся на дороге с заезда напротив <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.02.2017