Мотивированное решение от 25.01.2021 по делу № 33а-1964/2022 от 18.04.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

18 января 2021 года                                                                                                  адрес

 

Зюзинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио,

с участием административного истца – Хованского Н.В.,  представителя административного истца по доверенности и ордеру – фио, представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности – фио, представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности – Куц А.С., представителя заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 ФСИН России по доверенности – фио, представителя заинтересованного лица адрес Москвы – фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2/2021 по административному иску Хованского Николая Владимировича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконными действий и бездействий, связанных с условиями содержания под стражей и транспортировки, взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Хованский Н.В. обратился в суд к ФСИН России, МВД России о признании незаконными действий и бездействий, связанных с условиями содержания под стражей и транспортировки, взыскании компенсации, мотивируя свои требования тем, что 27.06.2014 г. Симоновским межрайонным следственными отделом СУ по ЮАОГСУ СК России по адрес возбуждено уголовное дело № 825347 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, по факту безвестного исчезновения фио E.Л. С данным уголовным дело соединены уголовные дела, возбужденные по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения квартир по адресам: Москва, адрес, и адрес. Срок предварительного расследования данного уголовного дела многократно продлевался, последний раз до 50 месяцев 18 суток, то есть до 29.07.2020 г. В последующем уголовное дело передано в производство следователя СУ по ЮАОГСУ СК России по адрес, а затем в ГСУ СК России по адрес. В настоящее время уголовное дело находится в производстве следователя по особо важным делам второго следственного отдела УРОВДГСУ СК России по адрес Кривова A.M. 10.10.2016 г. Хованский Н.В. органами предварительного расследования задержан по подозрению в совершении указанных преступлений, ему предъявлено обвинение в совершении убийства фио E.Л. и хищении ее квартир, как организатору преступной группы в составе фио, фио, фио, а именно преступлений, предусмотренных п.п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105, ч. 4 ст. 159 УК РФ. В последующем в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая многократно продлевалась.

За период расследования уголовное дело не менее 10 раз возвращалось дополнительного расследования, в том числе из прокуратуры и суда, и возобновлялось в связи с грубыми нарушениями, допущенными следователем, связанными, в том числе, с привлечением к ответственности Хованского Н.В. при отсутствии на то законных оснований и не проведением проверки доводов стороны защиты о его непричастности.

10.03.2020 г., спустя 3 года 5 месяцев содержания Хованского Н.В. под стражей, апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в удовлетворении ходатайства следователя об очередном продлении срока содержания Хованского Н.В. под стражей отказано, он освобожден из-под стражи и ему избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

Во время содержания под стражей Хованский Н.В. в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 содержался и транспортировался в бесчеловечных условиях, тем самым подвергался унижающему достоинство обращению.

Жалоба Хованского Н.В. в ЕСПЧ на условия содержания в настоящее время находится в производстве ЕСПЧ (№81336/17 Khovanskiy v. Russia). Между тем, справедливая компенсация за нарушения условий содержания в рамках национального законодательства, соответствующая практике ЕСПЧ, по инициативе Хованского Н.В. может послужить основанием для прекращения производства по жалобе.

Административный истец просит признать незаконными связанные с условиями содержания Хованского Н.В. под стражей и его транспортировки в период с 10.10.2016 по 10.03.2020 действия и бездействия ФСИН России и МВД России; взыскать с ответчиков в пользу Хованского Н.В. компенсацию в размере сумма за нарушение указанных выше установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей; перечислить средства, подлежащие взысканию в качестве компенсации, на банковский счет Хованского Н.В. № ..., открытый в ПАО Сбербанк России (БИК: ..., Корр. счет: ..., ИНН: ..., КПП: ...).

Административный истец Хованский Н.В., представитель административного истца по доверенности и ордеру Клячков Д.Н. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика ФСИН России по доверенности Куц А.С. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 ФСИН России по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-4 ФСИН России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-6 ФСИН России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица УФК России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Минфина России  в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица УСД адрес фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал, пояснил суду, что судебные здания соответствуют своду правил, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

С учетом мнения административного истца, представителя административного истца, представителей административных ответчиков, представителей заинтересованных лиц, суд постановил возможным слушание дела в отсутствии представителей заинтересованных лиц, извещенных о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителей административных ответчиков, представителей заинтересованных лиц, огласив показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами, к числу которых относится Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Определения от 26 апреля 2016 года N 837-О, от 20 апреля 2017 года N 729-О, от 27 февраля 2018 года N 547-О, от 29 мая 2019 года N 1458-О и др.).

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемы в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 16 данного Федерального закона Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей устанавливается порядок:

1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;

3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;

5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;

6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;

7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;

8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;

9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;

10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;

11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;

12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;

13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;

14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;

15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;

16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;

17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;

18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.

Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

Статьей 17.1 данного Федерального закона предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Судом установлено, что как следует из объяснений административного истца и подтверждается исследованными судом письменными доказательствами, 10.10.2016 в порядке ст. ст. 91-92 УПК РФ Хованский Н.В. задержан по подозрению в убийстве фио

12.10.2016 г. Симоновским районным судом адрес он заключен под стражу. Для содержания под стражей Хованский Н.В. помещен в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес.

13.10.2016 г.  этапирован в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес.

28.11.2016 г. этапирован в ФКУ СИЗО-1 ФСИН России.

08.04.2018 г. этапирован в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес.

10.03.2020 г. апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Хованский Н.В. освобожден из-под стражи и ему избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

Постановлением Московского городского суда от 27.05.2020 г. срок домашнего ареста Хованского Н.В. по уголовному делу № 825347 продлен на 2 месяца, а всего до 42 месяцев, то есть до 29.07.2020 г.

Таким образом, Хованский Н.В. содержался под стражей в течение 3 лет 5 месяцев.

Как следует из объяснений административного истца во время содержания под стражей Хованский Н.В. в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 содержался и транспортировался в бесчеловечных условиях, тем самым подвергался унижающему достоинство обращению.

В подтверждение заявленных истцом доводов, представлены показания свидетеля фио У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, однако давая оценку данным показаниям, суд относится к ним критически, поскольку показания свидетеля не были подтверждены исследованными судом письменными доказательствами.

Условия содержания в следственных изоляторах регулируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189.

Согласно названным выше Правилам в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункты 2, 3 Правил).

Как следует из письменных объяснений административных ответчиков и подтверждается исследованными судом письменными материалами дела, Хованский Николай Владимирович был взят под стражу 10.10.2016 г. Симоновским МРСО СУ по адрес ГСУ СК адрес, санкция выдана Симоновским районным судом адрес. Обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 2 п. «ж» «з» УК РФ.

За период с 15.10.2016 г. по 10.03.2020 г. содержался в следственных изоляторах адрес: с 15.10.2016 г. по 01.12.2016 г. в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес (далее - СИЗО-6); с 01.12.2016 г. по 07.04.2018 г. в ФКУ СИЗО-1 ФСИН России (далее - СИЗО-1); с 08.04.2018 г. по 10.03.2020 г. в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес (далее - СИЗО-4).

В силу статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть 1).

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона (часть 5).

Согласно пунктам 40 - 58 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок). Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага.

Согласно Приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" установлены нормы снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем: матрац (ватный или с синтетическим наполнителем) - 1 шт. со сроком эксплуатации - 4 года, подушка (ватная или с синтетическим наполнением) - 1 шт. со сроком эксплуатации - 4 года, одеяло (полушерстяное или с синтетическим наполнителем) - 1 шт. со сроком эксплуатации - 4 года.

В силу пункта 1 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых, являющихся приложением к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся в следственных изоляторах обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.07.1995№ 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее-ФЗ № 103-ФЗ), Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (далее - Правила). Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В СИЗО устанавливается распорядок дня с учетом наполняемости СИЗО, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и судебных заседаниях, прогулок и т.д. Предусматривается время для непрерывного восьмичасового сна подозреваемых и обвиняемых.

Лимит наполняемости в следственных изоляторах устанавливает Минюст Российской Федерации, администрация учреждения не вправе отказать в приеме спецконтингента, прибывающего этапом, а также направленных для содержания в следственный изолятор на основании постановления судебных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

В связи с тем, что в учреждение круглосуточно прибывает спецконтингент различных категорий, его размещение по камерам происходит согласно Плану покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых, разработанного с учетом складывающейся текущей обстановки содержащихся лиц в соответствии со ст. 33 ФЗ № 103-ФЗ.

При поступлении в вышеуказанные учреждения согласно п. 13 Правил заявителю была предоставлена информация о его правах и обязанностях, распорядке дня, режиме содержания под стражей, о порядке применения мер взыскания, о порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. В последующем такого рода информация регулярно предоставляется подозреваемым и обвиняемым по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником СИЗО и уполномоченными им лицами. Подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются во временное пользование Правила. В каждой камере на стене вывешивается информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, а также распорядок дня.

Лицам, содержащимся в следственных изоляторах, в соответствии с пунктами 40 - 58 Правил предоставляется спальное место, постельные принадлежности: матрац, подушка, одеяло; постельное бельё: две простыни, наволочка; полотенце; столовая посуда и столовые приборы: миска (на время приема пищи), кружка, ложка; одежда по сезону (при отсутствии собственной); книги и журналы из библиотеки учреждения. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин). Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага.

В случае отсутствия на лицевых счетах заключенных необходимых средств бесплатно выдаются индивидуальные средства гигиены (как мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), средства личной гигиены (для женщин). Периодичность выдачи гигиенического набора - 1 раз в месяц.

В период содержания в СИЗО-6 истец содержался в камере № 111 первого корпусного отделения, общей площадью 67,8 кв. м, оборудованной 20 спальными местами. Совместно с заявителем в камере содержалось не более 20 человек, что подтверждается копиями книг количественной проверки лиц, содержащихся в учреждении. Указанное опровергает доводы заявителя относительно нехватки спальных мест, где ему приходилось «не менее 27 дней спать на полу».

Кроме того, указанная камера оборудована тремя окнами размером 140x120 см, приточно-вытяжной принудительной вентиляцией, находившейся в исправном состоянии, радиоточкой и вешалкой для верхней одежды, 4 столами и лавками (в достаточном количестве для размещения 20 человек), двумя шкафами для хранения продуктов, а также одним холодильником и одним телевизором. Санузел оборудован 2 унитазами и 2 умывальниками, отделен от жилой части камеры кирпичной стеной, деревянной дверью, что обеспечивало необходимую степень приватности. Пол в камере деревянный.

Все камеры СИЗО-6, в том числе, в которой содержался административный истец, оборудованы кнопкой вызова, позволяющая спецконтенгенту незамедлительно установить контакт с сотрудниками учреждения.

В соответствии со ст. 33 ФЗ № 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. В учреждении имеется 6 камер, предназначенные для некурящих подозреваемых, обвиняемых и осужденных, перевод в которые осуществляется по письменному заявлению подозреваемого, обвиняемого, осужденного, при наличии технической возможности с учетом личностных особенностей спецконтингента, тяжести совершенных преступлений. В курящих камерах предусмотрено специальное место для курения. В период содержания в СИЗО-6 административный истец с подобными заявлениями к администрации учреждения не обращался

Все камеры СИЗО-6 оборудованы холодным и горячим водоснабжением, поступающим централизовано от адрес. Холодная вода является питьевой, и соответствует требования СанПин 2.1.4.1074-01.

Кроме того, поскольку во всех камерах установлены быки для питьевой воды и имеются кипятильники и чайники, заключенные имеют возможность самостоятельно кипятить воду, в случае если ее качество не устраивает по вкусовым качествам, равно как и приобретать воду (в том числе газированную) через магазин учреждения.

Согласно п. 45 Правил все подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку не реже одного раза в неделю, где им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.

В соответствии с п. 134 Правил Хованский Н.В. обеспечивался ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, преимущественно в светлое время суток. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов, которые оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Уборка прогулочных дворов осуществляется назначенной дежурной от каждой камеры, также в вечернее время дополнительно убирают осужденные хозяйственного отряда хозяйственного обслуживания. На территории учреждения имеется 15 прогулочных дворов, из них 1 двор - для матерей с детьми, 3 двора - для лиц, содержащихся в карцере, 11 дворов - для остальных подозреваемых, обвиняемых и осужденных, площадь которых составляет: 75,81 - 2 двора, 50,95 - 2 двора, 47,32 - 2 двора, 25,48-2 двора, 10,92-1 двор.

Факт вывода камеры № 111 на прогулку подтверждается копиями соответствующих журналов. Доводы заявителя относительно периодичности вывода на прогулку «в связи отсутствием сотрудников» не являются состоятельными, поскольку вышеуказанная норма определяет право подозреваемого, обвиняемого, осужденного на предоставление ему прогулки, воспользоваться или нет которым он решает самостоятельно.

Питание было организовано согласно требованиями приказа Минюста России от 26.02.2016 № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (в настоящий момент утратил силу), приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС», в соответствии с суточными нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время». Указанными нормативными актами определяется суточная норма положенности продуктов питания, в том числе мяса.

Качество приготовления пищи ежедневно проверяется медицинским работником и дежурным помощником начальника следственного изолятора (в том числе полнота производимой закладки продуктов питания), а также ответственным от руководства учреждения.

После приготовления пищи с каждого котла снимается проба готового блюда медицинским работником и дежурным помощником начальника следственного изолятора. Далее пробы готовых блюд хранятся в специальной таре в холодильнике при температуре 0 - +2°С в течение 72 часов.

Медицинское обеспечение лиц, содержащихся в СИЗО-6, было организовано в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17.10.2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (в настоящий момент утратил силу). Медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным оказывается медицинскими работниками безотлагательно, в том числе при необходимости, вызывается бригада скорой медицинской помощи.

Кроме того, ежедневно на утренней проверке дежурный фельдшер осуществляет обход режимных корпусов с целью оценки санитарного состояния. Медицинский сотрудник, закрепленный за режимным корпусом осуществляет телесный осмотр на предмет выявления телесных повреждений. Все поступающие от спецконтингента заявления и жалобы и заявления фиксируются в журнале учета, заявлений, жалоб на корпусном отделении, рассматриваются в установленные сроки.

За период содержания в СИЗО-6 Хованский Н.В. с претензиями и жалобами по вопросу медицинского обслуживания, ненадлежащих условий содержания к руководству учреждения не обращался.

Указанное опровергает доводы заявителя относительно «лишения медицинской помощи».

Доводы заявителя относительно нахождения в СИЗО-1 в декабре 2016 года в камере № 104 более 10 часов совместно с 30 заключенными, которые не являлись сотрудниками полиции, не находят своего документального подтверждения.

За период содержания в СИЗО-1 административный истец находился в следующих камерах: с 01.12.2016 по 05.12.2016 - в камере № 508 (камера карантинного отделения); с 05.12.2016 по 20.02.2017 - камера № 306 общей площадью 14,4 кв. м. рассчитана на 3 человек; с 20.02.2017 по 17.04.2017 - камера № 303 общей площадью 14,6 кв. м. рассчитана на 3 человек; с 17.04.2017 по 28.07.2017 - камера № 602 общей площадью 14,7 кв. м. рассчитана на 3 человек; с 28.07.20017 по 20.12.2017 - камера № 601 общей площадью 14,7 кв. м. рассчитана на 3 человек; с 20.12.20017 по 02.03.2018 - камера № 301 общей площадью 14,7 кв. м. рассчитана на 3 человек; с 02.03.2018 по 20.03.2018 - камера № 308 общей площадью 14,4 кв. м. рассчитана на 3 человек; с 20.03.2018 по 03.04.2018 - камера № 605 общей площадью 14,7 кв. м. рассчитана на 3 человек; с 03.04.2018 по 07.04.2018 - камера № 308 общей площадью 14,4 кв. м. рассчитана на 3 человек.

Согласно ст. 23 ФЗ № 103-ФЗ норма санитарной площади во всех камерах, где содержался заявитель, устанавливалась в размере четырех квадратных метров на одного человека. Каждый заключенный имел личное спальное место, каждый заключенный обладал как минимум 4 кв. м. личного пространства, общее пространство камер позволяло свободно передвигаться между предметами мебели.

Количественное наполнение камер, в которых содержался административный истец в период подтверждается копиями книг количественной проверки лиц, содержащихся в учреждении.

Европейские пенитенциарные правила (2006) не устанавливают конкретные минимальные требования, в том числе к площади, кубатуре помещений, а напротив отсылает на разрешение этих вопросов к национальному законодательству, при этом административный истец вводит суд в заблуждение, указывая в административном иске, что «размещение во всех камерах, в том числе в СИЗО-1, не соответствовало требованиям международных стандартов, ратифицированных Российской Федерации», поскольку размещение административного истца в камерах СИЗО-1 полностью соответствовало законодательству РФ и обязательным требованиям международных стандартов (а не рекомендательным (желаемым стандартам).

Все камеры СИЗО-1 во время содержания административного истца были оборудованы: столом и скамейкой; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; электрическим чайником; телевизором; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазом для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; холодильником, вентиляционным оборудованием; унитазом, умывальником; радиатором системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

Во всех камерах СИЗО-1 имелось холодное и горячее водоснабжение, телевизор, холодильник (оборудуются при наличии возможности в соответствии с п. 42 Правил).

Камеры оборудованы светильниками дневного и ночного освещения. Из таблицы 8.1 приложения № 8 Наставления по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 (далее - Наставление), следует, что минимальные допустимые значения освещенности дежурного освещения в камере не регламентированы, обеспечиваются проектными решениями.

Как следует из п. 14.30 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России), утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 № 161-дсп освещенность камер, карцеров, медицинских и боксированных палат должна соответствовать 100 лк - для люминесцентных ламп и 50 лк - для ламп накаливания.

Все камерные помещения на момент содержания административного истца были оборудованы двумя осветительными приборами, включающими в себя по две люминесцентные лампы освещения мощностью 36 Вт. каждая, суммарная мощность каждого осветительного прибора составляла 72 Вт., и одной лампой освещения на 25 Вт в ночное время, что подтверждается справкой.

Кроме того, в камерах имелось также достаточное естественное освещение, которое осуществлялось через оконные проемы.

Доказательств того, что в период содержания административного истца освещение не соответствовало данным нормам, не представлено.

Согласно подп. 10 п. 20 гл. II Наставления в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.

Окна камер оборудованы в соответствии с СП 15-01 Минюста России, п. 3.1.2, п. 3.1.3. п. 3.1.4 Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждении ФСИН России», утвержденного приказом ФСИН России от 26.07.2007 № 407, решеткой оконной камерной с наружной стороны здания, решеткой оконной камерной с внутренней стороны оконных проемов камер с возможностью открывания форточки.

Металлические решетки, преграждающие доступ к окну с обеих сторон, являются средством охраны. При этом наличие данных решеток в камерах не нарушало прав административного истца на естественное освещение. Решетки на окнах камер не препятствовали естественному освещению камерных помещений с учетом их площади.

В соответствии с п. 43 Правил все камеры, в которых содержался истец, оборудованы холодным и горячим водоснабжением. Холодное водоснабжение является централизованным. Холодная вода является питьевой, и соответствует требования СанПин 2.1.4.1074-01. В камерах имелись бачки для питьевой воды, электронагреватели для кипячения воды.

Параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность) соответствовали требованиям ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные».

Теплоснабжение в учреждении осуществлялось централизованно. Перебоев в поставке котельно-печного топлива не имелось. Системы отопления находились в исправном состоянии, постоянно обслуживались своими силами. Температура в камерах не опускалась, как правило, ниже +21°С, что соответствовало требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Жалоб от административного истца недостаточное теплоснабжение от Хованского Н.В. к администрации ФКУ СИЗО-1 ФСИН России не поступало (справка прилагается).

Санитарные узлы находились в углу камер, слева или справа от входной двери, отгорожены от жилой части камеры перегородкой из пазогребневой плиты высотой 1,8 м., облицованной керамической плиткой с внутренней стороны. До потолка от плиты установлен металлический каркас, обшитый оргстеклом. Вход в санузел оборудован дверью, находящейся в исправном состоянии.

Смотровые глазки, расположенные на камерных дверях, на которые ссылается фио, предназначены для осуществления надзора за спецконтингентом в соответствии с требованиями действующего законодательства, никаким образом не способствуют наблюдению за заключенными, находящихся в туалете, в силу достаточной приватности последнего.

В опровержение доводов заявителя необходимо установлено, что камеры оборудованы вызывной сигнализацией, что подтверждается справкой. Выключатель вызывной сигнализации располагался внутри каждой камеры в свободном доступе, включение вызывной сигнализации сопровождалось световым сигналом с внешней стороны камеры, информирующим сотрудника администрации на посту.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ все камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием по возможности.

Все камеры на момент содержания административного истца были оборудованы принудительной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии. Удаление воздуха происходило с помощью канальных электрических вентиляторов, установленных в отверстии самостоятельного вентиляционного канала для каждого камерного помещения, при этом управление канальным вентилятором осуществлялось посредством выключателя. В окнах камер также имелись форточки для естественной вентиляции. Административный истец не был ограничен в возможности открывать форточку по необходимости.

Согласно п. 34 Правил заявителю по скользящему графику ежедневно предоставлялась прогулка продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.

Прогулка проводилась на территории прогулочных дворов, расположенных на эксплуатируемой крыше. Прогулочные дворы были оборудованы скамейками для сидения и навесом, защищающим от атмосферных осадков. Над прогулочными дворами устраиваются облегченные навесы. В СИЗО-1 на эксплуатируемой кровле режимного корпуса обустроено 10 прогулочных дворов площадью от 16,9 до 33,7 кв. м., 6 из них более 30 кв.м.

Согласно п. 45 Правил Хованскому Н.В. предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.

Каких-либо конфликтных ситуаций с участием административного истца за период его содержания под стражей в СИЗО-1 не возникало. Обращений о конфликтных ситуациях с иными лицами, содержащимися в учреждении, от заявителя в адрес администрации не поступало.

За период содержания Хованского Н.В. в СИЗО-1 каких-либо актов прокурорского реагирования, вынесенных прокуратурой в отношении учреждения по вопросам, затронутым в административном иске, в связи с ненадлежащими условиями содержания административного истца, не было.

В СИЗО-4 административный истец содержался в период с 08.04.2018 по 10.03.2020 в следующих камерах: № 914, площадью 32,99 кв.м., оборудованной 10 спальными местами, в камере находилось 9 человек; 08.04.2018 был размещен в камеру № 904 площадью 34,33 кв.м., с 10 спальными местами, в среднем в камере находилось 9 человек; 09.04.2018 был размещен в камеру № 903 площадью 35,83 м2, оборудованной 10 спальными местами, в среднем в камере находилось 10 человек; 14.12.2018 был размещен в камеру № 116 площадью 17,3 кв.м., оборудованной 4 спальными местами, в среднем в камере находилось 2 человека; 01.07.2019 был размещен в камеру № 123 площадью 17,3 кв.м., оборудованной 4 спальными местами, в среднем в камере находилось 4 человека; 03.07.2019 был размещен в камеру № 103 площадью 17,3 кв.м., оборудованной 4 спальными местами, в среднем в камере находилось 4 человека; 11.07.2020 был размещен в камеру № 918 площадью 35,57 кв.м, с 10 спальными местами, в среднем в камере находилось 10 человек.

Из представленных книг количественной проверки следует, что доводы заявителя относительно перелимита в вышеуказанных камерах не находят своего подтверждения.

Камеры СИЗО-4 также оборудованы в соответствии с требованиями п. 42 Правил: спальными местами, столом и скамейкой с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, напольной чашей (унитазом), умывальником (с горячим и холодным водоснабжением), штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией. Телевизор (тумбочка под телевизор или кронштейн для крепления телевизора), холодильник, оборудуются при наличии возможности.

Санитарные узлы камер оборудованы сплошной кирпичной перегородкой от пола до потолка, что обеспечивает необходимую степень приватности. Наличие душа в камерах Правил не предусмотрено.

Все камеры учреждений оборудованы естественной приточно-вытяжной и принудительной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии. Дополнительное проветривание помещений камер осуществляется при выводе спецконтингента ежедневно на прогулку и еженедельную санитарную обработку, а в случае необходимости поступление свежего воздуха осуществляется через форточку оконных проемов, к которой имеют самостоятельный доступ лица, содержащиеся в камере.

Кроме того, камеры, в которых содержался заявитель в СИЗО-4 оборудованы исправными радиаторами отопления. Отопление в камеры в осеннее - зимний период подается согласно графику отопительного сезона (с октября месяца по апрель месяц), температура в камерах составляет 18,0-23 градусов по Цельсию.

Оконные проемы и освещение соответствует «Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» СП 15-01 и оборудованы металлической решеткой, деревянными рамами для обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых.

Камеры оборудованы круглосуточным искусственным освещением мощностью не менее 100 Вт. Дежурное освещение мощностью 75 Вт включается с 22:00 часов до 06:00 часов ежедневно. Ночное освещение оборудовано над дверью камеры, что позволяло лицам, содержащимся в жилой части камеры, спать. Кроме

того, в целях осуществления надзора за спецконтингентом, отключение ночного освещения не предусмотрено требованиями действующего законодательства. Естественное освещение в камерах осуществляется через оконные проемы.

Сотрудниками дежурной смены ежедневно производится осмотр и проверка состояния камерного и сантехнического оборудования, а также целостности оконных проемов. При выявлении неисправностей работоспособности камерного и сантехнического оборудования и нарушений целостности оконных проемов в кратчайшие сроки производится их ремонт или замена.

Согласно п. 45 Правил, санитарная обработка подозреваемых и обвиняемых проводится в соответствии с графиком санитарной обработки, не реже 1 раза в 7 дней не менее 15 минут. Санитарная обработка проводится покамерно в специально оборудованных помещениях душевых. При проведении санитарной обработки осуществляется замена постельного белья. После каждой помывки помещение душевой обрабатывается дезинфицирующим средством. График проведения санобработки составляется на месяц и утверждается начальником учреждения. Термическая обработка одежды и постельных принадлежностей в прожарочных шкафах, расположенных в помещениях санпропускников каждого режимного корпуса. Оборудование душевых помещений находится в технически исправном состоянии. Санитарная обработка камерного помещения производится в случае выявлении инфекционных болезней в камере, по предписанию санитарного врача раствором дезинфекционного средства сотрудниками медицинской части. Количество леек в душевых помещениях достаточное для одновременного принятия душа всех лиц, содержащихся в камере. В случае нехватки количества леек на количество лиц, содержащихся в камере, спецконтингент выводится на санитарную обработку в 2 этапа, либо предоставляется увеличенное время для помывки.

В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.

Хованский Н.В. утверждает, что в период содержания в СИЗО-4 ему не оказывалась медицинская помощь ввиду отсутствия врачей, не смотря на неоднократные обращения с заявлениями к руководству учреждения по факту острой зубной боли, наличия боли в суставах, температуры.

Данные утверждения не находят своего подтверждения, поскольку согласно учетной документации СИЗО-4, административный истец в период содержания к руководству учреждения с соответствующими жалобами и заявлениям не обращался.

Содержание лиц, имеющих заболевание «гепатит С», отдельно от остальных подозреваемых, обвиняемых, осужденных, не предусмотрено требованиями действующего законодательства. Перечень лиц, предусматривающих раздельное содержание, указан в ст. 33 ФЗ № 103-ФЗ.

Кроме того, истец указывает, что в дни судебных заседаний подъем осуществлялся в 5 часов утра, в 6 выводили из камер для доставки в здание суда. До этапирования в здание суда и после прибытия в следственный изолятор он был вынужден длительное время находиться в зачастую переполненных камерных помещениях сборного отделения. В результате чего подъем в камеры осуществлялся после положенного времени «отбоя», нарушалось право на 8- часовой непрерывный сон.

Извещение заключенных о предстоящем выезде на судебно-следственные действия осуществляется вечером, перед сном.

Вывод из камер подозреваемых, обвиняемых для выезда на судебно-следственные действия осуществляется после «подъема» в соответствии с требованиями Правил, что никаким образом не нарушает права заявителя.

Время пребывания в камерах сборного отделения в период ожидания убытия на вышеуказанные мероприятия, а также время возвращения обратно в следственные изоляторы напрямую взаимосвязано с временем прибытия полка охраны и конвоирования ГУ МВД России, чьими силами осуществляется конвоирование спецконтингента, а также временем судебных заседаний, следственных действий.

В соответствии с п. 9.3 Норм проектирования следственных изоляторов ФСИН России СП 15-01 сборные камеры для временного пребывания прибывающих и убывающих оборудованы: скамейки с числом посадочных мест по количеству мест в камере из расчета длины скамеек 0,4 пог. м. на одного человека; вешалку для верхней одежды; подставку или кронштейн под бачок для питьевой воды; бачок для питьевой воды; урну для мусора; радиодинамик для вещания общегосударственной программы; светильник дневного освещения; унитаз со сливным бачком; умывальник.

Спальные места в указанных камерах не предусмотрены.

Размещение в указанных камерах осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 ФЗ № 103-ФЗ.

Поздний подъем в камеры после прибытия с судебно-следственных действий обусловлен временем доставки заключенных в следственный изолятор, необходимостью проведения обысковых мероприятий.

Доводы заявителя относительно подъема в камеры в 4 часа утра не находят своего документального подтверждения. За период содержания в вышеуказанных учреждениях с жалобами по приведенным доводам Хованский Н.В. к руководству не обращался.

Также в обоснование своих исковых требований административный истец указывает, что в период с 11.10.2016 г. по 13.10.2016 г. содержался в ИВС УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, в августе 2017 года содержался в ИВС Отдела МВД России по адрес, в марте, июле, сентябре 2018 года содержался в ИВС ГУ МВД России по адрес № 1, с нарушением установленных действующим законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания.

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22.10.2005 № 950, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере (пункт 14).

Администрация ИВС принимает меры к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск МВД России (пункт 19).

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ (пункт 42).

Камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа (пункт 45).

Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 47).

Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается (пункт 130).

На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только медицинским работником. Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону. В отношении лица, нарушающего установленный порядок содержания под стражей, решением начальника ИВС, его заместителя либо дежурного помощника прогулка прекращается (пункт 133).

Согласно сведениям, представленным из ИВС УВД по адрес ГУ МВД России по адрес (исх. № 04/11-43799 от 10.09.2020), Хованский Н.В. был водворен в ИВС УВД по адрес ГУ МВД России по адрес 11 октября 2016 года и содержался в ИВС УВД по адрес до 14 октября 2016 года. Согласно учетным записям в период нахождения в ИВС УВД по адрес ГУ МВД России по адрес Хованский Н.В. содержался в камере № 7 одиночно. Свет в камере отключается в период с 22 часов 00 минут и до 6 часов 00 минут, в ночное время включен только приглушенный ночной свет.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 22 ноября 2005 года № 950 Хованский Н.В. прошел санитарную обработку 11 октября 2016 года при поступлении в ИВС УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, о чем имеется соответствующая запись в камерной карточке с подписью последнего.

Хованскому Н.В. предоставлялись ежедневные прогулки 11 и 13 октября 2016 года, за исключением 12 октября 2016 г., когда Хованский Н.В. доставлялся в суд для избрания меры пресечения и был возвращен в ИВС УВД по адрес ГУ МВД России по адрес в темное время суток (22 часа 40 минут).

В августе 2017 года Хованский Н.В. в ИВС УВД по адрес ГУ МВД России по адрес не содержался, а доставлялся из СИЗО в ИВС УВД по адрес ГУ МВД России по адрес 9 августа 2017 года в 15 часов 30 минут Хованский Н.В. по постановлению следователя для производства неотложных следственных действий, после проведения следственных действий Хованский Н.В. в 22 часа 45 минут того же дня был доставлен в СИЗО.

Из представленных сведений ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес (исх. № 39/587 от 25.09.2020) следует, что Хованский Н.В. был водворен в ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес 05.02.2018 г. в 15 часов 20 минут в соответствии с постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу от 26.12.2017 г., вынесенным судьей Московского городского суда и убыл из ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес 13.02.2018 г. 31.01.2018 г. следователем по особо важным делам второго следственного отдела первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по адрес вынесено постановление о содержании Хованского Н.В. в ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес сроком па 10 суток, то есть до 14.02.2018 г. Отметка о проведении санобработки: 06.02.2018 г., 13.02.2018 г.; бритье 09.02.2018 г.

23.05.2018 г. в 13 часов 20 минут Хованский Н.В. был водворен в ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес в соответствии с постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу от 27.03.2018 г., вынесенным судьей Московского городского суда, и 31.05.2018 г. в 16 часов 05 минут убыл из ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес. Отметка о проведении санобработки: 24.05.2018 г., 31.05.2018 г.; бритье 28.05.2018 г.

12.07.2018 г. в 16 часов 00 минут Хованский Н.В. был водворен в ИБС № 1 ГУ МВД России по адрес в соответствии с постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу от 28.06.2018 г., вынесенным судьей Московского городского суда, и 20.07.2018 г. в 17 часов 30 минут убыл из ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес. 09.07.2018 г. следователем по особо важным делам второго следственного отдела первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по адрес вынесено постановление о содержании Хованского Н.В. в ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес сроком па 10 суток, то есть до 21.07.2018 г. Отметка о проведении санобработки: 13.07.2018 г., 15.07.2018 г.

В связи с тем, что Хованский Н.В. является бывшим сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, его размещение в камере осуществлялось в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В течение периода нахождения в ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес Хованский Н.В. был обеспечен бесплатным трехразовым питанием, а также содержался в условиях отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Бытовые условия содержания Хованского Н.В., предоставление прогулок в соответствии с требованиями статей 16 и 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

При убытии из ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес претензий к администрации ИВС № 1 ГУ МВД России по адрес от Хованского Н.В. не поступало.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять наручники и иные средства ограничения подвижности, в частности, для пресечения преступлений, а также при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе (подп. 2, 8).

Специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, относятся к транспортным средствам, которые используются учреждениями уголовно-исполнительной системы для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании.

Спецавтомобили изготавливаются на базе грузового автомобиля (шасси), на них устанавливается специальный кузов, в котором оборудуются: помещение караула, камера для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление), которое действует в редакции Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 94. В подпункте 6.1 приложения 6 к Наставлению приведены минимальные размеры камер и туалетной кабины спецавтомобилей для спецконтингента (ширина одиночной камеры 500 мм, глубина 650 мм; ширина общей камеры определяется длиной сидений, глубина 650 мм или 1150 мм (для камеры с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры 1300 мм), а также примеры наиболее распространенных планировок рабочего салона спецавтомобилей с различным сочетанием общих и одиночных камер.

В Наставлении приведены минимальные размеры камер и туалетной кабины в соответствии со стандартом отрасли ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", принятым и введенным в действие 14 октября 2010 года (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 1 июня 1999 г.).

Согласно стандарту отрасли ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", принятому и введенному в действие 14 октября 2010 года (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 1 июня 1999 года), спецавтомобили предназначены для перевозки только сидящих людей; минимальные размеры камер спецавтомобилей для спецконтингента составляют: одиночной - ширина 500 мм, глубина 650 мм; общей - ширина определяется длиной сидений (из расчета 450 мм на одно посадочное место), глубина 650 мм или 1150 мм (для камеры с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры 1300 мм) (пункты 4.5, 5.4).

Проверка выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа. Так, в одобрении типа транспортного средства на спецавтомобиль на базе марка автомобиля (ОТС) указана пассажировместимость 36 человек (количество мест для сидения 37), в том числе спецконтингента 32 человека, количество камер: общих - 2, одиночных - 2. Одобрением типа транспортного средства на спецавтомобиль на базе марка автомобиля определено наличие 2 общих и 1 одиночной камер пассажировместимостью 25 человек, в том числе 21 - спецконтингент.

Спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей. Сиденья должны иметь следующие размеры: длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место; ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм, высота сидений - от 400 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм.

Запрет на перевозку людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, содержится в пункте 22.8 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

Таким образом, размеры пространства для размещения задержанных, а также условия вентиляции и отопления в спецавтомобилях типа "АЗ", изготовленных в соответствии с требованиями МВД России, изложенными в ПР 78.01.0024., соответствуют российским и международным требованиям.

Доводы административного истца о том, что транспортировка Хованского Н.В. занимала длительное время, по мнению суда, не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков, так как подлежит учету продолжительность судебных заседаний, загруженность и пропускная способность автомобильных дорог в городе, отсутствие возможности обеспечивать персональную перевозку лиц, содержащихся под стражей.

При этом содержание Хованского Н.В. в защитных кабинах в ходе судебных заседаний по уголовному делу не противоречит положениям статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В рассматриваемом случае следует признать, что действия по перевозке Хованского Н.В. к месту судебных заседаний и его размещению при рассмотрении уголовного дела за защитным ограждением, предназначенным для подсудимых, содержащихся под стражей, соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

Положениями ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Эти требования закона не были нарушены административными ответчиками, а потому суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Следует также отметить, что за период содержания административного истца в вышеуказанных учреждениям он не обращался с жалобами на ненадлежащие условия его содержания, а действия (бездействия) должностных лиц указанных учреждений в указанный период незаконными не признавались.

Суд также отмечает, что содержание под стражей - не цель нарушить права административного истца, признанные Конституцией Российской Федерации и нормами международного права, а цель лишь раскрыть преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур, тем более, что условия содержания административного истца не отличались от условий содержания других лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации.

При этом доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с настоящими требованиями суд находит необоснованными направленными на иное толкование норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

Жалоба Хованского Н.В. в ЕСПЧ на условия содержания в настоящее время находится в производстве ЕСПЧ (№81336/17 Khovanskiy v. Russia). Обращение в суд общей юрисдикции состоялось 12 июня 2020 года, то есть в срок, предусмотренный частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-1964/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменить судебное постановление полностью, принять новое решение, 19.05.2022
Истцы
Хованский Николай Владимирович
Ответчики
МВД России
ФСИН России
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
25.01.2021
Мотивированное решение
19.05.2022
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее