Дело №12-106/2015 .
Р Е Ш Е Н И Е
г. Александров 26 июня 2015 года
Судья Александровского городского суда Владимирской области Корсунская Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «Струнинский тепло-водоканал» Горшкова В.М. на постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Владимирской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Загороднего В.В. от 13 мая 2015 года № 11.2–Пс/0368-0128пл-2015 в отношении открытого акционерного общества «Струнинский тепло-водоканал» (далее – ОАО «СТВК») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Владимирской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Загороднего В.В. от 13 мая 2015 года № 11.2–Пс/0368-0128пл-2015 ОАО «СТВК» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Из постановления следует, что в период с 30 марта 2015 года по 24 апреля 2015 года на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 12 марта 2015 года № В-128-пр государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Владимирской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Загородним В.В. проведена плановая выездная проверка ОАО «СТВК», расположенного по адресу: Владимирская область, Александровский район, г. Струнино, ул. Островского, д. 2а, в ходе которой 24 апреля 2015 года в 15 час. 00 мин. выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: системы теплоснабжения г. Струнино, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов за №А15-04135-0001 III класс опасности, а также нарушения требований антитеррористической защищенности, а именно:
- лицензия № ВП-А15-000944(С) от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов не отвечает требованиям п. 12 ст. 12 ФЗ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 12 ст. 12, п. 6.1 ст. 22, п. 4 ст. 22, ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п. 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасньrx и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»;
- не проведена экспертиза промышленной безопасности газорегуляторных установок (ГРУ) котельных по адресам: г. <адрес>, при отсутствии в технической документации данных о сроке службы таких технических устройств, фактический срок службы превышает двадцать лет, что является нарушением ч.1. ст. 13, ч.1 ст.9, ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасныx производственных объектов», п. 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870; п. 6. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14 ноября 2013 года;
- не разработана общезаводская инструкция, уточняющая порядок подготовки и безопасного проведения газоопасных работ применительно к конкретным производственным условиям, что является нарушением ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ; п. 1.4 типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ;
- не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности зданий котельных по адресам: <адрес>, в случае отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания, что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч.2 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ; п.7 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538;
- не проводится техническое обслуживание внутренних газопроводов, а также газового оборудования оборудования (технических устройств) не реже 1 раза в месяц, и текущий ремонт не реже 1 раза в год, в нарушение п. 8.2. экспертизы промышленной безопасности на техническое диагностирование внутренних газопроводов и газового оборудования котельных по адресам: <адрес>, что является нарушением требования ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ; п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года № 542; п. 72 технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не согласован с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы, с которой заключен договор на обслуживание ОПО, что является нарушением требований ст.9 Федерального Закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 года №730;
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не соответствует требованиям п. 10 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, что является нарушением требований ст.9 Федерального Закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 10 пп. «в, г, д, л» Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 года №730;
- не проводится повторный инструктаж обслуживающего персонала котельных по безопасности на рабочем месте не реже одного раза в полугодие, что является нарушением ст. 9 Федерального закона №16-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 23 положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД 03-20-2007;
- отсутствуют программы инструктажей по безопасности: - вводный, первичный, повторный, внеплановый; отсутствует оформление их результатов в порядке, установленном в организации, поднадзорной Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 19 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД 03-20-2007;
- у операторов котельной ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 отсутствуют соответствующие удостоверения допуска по ведению конкретных работ на объекте, выдаваемого кроме свидетельства о присвоении квалификации (профессии), разряда, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственны объектов», п. 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД 03-20-2007;
- у слесарей по ремонту газового хозяйства ФИО17, ФИО18 отсутствуют соответствующие удостоверения допуска по ведению конкретных работ на объекте, выдаваемого кроме свидетельства о присвоении квалификации (профессии), разряда, что является нарушением требования ст. 9. Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасныx производственныx объектов», п.. 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- у слесарей по ремонту газового хозяйства отсутствуют удостоверения на право самостоятельной работы, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасныx производственных объектов», п. 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Не оспаривая факт наличия нарушений требований федерального законодательства о промышленной безопасности и антитеррористической защищенности при эксплуатации ОАО «СТВК» опасных промышленных производственных объектов, выявленных 24 апреля 2015 года Ростехнадзором при проведении проверки, генеральный директор ОАО «СТВК» Горшков В.М. обратился в суд с жалобой с целью изменения вынесенного 13 мая 2015 года постановления в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб., считая его чрезмерно суровым, несоразмерным выявленным нарушениям, назначенным без учета финансового положения юридического лица, просил о снижении наказания ниже низшего предела в отношении ОАО «СТВК» со ссылкой на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25 февраля 2014 года №4-П.
Участвующий в судебном заседании представитель ОАО «СТВК» Абдуллаев М.Р. поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил снизить размер назначенного административного штрафа, пояснил, что в настоящее время ОАО «СТВК», является единственной ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по поставке холодной воды, горячей воды, водоотведения, отопления физическим и юридическим лицам в <адрес>. Финансовое состояние ОАО «СТВК» является критическим и назначенный административный штраф в размере 200000 рублей усугубит его, что может привести к срыву подачи энергоресурсов населению <адрес>. Кроме того, ОАО «СТВК» находится в предшествующей стадии к банкротству. Также указал, что ОАО «СТВК» приняты меры по устранению выявленных нарушений в сфере промышленной безопасности: заключены договоры на проведение экспертизы промышленной безопасности газорегуляторных установок (ГРУ) котельных, операторам котельной выданы удостоверения допуска по ведению конкретных работ на объектах, слесарям по ремонту газового хозяйства получены удостоверения на право самостоятельной работы, разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, который направлен для согласования с руководителем аварийно-спасательной службы, с которой заключен договор на обслуживание объектов, проводится повторный инструктаж обслуживающего персонала котельных по безопасности на рабочем месте, разработаны и утверждены программы инструктажей по безопасности.
Дело рассмотрено в отсутствие инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Владимирской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Загороднего В.В., который ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, решение вопроса о снижении назначенного наказания оставил на усмотрение суда, о чем в материалах дела имеется телефонограмма.
Изучив доводы представителя ОАО «СТВК», исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 ст.9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.
Субъектом правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов определено в ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в этом Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 116-ФЗ в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
Специальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон №116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении №1 к Федеральному закону №116-ФЗ.
Согласно ст.3 Федерального закона №116-ФЗ к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и виновность юридического лица ОАО «СТВК» в его совершении подтверждается имеющимися материалами дела: протоколом об административном правонарушении №11.2-0128прпл-Пр/0333-2015, составленным 06 мая 2015 года в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, в котором зафиксирован факт совершения административного правонарушения, предписанием от 24 апреля 2015 года об устранении выявленных нарушений; актом проверки от 24 апреля 2015 года; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 12 марта 2015 года.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из постановления следует, что административное наказание назначено ОАО «СТВК» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – <данные изъяты> руб.
В силу ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Принимая во внимание, что ОАО «СТВК» вину в совершении административного правонарушения признало, приняло меры к устранению выявленных нарушений промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а также учитывая финансовое положение ОАО «СТВК», что подтверждается представленными в суд документами, полагаю возможным признать указанные обстоятельства исключительными, и прихожу к выводу о возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, ниже низшего предела, установленного санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.9, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Струнинский тепло-водоканал» Горшкова В.М. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Владимирской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Загороднего В.В. от 13 мая 2015 года № 11.2–Пс/0368-0128пл-2015 в отношении открытого акционерного общества «Струнинский тепло-водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, изменить, назначить открытому акционерному обществу «Струнинский тепло-водоканал» административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной через Александровский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.А.Корсунская
.
.