Дело № 2-4481/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2017 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константинова М. С. к Константиновой Г. Ю., Константинову С. С.чу об установлении юридического факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
Константинов М.С. обратился в суд с иском к Константиновой Г.Ю., Константинову С.С. об установлении юридического факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> умер его отец Константинов С. М.. Наследниками первой очереди по закону после смерти Константинова С.М. являются истец и ответчики Константинова Г.Ю. (супруга) и Константинов С.С. (сын). Ответчики в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. В состав наследственного имущества входят земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, а также возведенный наследодателем на указанном земельном участке садовый дом, имеющий статус нежилого строения. Право собственности на указанный садовый дом не зарегистрировано Константиновым С.М. в установленном законом порядке, что препятствует истцу в оформлении наследственных прав в отношении дома. Кроме того, истцом был пропущен шестимесячный срок для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства. В указанном жилом доме истец проживает длительное время, своевременно производит оплату членских, целевых взносов и другие установленные в садоводческом товариществе обязательные отчисления.
Уточнив требования, истец просит установить юридический факт принятия им наследства после смерти Константинова С.М., признать за истцом в порядке наследования по закону после смерти Константинова С.М. право собственности на 2/3 доли садового дома площадью 55,8 кв.м и 2/3 доли земельного участка площадью 600 кв.м, расположенных по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рапопорт Д.В. уточненные исковые требования и обстоятельства, изложенные в первоначальном иске, поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Ответчик Константинова Г.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду нотариально удостоверенное заявление с просьбой рассматривать дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями полностью согласна, от причитающейся ей доли в спорном имуществе отказывается в пользу Константинова М.С.
Ответчик Константинов С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с положениями ст.ст. 218, 1112 ГК РФ, имущество, принадлежавшее наследодателю на день смерти, переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. В частности, суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
Согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы. При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В силу ч.1 ст.1158 ГК РФ, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления (статья 1146) или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).
Судом установлено, что при жизни Константинов С. М., являвшийся отцом истца, владел на праве собственности земельным участком площадью 600 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
Право собственности наследодателя на спорный земельный участок подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № от <дата>, выданным Комитетом по земельной реформе <адрес> на основании решения <адрес> от <дата> № (л.д.8).
Согласно справке № от <дата>, выданной председателем правления СНТ «<данные изъяты>», на указанном земельном участке находится дачный дом, в котором истец в летний период времени проживал совместно с Константиновым С.М., вел с ним общее хозяйство. После смерти Константинова С.М. истец оплачивал все членские, целевые и дополнительный взносы, фактически владея и ограниченно распоряжаясь указанным имуществом (л.д.21).
Согласно техническому паспорту на садовый дом, составленному по состоянию на <дата>, садовый дом площадью 1995 года постройки, площадью 55,8 кв.м, имеет статус нежилого помещения и состоит из основного строения лит.А, пристройки лит.А1, веранды лит.а, мансарды лит.а1, а также расположенных при нем служебных построек лит.Г, лит.Г1 (л.д.10-19).
Таким образом, садовый дом в составе вышеуказанных помещений и построек учтен в органах технической документации и расположен на принадлежащем наследодателю земельном участке, вид разрешенного использования земельного участка не требует получение разрешительной документации на строительство, в связи с чем данный объект недвижимости – садовый дом может рассматриваться в качестве объекта наследственных прав.
Судом также исследована копия свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом <адрес> ФИО1 <дата>, номер в реестре 5-11002, согласно которому наследниками по закону к имуществу умершего Константинова С.М. являются Константинова Г.Ю. и Константинов С.С. В составе наследственного имущества, право на которое подтверждается данным свидетельством, земельный участок и садовый дом, расположенные по адресу: <адрес> не значатся.
Как следует из письменного заявления Константиновой Г.Ю., ответчик отказывается от причитающейся ей 1/3 доли в праве собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, что согласуется с положениями ст.1158 ГК РФ и расценивается судом как признание обстоятельств, изложенных в иске.
Таким образом, судом установлено, что истец Константинов М.С., не воспользовавшись в установленный законом срок правом обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства, тем не менее совершил действия, направленные на владение, управление и содержание части наследственного имущества, тем самым фактически приняв наследство после смерти Константинова С.М. Доказательств в опровержение указанных обстоятельств ответчиками не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Константинова М. С. к Константиновой Г. Ю., Константинову С. С.чу об установлении юридического факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону удовлетворить.
Установить юридический факт принятия Константиновым М. С. наследства после смерти Константинова С. М., умершего <дата>.
Признать за Константиновым М. С. в порядке наследования по закону после смерти Константинова С. М., умершего <дата>, право собственности на 2/3 доли земельного участка площадью 600 кв.м (разрешенное использование – для садоводства), расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Константиновым М. С. в порядке наследования по закону после смерти Константинова С. М., умершего <дата>, право собственности на 2/3 доли садового дома площадью 55,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Настоящее решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.01.2018г.
Судья: