Дело №2-43/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2019 года г. Багратионовск
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Жестковой А.Э.,
при секретаре Матросовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата Калининградской области к Пономаревой Л.Н. о взыскании денежных средств, полученных в качестве пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Калининградской области обратился в суд с иском к Пономаревой Л.Н. о взыскании денежных средств в размере 354121,63 рублей, полученных ею в качестве пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.05.2016 г. по 31.03.2018 г.
В обоснование исковых требований Военный комиссариат Калининградской области указал, что Пономарева Л.Н. с 01.05.2016 г. является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ (далее – МО РФ), назначенной ей по случаю потери кормильца – супруга Пономарева А.П., умершего <данные изъяты> г., являвшегося пенсионером МО РФ. При обращении Пономаревой Л.Н. в военный комиссариат с заявлением о назначении пенсии, ею было указано, что она зарегистрирована и фактически проживает на территории Калининградской области, однако в ходе проведенной сотрудниками военного комиссариата проверки было установлено, что Пономарева Л.Н. зарегистрирована и фактически проживает на территории <данные изъяты>. В этой связи военным комиссариатом Калининградской области было принято решение о приостановлении с 01.04.2018 г. выплаты Пономаревой Л.Н. пенсии. Ссылаясь на данные обстоятельства, положения Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», согласно которым выплата пенсий осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации, Военный комиссариат обратился с настоящим иском в суд (л.д.4-9, 61-62).
В судебном заседании представители Военного Комиссариата Калининградской области Лысенко Л.Н. и Кузина С.В исковые требования поддержали и дали объяснения аналогичные изложенному в иске.
Ответчица Пономарева Л.Н., извещенная о времени и месте судебного заседания (л.д.112), не явилась.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства обороны РФ, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, также не явился.
Заслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы личного дела военнослужащего Пономарева А.П. и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1), в редакциях действующих как на момент возникновения спорных правоотношений, так и в настоящее время, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте «в» настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются, в том числе, в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1).
В соответствии со ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Согласно ст. 64 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, в редакции, действовавшей до 22.02.2017 г., вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решались в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Редакцией данной статьи, действующей после 22.02.2017 г. предусмотрено, что пенсии, предусмотренные настоящим Законом, выплачиваются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13.03.1992 г.), пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 2 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. и ст. 2 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 г. порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей устанавливается межправительственными соглашениями.
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 г. (далее - Соглашение от 15.05.1992 г.).
Статьей 1 Соглашения от 15.05.1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и членов их семей, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
На основании ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Согласно ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 г., при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания лица, имеющего право на ее получение, в пределах территории Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Из материалов дела следует, что 25.05.2016 г. Пономарева Л.Н. обратилась в отдел военного комиссариата Калининградской области по городам Багратионовск, Правдинск, Багратионовскому и Правдинскому району с заявлением о назначении ей пенсии, в связи со смертью ее супруга Пономарева А.П., наступившей <данные изъяты> г., указав местом своей регистрации войсковую часть <данные изъяты>, а местом фактического жительства - квартиру <данные изъяты> в доме <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в г. <данные изъяты> <данные изъяты> области (л.д. <данные изъяты>).Аналогичные сведения о месте регистрации и фактического жительства указаны Пономаревой Л.Н. в заявлениях от 25.05.2016 г., согласно которым Пономарева Л.Н. приняла на себя обязательство немедленно сообщать в отдел военного комиссариата Калининградской области по месту жительства обо всех изменениях, влияющих на назначение и выплату пенсии (л.д. <данные изъяты>).
На основании вышеуказанного заявления Пономаревой Л.Н. и представленных ею документов, содержащих, в числе прочего, сведения о ее постоянном проживании на территории Калининградской области Российской Федерации, ответчице была назначена пенсия с 01.05.2016 г. пожизненно в размере 14740,07 рублей в месяц (л.д. <данные изъяты>).
Однако в ходе проведения должностными лицами Военного комиссариата Калининградской области проверки фактического проживания Пономаревой Л.Н. по адресам, указанным ею в представленных в данный орган документах, было установлено, что фактически Пономарева Л.Н. по данным адресам не проживает и не проживала.
Так, из представленного суду акта от 20.02.2017 г. внутрипроверочной комиссии по проверке жилищно-бытовых условий и фактического проживания по месту жительства Пономаревой Л.Н. по адресу: <данные изъяты>, следует, что на момент посещения указанного адреса 10.02.2017 г., 14.02.2017 и 17.02.2017 г. дома никого не было. Со слов соседки было установлено, что Пономарева Л.Н. по данному адресу не проживает (л.д. <данные изъяты>).
Из докладных Военного комиссара усматривается, что при посещении места жительства Пономаревой Л.Н. по указанному выше адресу 10.03.2017 г. и 01.12.2017 было установлено, что Пономарева Л.Н. по данному адресу отсутствует, фактически проживает по адресу: <данные изъяты>, однако намерена приехать для постоянного проживания в Российскую Федерацию (л.д. <данные изъяты>).
При посещении указанного жилого помещения 25.12.2017 г. сотрудниками военного комиссариата также было установлено, что Пономарева Л.Н. находится на <данные изъяты>, однако намерена приехать для постоянного проживания в г. <данные изъяты> до 20.01.2018 г. (л.д. <данные изъяты>).
Из акта внутрипроверочной комиссии от 20.02.2018 г. следует, что летом 2017 г. Пономарева Л.Н. выехала на <данные изъяты>, объяснив это необходимостью ухода за престарелой матерью, однако после смерти матери Пономарева Л.Н. в Российскую Федерацию не возвратилась (л.д. <данные изъяты>).
В ходе проверки, проведенной 06.12.2018 г., также было установлено, что Пономарева Л.Н. находится на <данные изъяты>. В ходе телефонного разговора Пономарева Л.Н. сотрудникам военного комиссариата пояснила, что возвращаться в Российскую Федерацию не планирует по семейным обстоятельствам (л.д.<данные изъяты>).
Согласно сведениям, представленным управлением разрешительно-согласительных процедур и административных услуг Александрийского местного совета <данные изъяты>, Пономарева Л.Н. с 12.11.2003 г. зарегистрирована по адресу: <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).
В телефонограмме, поступившей в суд 14.02.2019 г., Пономарева Л.Н. также подтвердила, что имеет регистрацию по указанному выше адресу и в настоящее время проживает на <данные изъяты>, однако в будущем намерена приехать в Россию (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пономарева Л.Н. на момент назначения ей пенсии по случаю потери кормильца (01.05.2016 г.) и до настоящего времени зарегистрирована и проживает на территории <данные изъяты>.
Каких-либо доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания Пономаревой Л.Н. на территории Российской Федерации на момент назначения ей пенсии и по настоящее время, а равно доказательств, подтверждающих временный характер выезда за пределы Российской Федерации, ответчицей не представлено, а судом таких обстоятельств не установлено.
При этом обстоятельством, имеющим значение для решения вопроса о выплате пенсии на территории Российской Федерации, является именно факт постоянного проживания лица, имеющего право на ее получение, в пределах территории Российской Федерации.
Регистрация Пономаревой Л.Н. с 25.01.2000 г. по настоящее время по месту жительства по адресу войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>) не является достаточным доказательством, подтверждающим фактическое проживание ответчика по данному адресу, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П и от 2 июня 2011 года N 11-П; Определения от 5 октября 2000 года N 199-О, от 4 марта 2004 года N 146-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 5 июня 2012 года N 1059-О, от 17 июня 2013 года N 996-О).
Из материалов личного дела военнослужащего Пономарева А.П. усматривается, что он, прибыв к новому месту службы в <данные изъяты>, с 28.09.1998 г. был зарегистрирован по адресу данной войсковой части.
Из справки домоуправления №1 в/ч <данные изъяты>, следует, что членами семьи Пономарева А.П. являлись супруга Пономарева Л.Н. и дочь Пономарева Е.А., в связи с чем ответчица Пономарева Л.Н. также была зарегистрирована по адресу воинской части.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах личного дела документов следует, что Пономарев А.П. и члены его семьи по месту регистрации не проживали, фактическое место их жительства было неизвестно.
Из ответа начальника отдела (военного комиссариата Калининградской области по городам Багратионовск, Правдинск, Багратионовского и Правдинского районам) от 24.12.2014 г. следует, что войсковая часть <данные изъяты> расформирована, остались пустующие казармы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Пономаревой Л.Н. при обращении в Военный комиссариат с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца были предоставлены недостоверные сведения относительно места своего проживания на территории Российской Федерации.
Представление Пономаревой Л.Н. недостоверных сведений о месте своего фактического проживания повлекло за собой перерасход средств на выплату ей пенсии, поскольку, учитывая, факт постоянного проживания Пономаревой Л.Н. на территории <данные изъяты>, при том, что законодательством <данные изъяты>, присоединившейся к указанным выше международным Соглашениям, предусмотрена выплата пенсии по случаю потери кормильца, оснований для назначения и выплаты ей пенсии на территории Российской Федерации не имелось.
Регистрация Пономаревой Л.Н. по адресу войсковой части <данные изъяты> с 25.01.2000 г. по настоящее время, в отсутствие сведений, подтверждающих ее фактическое проживание по данному адресу, не является безусловным основанием для выплаты ей пенсии на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Согласно ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на Пономаревой Л.Н., по вине которой произошел перерасход средств на выплату пенсии ввиду предоставления ею недостоверных сведений, лежит обязанность возместить государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов усматривается, что размер денежных средств, полученных Пономаревой Л.Н. в качестве пенсии по случаю потери кормильца, за период с 01.05.2016 г. (дата назначения пенсии) по 31.03.2018 г. (день приостановления выплаты пенсии), составил 354121,63 рублей (л.д. <данные изъяты>).
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым взыскать с Пономаревой Л.Н. в пользу Военного комиссариата Калининградской области денежные средства 354121,63 рублей, полученные ею в качестве пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, суд находит исковые требования Военного комиссариата Калининградской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района по месту совершения юридически значимых действий.
Таким образом, поскольку исковые требования Военного комиссариата Калининградской области удовлетворены, с ответчицы, не освобожденной от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход бюджета МО «Багратионовский городской округ» государственная пошлина в размере 6741,22 рублей (пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ), от уплаты которой истец освобожден на основании пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Военного комиссариата Калининградской области удовлетворить.
Взыскать с Пономаревой Л.Н., <данные изъяты> года рождения, уроженки <данные изъяты>, в пользу Военного комиссариата Калининградской области (236029, г. Калининград, ул. Озерная, д. 29, ИНН 3906036812, дата регистрации в качестве юридического лица – 01.08.1995 г.) денежные средства в размере 354121 рубля 63 копеек.
Взыскать с Пономаревой Л.Н. в доход бюджета МО «Багратионовский городской округ» государственную пошлину в размере 6741 рублей 22 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено19 апреля 2019 года
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья А.Э. Жесткова
Секретарь: