Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы
в составе председательствующего судьи Молитвиной Т.А.,
при секретаре Семенове В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело №2а-130/2020 по административному исковому заявлению Иванова-Игнатьева А.Ю. к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гриню, начальнику управления по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.М. Чеботареву о признании незаконными решений,
У С Т А Н О В И Л :
Иванов-Игнатьев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гриню, начальнику управления по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.М. Чеботареву о признании незаконными решений. Требования истца мотивированы ненадлежащим рассмотрением обращений истца по факту допущенных в отношении него нарушений уголовно-процессуального законодательства.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке п.5 ст. 226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
Изучив доводы иска, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.10 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Порядок рассмотрения заявлений и жалоб и иных обращений в органах прокуратуры регулируется Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
В силу п. 5.1 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
Согласно п. 5.8 Инструкции в случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации срок разрешения обращений, не взятых на особый контроль, продлевается заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Иванов-Игнатьев А.Ю. неоднократно обращался в Генеральную прокуратуру РФ факту допущенных в отношении него нарушений уголовно-процессуального законодательства в ходе расследования уголовного дела в отношении него.
Так, 04.04.2016 г. Ивановым-Игнатьевым А.Ю. в Генеральную прокуратуру РФ направлена жалоба на ответы заместителя начальника управления по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым признаны безосновательными доводы о нарушениях закона, допущенных ОП № 2 СУ МВД России по г. Чебоксары.
Письмом от 14.05.2016 г. начальником управления по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.М. Чеботаревым дан ответ, согласно которому переписка с заявителем в части доводов о нарушениях закона, допущенных ОП № 2 СУ МВД России по г. Чебоксары прекращена, остальные доводы неоднократно были предметом проверки, нарушений не выявлено.
Также 06.09.2016 г. заместителем Генерального прокурора РФ Иванову-Игнатьеву А.Ю. дан ответ на обращение о нарушениях закона, допущенных в ходе расследования уголовного дела по обвинению Иванова-Игнатьева А.Ю., в котором повторно разъяснено, что доводы о незаконном вынесении органом следствия постановлений были проверены и не подтвердились, в связи с чем переписка по данному вопросу была прекращена, нарушений прав истца при рассмотрении его жалоб в Генеральной прокуратуре РФ не выявлено.
Указанные ответы даны в установленном порядке, по поставленным вопросам, в предусмотренный законом срок, надлежащим должностным лицом, каких-либо неясностей не имеет, т.е. обращения истца разрешены в соответствии с требованиями Инструкции и Закона № 59-ФЗ.
Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу, что должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца, указанных в статье 218 КАС РФ.
Кроме того, согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Факт бездействия административного ответчика и воспрепятствования реализации прав истца ничем не подтвержден.
Несогласие административного истца с содержанием мнения работников прокуратуры, выраженного в письменных ответах, значения для дела не имеет, поскольку не нарушает прав административного истца, не возлагает на административного истца никаких обязанностей и не препятствует к осуществлению его прав и свобод.
Следовательно, административное исковое заявление не может быть признано обоснованным, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления должно быть отказано.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При подаче искового заявления истцом был пропущен срок обращения в суд, поскольку все обжалуемые истцом ответы даны в 2016 году.
От даты получения ответов (2016 год) до даты подачи искового заявления 13.12.2019 прошел срок, значительно превышающий срок обращения в суд по данным категориям дел, предусмотренный действующим законодательством.
Поскольку уважительных причин столь большого пропуска срока у истца не имеется, он имел возможность обратиться в суд в течение установленного срока, в удовлетворении исковых требований следует отказать также и по причине пропуска обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ : ░.░.░░░░░░░░░