Дело № 2-483
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2016 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прокофьевой И.М.
с участием прокурора Смирновой А.А.
при секретаре Никитиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Питкярантского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Радуга» об обязании устранить нарушения правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок
установил:
Прокурор Питкярантского района обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что ООО «Радуга» является арендатором биотопливной котельной, расположенной по адресу: <адрес>
В ходе проведенной 07.09.2016 года проверки совместно с представителями Управления Ростехнадзора в ООО «Радуга», являющейся теплоснабжающей организацией в п. Харлу, выявлены нарушения законодательства при подготовке к отопительному периоду 2016/2017 гг.
Прокурор указывает, что в нарушение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. №115, в ООО «Радуга отсутствуют: акты гидравлических испытаний оборудования источника теплоты, тепловых сетей на плотность и прочность, акты смотровой комиссии по результатам весенних осмотров здания котельной, инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные в установленном порядке, журналы технических осмотров зданий, ежегодный график проведения шурфовок на 2016 г., паспорт на здание котельной; не разработана оперативная схема тепловых сетей с указанием дренажных устройств и воздушников; отсутствует утвержденный в органе местного самоуправления график ограничений отпуска тепловой энергии при недостатке тепловой мощности энергоустановки на 2016-2017 гг.; не представлен календарный план по капитальному и текущему ремонту здания котельной, утвержденная техническим руководителем инструкция по консервации теплоэнергетического оборудования; отсутствует государственная поверка установленных манометров; не вывешена схема тепловой энергоустановки в помещении котельной; не проведено инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлической дымовой трубы, с привлечением специализированной организации. Котельная не оборудована золоуловителями, что негативно влияет на безопасность обслуживающего персонала, защиту окружающей среды от запыленности и загрязнения, пожарную безопасность; не проведена наладка, водно-химического режима водогрейных котлов с привлечением специализированной организации; не проведена проверка знаний в установленном порядке у руководителя предприятия и ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок предприятия; отсутствует постоянно-действующая комиссия для проведения проверки знаний обслуживающего персонала; не представлены протоколы профилактических испытаний электроустановок по котельной; распорядительным документом руководителя организации не назначены ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель; отсутствует допуск в эксплуатацию новой тепловой энергоустановки (котельной); отсутствует расчет допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; - порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления.
Все вышеуказанные нарушения повлекли за собой задержку начала очередного отопительного сезона в п. Харлу и нарушение жилищных прав граждан, в связи с чем просит обязать ООО «Радуга» устранить выявленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок: составить акты гидравлических испытаний оборудования источника теплоты, тепловых сетей на плотность и прочность; разработать оперативную схему тепловых сетей с указанием дренажных устройств и воздушников. В случае отсутствия дренажных устройств и воздушников произвести работы по их установке; утвердить в администрации Питкярантского муниципального района график ограничений отпуска тепловой энергии при недостатке тепловой мощности энергоустановки на 2016-2017 г.г.; составить акты смотровой комиссии по результатам весенних осмотров здания котельной; завести журналы технических осмотров здания; составить календарный план по капитальному и текущему ремонту здания котельной; провести государственную поверку установленных манометров; вывесить схему тепловой энергоустановки в помещении котельной (схема котельной и тепловой сети); разработать и утвердить в установленном порядке инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок; провести инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлической дымовой трубы с привлечением специализированной организации и оборудовать ее золоуловителями; составить ежегодные графики проведения шурфовок на 2016 г.; разработать и утвердить паспорт на здание котельной; провести наладку, водно-химического режима водогрейных котлов с привлечением специализированной организации; разработать и утвердить инструкцию по консервации теплоэнергетического оборудования; произвести расчет допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; провести проверку знаний в установленном порядке у руководителя предприятия и ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок предприятия; утвердить постоянно-действующую комиссию для проведения проверки знаний обслуживающего персонала; провести и составить протокола профилактических испытаний электроустановок по котельной; распорядительным документом руководителя организации назначить ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя; в установленном законом порядке получить допуск в эксплуатацию новой тепловой энергоустановки (котельной).
В судебном заседании помощник прокурора Смирнова А.А., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что нарушения, выявленные в ходе проверки, привели к тому, что отопительный сезон на объектах социального значения п.Харлу начался после 01.10.2016г.
Представитель ответчика ООО «Радуга» Караличев Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что Общество является арендатором биотопливной котельной, расположенной в п.Харлу. Собственником данного имущества является Кузнецов С.В. По договору аренды Обществу передано только здание котельной, тепловые сети находятся в собственности Республики Карелия и Обществу не передавались, поэтому нарушения на теплосетях предприятие устранить не сможет. Не согласен также с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения привели к срыву отопительного сезона в п.Харлу, поскольку основной жилой фонд был подключен к теплу своевременно.
Представитель 3-го лица СЗ Управления Ростехнадзора Минин А.А., действующий по доверенности, исковые требования поддержал и пояснил, что в сентябре 2016г. в отношении ООО «Радуга» проводилась проверка, были выявлены нарушения при подготовке к отопительному периоду. В отношении Общества составлен административный материал, по результатам которого ООО «Радуга» привлечено к административной ответственности. Допуск энергоустановки в эксплуатацию Обществом не получен, данный допуск выдается Ростехнадзором.
3-е лицо Кузнецов С.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил, ходатайств об отложении разбирательства по делу либо о рассмотрении дела в его отсутствие не направил..
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, представителя, считает установленными по делу следующие обстоятельства
В соответствие с п.1 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Отношения, связанные с эксплуатацией действующих тепловых энергоустановок (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений), регулируются Правилами технической эксплуатации тепловых установок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115.
В соответствии с Правилами, тепловая сеть - это совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии, а эксплуатация - это период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.
В силу п. 6.2.13 и 6.2.17 Правил в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В силу ч.2 ст.616 Гражданского кодекса РФ Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В судебном заседании установлено, что Кузнецов С.В. является собственником биотопливной котельной, расположенной по адресу <адрес>
Материалами дела подтверждено, что ООО «Радуга» является теплоснабжающей организацией на территории п.Харлу. Согласно уставу основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); производство, передача и распределение электроэнергии; аренда строительных машин и оборудования с оператором; производство отделочных работ, подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений.
01.09.2016 года между Кузнецовым С.В. и ООО «Радуга» заключен договор аренды вышеуказанного имущества, по условиям которого котельная передана ООО «Радуга» для использования в целях выработки тепловой энергии.
Согласно п.3.3.11 вышеуказанного договора арендатор обязан за свой счет производить текущий ремонт котельной. Самостоятельно или за свой счет принимать необходимые меры для обеспечения функционирования инженерных систем арендуемого объекта: котлов, узлов учета, котельно-вспомогательного оборудования, насосов, теплообменника, бункера подачи топлива, транспортера подачи топлива, бункера подачи топлива в котел.
Как установлено в судебном заседании, 07.09.2016г. прокуратурой Питкярантского района совместно с государственным инспектором отдела по государственному энергетическому надзору по Республике Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения ООО «Радуга» законодательства при подготовке к отопительному периоду 2016/2017 гг., в ходе которой установлен ряд нарушений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, отраженных в справке Управления Ростехнадзора от 07.09.2016г.
По результатам выявленных нарушений ООО «Радуга» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что решением Совета Харлуского сельского поселения № от 22.08.2011 года, утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности Харлуского сельского поселения в государственную собственность Республики Карелия, в который входят тепловые сети п. Харлу 1976 года ввода к эксплуатацию, протяженностью 1554 м.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 01.09.2011 года №-П в государственную собственность Республики Карелия приняты тепловые сети п. Харлу 1976 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 1554 м.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что между Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и ООО «Радуга» договор аренды имущества, находящегося в собственности Республика Карелия, а именно тепловых сетей п. Харлу, не заключался. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора, касающиеся возложения на ответчика обязанности устранить нарушения на тепловых сетях, а именно: составить акты гидравлических испытаний оборудования тепловых сетей на плотной и прочность, разработать оперативную схему тепловых сетей с указанием дренажных устройств и воздушников, составить график проведения шурфовок, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 11.4 Правил до начала отопительного периода теплоснабжающие организации разрабатывают и утверждают в органах местного самоуправления графики ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения.
Согласно п. 3.3.8 Правил, по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра составляется акт, который утверждается руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.
Пункт 3.1.3 Правил предусматривает, что в каждой организации, эксплуатирующей тепловые установки, составляется и постоянно хранится следующая документация: - журналы технических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений; паспорта на каждое здание и сооружение.
В силу п. 3.3.29 Правил капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений котельной выполняют по ежегодным календарным планам, утверждаемым руководителем организации.
Согласно пункту 2.9.1 указанных Правил комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, включает, в числе прочего, своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору.
Пунктом 2.9 Правил предусмотрена государственная поверка установленных манометров.
В соответствии с п.2.8.3. Правил обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре.
Все изменения в тепловых энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.
Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах доводится до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций схем и чертежей.
Схемы вывешиваются на видном месте в помещении данной тепловой энергоустановки или на рабочем месте персонала, обслуживающего тепловую сеть.
Согласно п. 2.8.4. Правил все рабочие места снабжаются необходимыми инструкциями, составленными в соответствии с требованиями настоящих Правил, на основе заводских и проектных данных, типовых инструкций и других нормативно-технических документов, опыта эксплуатации и результатов испытаний оборудования, а также с учетом местных условий.
В инструкциях необходимо предусмотреть разграничение работ по обслуживанию и ремонту оборудования между персоналом энергослужбы организации и производственных подразделений (участков) и указать перечень лиц, для которых знание инструкций обязательно. Инструкции составляют начальники соответствующего подразделения и энергослужбы организации и утверждаются техническим руководителем организации.
Поручать персоналу, эксплуатирующему тепловые энергоустановки, выполнение работ, не предусмотренных должностными и эксплуатационными инструкциями, не допускается.
Согласно п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 N 115, эксплуатация систем тепловых сетей должна обеспечивать надежность теплоснабжения потребителей, обеспечивать потребителю бесперебойную подачу тепла в соответствии с нормами. Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (п. 3.3.1. Правил).
В силу п.3.3.14. в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью: инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов;
Пункт 3.3.29. Правил предусматривает, что капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений котельной выполняют по ежегодным календарным планам, утверждаемым руководителем организации.
В соответствии с п. 12.11 Правил периодически необходимо, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации, производить ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов, по результатам которых следует вносить необходимые корректировки в инструкцию по ведению водно-химического режима, а также в инструкцию по эксплуатации установок для докотловой обработки воды и в режимные карты водно-химического режима.
Согласно п. 11.8 Правил по окончании отопительного сезона или при останове водогрейные котлы и вспомогательное оборудование котельной консервируются. Способы консервации выбираются специализированной наладочной организацией, исходя из местных условий, на основе рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического оборудования и вносятся в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руководителем организации. При пуске водогрейных котлов в эксплуатацию, а также перед началом отопительного сезона тепловые сети и внутренние системы теплопотребления предварительно промываются.
В силу пункта 2.3.15 Правил очередная проверка знаний проводится не реже одного раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже одного раза в год.
В соответствии с пунктом 2.3.20 Правил проверка знаний у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора.
Согласно п. 2.3.8.1. Правил с руководящими работниками организации проводится - вводный инструктаж по безопасности труда;- проверка органами госэнергонадзора знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности.
Для проведения проверки знаний персонала руководитель организации назначает постоянно действующую комиссию (п. 2.3.21 ПТЭТЭ).
Таким образом, правилами определены требования к подготовке теплоэнергетического, в том числе оперативно-ремонтного и ремонтного, персонала.
Пунктом 1.2.2. гл. 3.6 ПТЭЭП предусмотрено проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии;
2.1.2. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации.
В пункте 2.4 Правил эксплуатации указано, что допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства дела, учитывая тот факт, что котельная, в том числе комплектующие к ней, находятся в пользовании ООО «Радуга», суд приходит к выводу о том, что обеспечение функционирования котельной и комплектующих к ней в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года N 115, является обязанностью ООО «Радуга» как учреждения, эксплуатирующего тепловые энергоустановки на праве аренды.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования в части обязания ответчика утвердить в администрации Питкярантского муниципального района график ограничений отпуска тепловой энергии при недостатке тепловой мощности энергоустановки на 2016-2017 г.г.; составить акты смотровой комиссии по результатам весенних осмотров здания котельной; завести журналы технических осмотров здания; составить календарный план по капитальному и текущему ремонту здания котельной; провести государственную поверку установленных манометров; вывесить схему тепловой энергоустановки в помещении котельной (схема котельной и тепловой сети); разработать и утвердить в установленном порядке инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок; провести инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлической дымовой трубы с привлечением специализированной организации и оборудовать ее золоуловителями; разработать и утвердить паспорт на здание котельной; провести наладку, водно-химического режима водогрейных котлов с привлечением специализированной организации; разработать и утвердить инструкцию по консервации теплоэнергетического оборудования; предоставить акты гидравлических испытаний оборудования источника теплоты на плотность и прочность; произвести расчет допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; провести проверку знаний в установленном порядке у руководителя предприятия и ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок предприятия; утвердить постоянно-действующую комиссию для проведения проверки знаний обслуживающего персонала; провести и составить протокола профилактических испытаний электроустановок по котельной; распорядительным документом руководителя организации назначить ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя; в установленном законом порядке получить допуск в эксплуатацию новой тепловой энергоустановки (котельной) прокурором заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, поскольку непринятие мер по устранению выявленных нарушений, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также работников ООО «Радуга».
Доводы ООО «Радуга» о не подведомственности данного спора Питкярантскому городскому суду подлежат отклонению как несостоятельны, поскольку установленные при проверке нарушения привели к тому, что отопительный сезон на объектах социального значения п.Харлу начался после 01.10.2016г. Указанные нарушения, по мнению суда, создают угрозу надежности теплоснабжения населения и социально-значимых объектов, в том числе, с постоянным пребыванием людей.
Согласно ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты который был освобожден истец взыскивается с ответчика, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать с ответчика – ООО «Радуга» госпошлину в бюджет Питкярантского муниципального района размере 6.000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Радуга» устранить нарушения правил и норм технической эксплуатации энергоустановок:
- утвердить в администрации Питкярантского муниципального района график ограничений отпуска тепловой энергии при недостатке тепловой мощности энергоустановки на 2016-2017 г.г.;
- составить акты смотровой комиссии по результатам весенних осмотров здания котельной;
- завести журналы технических осмотров здания;
- составить календарный план по капитальному и текущему ремонту здания котельной;
- провести государственную поверку установленных манометров;
- вывесить схему тепловой энергоустановки в помещении котельной (схема котельной и тепловой сети);
- разработать и утвердить в установленном порядке инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок;
- провести инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлической дымовой трубы с привлечением специализированной организации и оборудовать ее золоуловителями;
- разработать и утвердить паспорт на здание котельной;
- провести наладку, водно-химического режима водогрейных котлов с привлечением специализированной организации;
- разработать и утвердить инструкцию по консервации теплоэнергетического оборудования;
-составить акты гидравлических испытаний оборудования источника теплоты на плотность и прочность;
- произвести расчет допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;
- провести проверку знаний в установленном порядке у руководителя предприятия и ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок предприятия;
-утвердить постоянно-действующую комиссию для проведения проверки знаний обслуживающего персонала;
-провести и составить протокола профилактических испытаний электроустановок по котельной;
- распорядительным документом руководителя организации назначить ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя;
- в установленном законом порядке получить допуск в эксплуатацию новой тепловой энергоустановки (котельной).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Радуга» госпошлину в бюджет Питкярантского муниципального района размере 6.000 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Прокофьева