Дело 2-959/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2014 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г
при секретаре Загуменновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Нозадзе Нодара Зазаевича к Администрации Костромской области об обязании предоставления специализированного жилого помещения на основании договора найма специализированного жилищного фонда,
установил:
Прокурор города Костромы обратился в суд с иском в интересах Нозадзе Н.З. к Администрации Костромской области, в котором просил обязать субъект Российской Федерации - Костромская область, в лице Администрации Костромской области, предоставить Нозадзе Нодару Зазаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
Мотивировали требования тем, что Нозадзе Нодар Зазаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что решением Ленинского районного суда города Костромы от 31.08.2004 родители Нозадзе Н.З. - ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении него. Постановлением администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении него установлена опека. Нозадзе Н.З. в ДД.ММ.ГГГГ году окончил обучение в ФГОУПО «<данные изъяты>». В настоящее время Нозадзе Н.З. проживает в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности его бывшему опекуну. Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, объектов недвижимости Нозадзе Н.З. на территории Костромской области не имеет. Сведениями, представленными КГФ ГП «Костромаоблтехинвентаризация», данная информация подтверждается. С ДД.ММ.ГГГГ года Нозадзе Н.З. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения в собственности, на праве пользования по договору социального найма не имеет, закончил обучение в ФГБОУ СПО «<данные изъяты>», соответственно приобрел право на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта РФ. Вместе с тем, его право на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Костромской области.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.
В судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ материальный истец Нозадзе Н.З. не участвовал, извещался судом о времени и месте судебного заседания, причины своей неявки не сообщил, ходатайств не заявил. Ранее в судебном заседании Нозадзе Н.З. дал пояснения, в соответствии с которыми требования прокурора г. Костромы поддерживает в полном объеме, не помнит где фактически проживал до ДД.ММ.ГГГГ года, когда узнал, что ему как сироте положена квартира от государства, он подарил свою долю в квартире бабушке в ДД.ММ.ГГГГ года, чтобы у нее тоже был свой угол.
Представитель прокурора города Костромы не участвовал в судебных заседания ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, извещались о времени и месте судебного заседания, причины неявки не сообщили, ходатайств не заявляли. Ранее в судебных заседаниях представители прокурора города Костромы исковые требования, заявленные в интересах Нозадзе Н.З., поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Костромской области по доверенности Поройкова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, настаивала на рассмотрении требований прокурора города Костромы в интересах Нозадзе Н.З. по существу, пояснила, что Нозадзе Н.З., распорядившись в ДД.ММ.ГГГГ году своей собственностью (долей в жилой квартире) тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия. Когда Нозадзе Н.З. исполнилось 18 лет, на момент возникновения права на получение жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, у него в собственности имелось на праве собственности жилое помещение (<данные изъяты> доля в праве), площадью <данные изъяты> кв.м. Закон не связывает включение в списки с правом лица на получение жилого помещения. Соответственно оснований для удовлетворения требований Нозадзе Н.З. не имеется. Вместе с тем представитель ответчика просила вынести в отношении прокурора города Костромы частное определение в связи с фактами нарушения закона, неосновательно заявленные исковые требования.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Смирнова Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вопрос о разрешении требований прокурора города Костромы в интересах Нозадзе Н.З. оставила на усмотрение суда, при том пояснила, что Нозадзе Н.З., ДД.ММ.ГГГГ.р., Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На момент включения в списки, комитет не располагал сведениями о недвижимом имуществе Нозадзе Н.З., которое находилось в его собственности до подачи заявления в комитет с целью постановки на учет. В настоящее время данные обстоятельства стали известны в связи с рассмотрением дела в суде, ведется работа по пересмотру указанного Приказа.
Дело судом рассмотрено в отсутствие представителя прокурора города Костромы, материального истца Нозадзе Н.З. и представителей 3-х лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента финансов Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, о времени и месте судебного заседания третьи лица извещены.
Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в своем письменном отзыве сообщил, что в настоящее время изолированные жилые помещения, находящиеся на территории города Костромы, предназначенные для предоставлениям лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированном жилищном фонде Костромской области отсутствуют, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области причины неявки своего представителя суду не сообщил, каких либо отзывов на исковое заявление в суд не направил.
Департамента финансов Костромской области в своем письменном отзыве сообщил, что требования прокурора обязать администрацию Костромской области обеспечить жильем Нозадзе Н.З. в первоочередном порядке, т.е. вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Судом установлено, что Нозадзе Нодар Зазаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ленинского районного суда города Костромы от 31.08.2004 родители Нозадзе Н.З. - ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении него.
Постановлением администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении него установлена опека.
Нозадзе Н.З. в ДД.ММ.ГГГГ году окончил обучение в ФГОУПО «<данные изъяты>».
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Нозадзе Н.З. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В настоящее время Нозадзе Н.З. проживает в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности его бывшему опекуну.
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, объектов недвижимости Нозадзе Н.З. на территории Костромской области в настоящее время не имеет. Сведениями, представленными КГФ ГП «Костромаоблтехинвентаризация», данная информация подтверждается.
В соответствии с Договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Костромы передала в общую долевую собственность гражданам ФИО3 (<данные изъяты> доля); ФИО4 (<данные изъяты> доля) и Нозадзе Нодару Зазаевичу (<данные изъяты> доля) квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Нозадзе Н.З. подарил ФИО11 принадлежащую ему на праве собственности <данные изъяты> долю на квартиру по адресу: <адрес> Право собственности ФИО11 оформлено Свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ 44-АБ № (л.д.77,78).
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции от 29.02.2012, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом третьим указанной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в редакции от 28.12.2012, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1).
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (ч.2).
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется Администрацией Костромской области (ч.3).
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья (ч. 2 ст. 8 Закона).
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации суд применяет к спорным правоотношениям по аналогии закона норму ст. 53 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Пленум Верховного Суда РФ 01.07.1996 в своем Постановлении N 6 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указал на то, что при разрешении споров следует иметь в виду, что отказ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом (статья 10), в частности действий, имеющих своей целью причинить вред другим лицам. В мотивировочной части соответствующего решения должны быть указаны основания квалификации действий истца как злоупотребление правом (п.5).
Поскольку Нозадзе Н.З. до ДД.ММ.ГГГГ года являлся собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, размер доли составлял <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения, распорядился своим имуществом по своему смотрению с целью получения права на предоставление жилого помещения за счет государства, о чем лично сообщил в своих пояснениях в судебном заседании, суд квалифицирует действия истца Нозадзе Н.З. по заключению договора дарения доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> как злоупотребление правом.
В силу ч.2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Закон не ставит право лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением от включения указанного лица в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В связи с этим наличие неотмененного на день вынесения решения суда Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома о включении в такой Список истца Нозадзе Н.З. не является бесспорным основанием для представления в соответствии с законом Нозадзе Н.З. жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, суд отказывает прокурору города Костромы, действующему в интересах Нозадзе Н.З., в удовлетворении исковых требований о предоставлении специализированного жилого помещения на основании договора найма специализированного жилищного фонда.
Судом при разрешении спора не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства представителя Администрации Костромской области о вынесении частного определения по правилам ч. 1 ст. 226 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ -