Судья: Пушкарский М.Н. Дело № 33а-5859/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ13 февраля 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Смирнова Е.А.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре Свердловой В.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Патентова < Ф.И.О. >21 на решение Успенского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2017 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Патентов < Ф.И.О. >22 обратился в суд с административным иском к Успенскому РОСП УФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным ответа (решения) судебных приставов.
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что 20.07.2017г. от административного ответчика от начальника отдела Успенского РОСП Булгаковой < Ф.И.О. >23 нарочно получил ответ на заявление о расчете задолженности по алиментам <...> от 31.10.2017г. С данным ответом он не согласен, поскольку, по его мнению, ответ является незаконным, просит суд отменить данный ответ (решение) судебных приставов, а также обязать Успенский РОСП произвести перерасчет задолженности по алиментам за период с 07.11.2011г. по 19.06.2013г., а также за период с 04.11.2013г. по 01.07.2014г.
Административный истец Патентов < Ф.И.О. >24 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Заместитель начальника Успенского РОСП Ерина < Ф.И.О. >25 административные исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Судебный пристав-исполнитель Успенского РОСП Луганькова < Ф.И.О. >26 административные исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Успенского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2017 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Патентову < Ф.И.О. >27 к Успенскому РОСП УФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным ответа (решения) судебных приставов от 31.10.2016г. <...>.
В апелляционной жалобе Патентов < Ф.И.О. >28 просит отменить решение районного суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права. Удовлетворить требования административного истца в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как видно из материалов дела, на исполнении в Успенском РОСП УФССП России по Краснодарскому краю находится исполнительное производство <...>, возбужденное 23.07.2014г. в отношении Патентова < Ф.И.О. >29, адрес должника: <...> (л.д. 8-9).
13.10.2016г. Патентов < Ф.И.О. >30 сдал в Успенский РОСП заявление о перерасчете задолженности по алиментам (л.д. 10-11).
20.07.2017г. Патентов < Ф.И.О. >31 нарочно получил ответ от 31.10.2016г. на свое заявление от начальника отдела Успенского РОСП Булгаковой Н.А. (л.д. 12-14).
Согласно материалам дела, а именно списку корреспонденции, представленного судебными приставами в судебном заседании, данный ответ был направлен Патентову < Ф.И.О. >32 ещё 09.11.2016г.
Доводы административного истца о том, что срок подачи административного иска на ответ (решение) Успенского РОСП им не нарушен, поскольку им ранее подавалось в Успенский районный суд административное исковое заявление, являются необоснованными, поскольку Патентов < Ф.И.О. >33 не представил суду письменные доказательства обращения в суд.
Согласно апелляционному определению судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05.10.2017г. обжалуемый письменный ответ, данный 31.10.2016г. Успенским РОСП на заявление Патентова < Ф.И.О. >34 от 13.10.2016г. - является процессуальным решением и действием должностных лиц ФССП на заявление гражданина - о правильности расчета задолженности по алиментам, по которому гражданину-заявителю был дан ответ, прямо и непосредственно затрагивающий и возможно нарушающий его права, свободы и законные интересы как административного истца, в отношении которого административным ответчиком ведется исполнительное производство и наложены ограничения, аресты и удержания со всех видов заработка (л.д. 29-30).
11.08.2011г. на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 181 Новокубанского района по делу <...> в отношении Патентова < Ф.И.О. >35 возбуждено исполнительное производство <...> о взыскании алиментов в пользу Патентовой < Ф.И.О. >36 алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка на содержание несовершеннолетнего ребенка ежемесячно, и до его совершеннолетия.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».
На Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы возлагается принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным Законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закона).
При исполнении действий по исполнению требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель руководствуется Законом № 229-ФЗ от 02.10.2007, в том числе нормами предусматривающими условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику, а так же ФЗ РФ «О судебных приставах» № 118-ФЗ от 21.07.1997.
В соответствии со ст. 12 ФЗ РФ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 14, 64, 68, 102 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст. 12 ФЗ РФ «О судебных приставах» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлением; меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Мерами принудительного исполнения является, в том числе производство расчета задолженности по алиментным обязательствам. Судебный пристав-исполнитель в целях исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, обязан вынести соответствующее постановление. Исчерпывающие требования, предъявляемые к постановлению судебного пристава-исполнителя, установлены ст. 14 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве». Копии постановления судебного при става-исполнителя о расчете задолженности, если оно составлялось, направляется сторонам исполнительного производства.
В соответствии со ст. 102 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника определяется исходя из заработка и (или) иного дохода должника за период в течении которого взыскание алиментов не производилось; если должник в этот период не работал, либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно материалам исполнительного производства Патентов < Ф.И.О. >37 является индивидуальным предпринимателем, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст. 102 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» вынесены постановления о расчете задолженности. Сумма алиментов, подлежащая взысканию, определена исходя из размера средней заработной платы по РФ и с учетом имеющихся в материалах исполнительного производства сведений об оплате алиментов: Так, 30.07.2014г. определена сумма задолженности за период с 09.08.2011г. по 29.07.2014г. Данное постановление получено Патентовым < Ф.И.О. >38 05.08.2014г,
Расчет задолженности так же производился судебным приставом-исполнителем 07.12.2015г., 28.08.2015г., 29.07.2016г., 16.02.2017, 24.07.2017г. Копии постановлений о расчете задолженности направлены сторонам исполнительного производства посредством почтовой связи. Кроме того, данные постановления были вручены заявителю 08.08.2017г., о чем имеется соответствующая отметка.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Исходя из п.п. «з» п. 2 указанного Перечня удержание алиментов производится также с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
П. 1 ст. 346.29 НК РФ установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.
Под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке (ст. 346.27 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик ЕНВД рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных в п. 2 ст. 346.27 НК РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 20.07.2010 г. № 17-П указал, что алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментно-обязанное лицо вправе распоряжаться.
Кроме того, Конституционный суд РФ от 05.06.2012 № 13-П указал что, объектом налогообложения для применения единого налога НК РФ признает вмененный доход налогоплательщика, который представляет собой его потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке; налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности; при этом под базовой доходностью понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода, то есть потенциально возможного, определяемого расчетным путем, а не фактически полученного при осуществлении предпринимательской деятельности дохода, который может отличаться от вмененного как в большую, так и в меньшую сторону.
Положения Налогового Кодекса РФ, определяющие понятие вмененного дохода как объекта налогообложения (статья 346.27), имея специальное отраслевое, а именно налогово-правовое, значение, не дают прямых оснований для истолкования ст. 82, 113 СК РФ, ст. 102 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», как позволяющего для целей исчисления размера заработка и (или) иного дохода лица, обязанного по решению суда к уплате алиментов, взысканных в долевом отношении к его заработку жестко увязывать определение дохода от его предпринимательской деятельности с вмененным доходом.
При определении дохода индивидуального предпринимателя, применяющего систему налогообложения в виде ЕНВД, в целях исчисления алиментов на несовершеннолетних детей следует учитывать чистый доход индивидуального предпринимателя, то есть доход от реализации продукции (услуг) за вычетом сумм произведенных им расходов.
Соответственно, расчет алиментов индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.
Конституционный Суд РФ также отмечал, что положения НК РФ, определяющие в том числе понятие дохода как объекта налогообложения, не дают прямых оснований для истолкования п.п. «з» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, как позволяющего рассматривать полученные в качестве дохода денежные суммы, на которые обращается взыскание алиментов, без учета расходов, связанных с его извлечением.
НК РФ не препятствует индивидуальным предпринимателям, перешедшим, в частности, на ЕНВД, предъявлять документальные доказательства понесенных ими расходов для определения объема своих прав и обязанностей в иных, помимо налоговых, правоотношениях.
Те из предпринимателей, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.
Правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов (задолженности по уплате алиментов), при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, избравшего объектом налогообложения доходы, обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения.
В методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов от 19.06.2012 г. № 01-16, и № 0001/14 от 30.11.2016 определен порядок расчета размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих различные системы налогообложения.
Расчет алиментов (задолженности) ФССП рекомендует производить с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.
При определении задолженности при налогообложении в виде единого налога на вмененный доход надлежит затребовать первичную финансовую документацию (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности) и производить расчет с учетом указанных документов.
В указанном случае порядка расчета задолженности необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу - исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5. п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Если должник-индивидуальный предприниматель не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, либо предоставляет налоговую декларацию с доходом 00,00 руб., размер алиментов (задолженность) определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с пунктом 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 102 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».
Необходимо обратить внимание на тот факт, что Патентов < Ф.И.О. >39 будучи надлежащим образом уведомлен о принимаемых судебным приставом -исполнителем решениях в рамках исполнительного производства, о необходимости представления судебному приставу-исполнителю сведений об оплате алиментов, размере заработка и (или) иного дохода, иных сведений кроме учтенных в постановлениях судебного пристава-исполнителя в Успенский РО СП УФССП по Краснодарскому краю не представлял, до настоящего времени не предоставил, при этом просит произвести перерасчет задолженности, тем самым признать действия СПИ незаконными при определении суммы долга по алиментным платежам на содержание своего несовершеннолетнего ребенка, что влечет негативные последствия, а не пользуется правом, предусмотренным ч.3 ст. 113 СК РФ - обращения в суд для определения задолженности в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимание обстоятельств, или освободить полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, в связи с уважительными причинами.
Помимо этого, ст. 102 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст. 113 СК РФ не регулирует порядок перерасчета задолженности по алиментам.
Кроме того, утверждение заявителя о несоответствии ответа от 31.10.2016г. <...> нормам ст. 82: 113 СК РФ и Постановления Правительства РФ не подлежит никакой правовой критике, поскольку указанный раздел Семейного законодательства и указанное постановление правительства РФ регулирует алиментные обязательства членов семьи.
Доказательств обратного, заявителем, в нарушение ст. 59, 62 КАС РФ, ст.ст. 56, 59, 60 ГПК РФ не представлено.
Кроме того, административный истец Патентов < Ф.И.О. >40 не представил суду доказательств нарушения закона, регулирующего порядок производства расчета задолженности, рассмотрения его заявления, как и не представил суду доказательств нарушения имущественных прав и интересов его самого, которые подлежат восстановлению в случае признания торгов недействительными.
Согласно требованиям ч.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а так же злоупотребление правом в иных формах, как не соответствующие разумности и добросовестности действий участников гражданских правоотношений. Согласно ч. 2 ст. 10 ГК РФ в таком случае суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Кроме того, в соответствии со ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно материалам дела ответ (решение) судебных приставов от 31.10.2016г. <...> Патентовым < Ф.И.О. >41 получен 20.07.2017г., а в суд с административным иском он обратился 14.08.2017г.
Таким образом, Патентовым < Ф.И.О. >42 был нарушен 10-дневный срок для подачи жалобы на действия судебных приставов, кроме того, в иске отсутствует ходатайство о восстановлении данного срока.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления Патентову < Ф.И.О. >43 следует отказать, поскольку в действиях Успенского РОСП нарушений законодательства не выявлено и Патентов < Ф.И.О. >44 пропустил 10-дневный срок для подачи жалобы на действия судебных приставов.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ < ░.░.░. >45 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: