Дело № 2-4264/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогалева А. АлексА.а к Администрации Петрозаводского городского округа о признании постановления органа местного самоуправления недействительным и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Рогалев А.А. обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о признании постановления органа местного самоуправления недействительным и обязании совершить определенные действия по тем основаниям, что Постановлением Петрозаводского городского округа от 26.04.2013 г. № 2302 истцу и другим членам его многодетной семьи, предоставлен из земель населенных пунктов в общую долевую собственность бесплатно земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения индивидуального жилого дома (строительство жилого дома) с установлением доли в праве собственности в размере <данные изъяты>. 06.05.2013 г. постановлением Петрозаводского городского округа N 2395 в п.4 и п.5 указанного постановления были внесены изменения. Данное постановление принято во исполнение решения Петрозаводского городского суда от 18.10.2012 г. по делу N 2-6904/22-2012, которым решение Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка многодетной семье Рогалевых было признано незаконным. На основании заявления истца от 18.07.2013 г. постановлением Петрозаводского городского округа от 14.08.2013 № 4229 утвержден градостроительный план земельного участка в районе <адрес>, имеющего кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства индивидуального жилого дома. Из выданного Градостроительного плана следует, что по градостроительному зонированию Петрозаводского городского округа, установленного Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771, часть земельного участка с кадастровым номером 10:01:0120123:39 расположена на территории перспективного размещения районной магистрали. В соответствии с ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ от 29.12,2004 № 190-ФЗ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов. Предоставленный истцу для цели строительства жилого дома земельный участок находится в границах земель поселения, однако его большая часть расположена на территории перспективного размещения районной магистрали, что фактически исключает его использование для реализации указанной цели. При этом планировка территории данной жилой зоны Администрацией Петрозаводского городского округа не проведена, то есть указание на перспективное размещение районной магистрали именно на земельном участке, предоставленном истцу, носит предположительный характер. Земельный участок для перспективного размещения районной магистрали для муниципальных нужд не зарезервирован, не сформирован, соответствующий вид разрешенного использования на него не установлен, следовательно, ограничений для использования, в том числе, для выдачи разрешения на строительство, не имеется. Таким образом, из выданного градостроительного плана следует, что строительство индивидуального жилого дома на этом земельном участке, то есть использование его по прямому назначению, невозможно. Истец считает, что постановление Петрозаводского городского округа от 14.08.2013 г. № 4229 и утвержденный им градостроительный план земельного участка существенного нарушают его право на осуществление строительства жилого дома в соответствии с постановлением Петрозаводского городского округа от 26.04.2013 г. № 2302, а, следовательно, они недействительны, так как противоречат действующему законодательству. Кроме того, истец полагает, что, ненадлежащим образом исполняя свою обязанность по разработке документации по планировке территории, которая предусмотрена ст.8, ч.5 и 8 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, п.26 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация Петрозаводского городского округа фактически уклоняется от исполнения ранее принятого решения Петрозаводского городского суда от 18.10.2012 г. по делу № 2-6904/22-2012, чем нарушает ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязательности судебных постановлений. На основании изложенного, в соответствии со ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ истец просит признать недействительным постановление Петрозаводского городского округа от 14.08.2013 г. № 4229 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка в районе <адрес>» и обязать Администрацию Петрозаводского городского округа издать постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка, предоставленного на основании Постановления Петрозаводского городского округа от 26.04.2013 г. № 2302.
В последующем истцом были уточнены исковые требования и в итоге он просил суд признать недействительным постановление Петрозаводского городского округа от 14.08.2013 г. № 4229 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка в районе <адрес>; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав истца путем выдачи ему градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с видом разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома (строительство индивидуального жилого дома)» и градостроительным регламентом «Жилые зоны. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки)».
В судебном заседании истец, будучи извещенным о дате и месте рассмотрения дела, не присутствовал, его представитель – Казаков С.А., действующий на основании доверенности, заявленные уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве представитель Администрации возражал против удовлетворения требований.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 октября 2012 года (дело № 2-6904/22-2012) и постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 26 апреля 2013 года № 2302 Администрация Петрозаводского городского округа предоставила многодетной семье Рогалева А.А. в собственность бесплатно из земель населенных пунктов земельный участок в районе <адрес> с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> квадратных метров для размещения индивидуального жилого дома (строительство жилого дома).
Постановлением Администрации от 06.05.2013 года № 2395 в указанное постановление внесены изменения.
На основании заявления Рогалева А.А. постановлением Петрозаводского городского округа от 14.08.2013 № 4229 утвержден градостроительный план земельного участка в районе <адрес>, имеющего кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства индивидуального жилого дома.
Из выданного градостроительного плана земельного участка следует, что часть земельного участка расположена на территории перспективного размещении районной магистрали. При этом согласно графической части плана большая часть земельного участка с кадастровым номером № составляет указанную территорию перспективного размещении районной магистрали, что значительно ограничивает возможности использования указанного участка по целевому назначению. При этом указанный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, а именно для строительства жилого дома для многодетной семьи в целях реализации ее жилищных прав. Выделенная Администрацией зона допустимого размещения объекта не позволит в полной мере реализовать указанные права граждан.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.
Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.
Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно указанным Правилам земельный участок с кадастровым номером 10:01:0120123:39 отнесен к зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки), границы такой зоны надлежащим образом не установлены.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральнымизаконамии требованиями специальных федеральных законов. Любойвидразрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.
Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ.
При этом, как установлено в судебном заседании, на территории, обозначенной Администрацией как территория перспективного размещении районной магистрали какого-либо линейного объекта не расположено. На указанной территории образованы земельные участки для индивидуального жилищного строительства, существуют здания гаражей, само расположение будущей магистрали не обозначено на местности, границы расположения указанной зоны не определены, какой-либо проектной документации по ее размещению не имеется, спорный земельный участок для перспективного размещения районной магистрали для муниципальных нужд не зарезервирован, не сформирован, соответствующий вид разрешенного использования для него не установлен, дорога, используемая в указанном месте проходит вблизи участка истца. Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства Администрации от 20.05.2014 года финансирование работ по строительству указанной районной магистрали на период 2014 года не планируется. При таких обстоятельствах оснований полагать, что строительство магистрали будет осуществляться на территории предоставленного истцу участка у суда не имеется, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Могут устанавливаться, в том числе следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Однако, при предоставлении участка с кадастровым номером № истцу и членам его семьи каких-либо ограничений установлено Администрацией не было.
При таких обстоятельствах оснований для уменьшения зоны допустимого размещения объектов в связи с наличием территории перспективного размещения районной магистрали у Администрации не было, в связи с чем требования истца суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению с указанием на необходимость при утверждении нового градостроительного плана определения зоны допустимого размещения объектов без учета указанной территории перспективного размещения районной магистрали.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление Администрации Петрозаводского городского округа, от 14.08.2013 г. №4229 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка в <адрес>».
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать Рогалеву А. АлексА.у градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с видом разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома (строительство жилого дома)» и градостроительным регламентом «Жилые зоны. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки)» определив зону допустимого размещения объектов без учета указанной ранее территории перспективного размещения районной магистрали.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Рогалева А. АлексА.а расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2014 года.