Судья: Исмагилов А.Т. Дело №7-1339/2019
р е Ш е н и е
18 декабря 2019 года г.Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Маликов Р.А., при секретаре судебного заседания Багавиевой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Трубострой» (ООО «Трубострой») Юнусова Наиля Рамилевича на постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 07 ноября 2019 года, вынесенное в отношении ООО «Трубострой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Кузьмина П.Д. и представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Бадеевой К.И., судья
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 07 ноября 2019 года ООО «Трубострой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, законный представитель юридического лица Юнусов Н.Р. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
В силу положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Жалоба подлежит отклонению.
Согласно ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.3 ст.8.2 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с положениями ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из материалов дела усматривается, что 16 августа 2019 года,примерно в 10.00 часов, в ходе проверки выявлено, что северо-восточнее с.<адрес> ООО «Трубострой» допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления, выразившееся во временном накоплении (хранении) отходов от бытовых помещений (ФККО 73310001724) в объеме 3,99 куб.м на почву на площади 3,99 кв.м., сбросе на почву отходов автомобильных покрышек (ФККО 92113002504) в количестве 3-х штук и размещении двух туалетов с негерметичной выгребной ямой.
Как следует из представленных материалов, вышеназванные обстоятельства полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении №74da19 от 27 сентября 2019 года, составленным в отношении ООО «Трубострой» по ч.3 ст.8.2 КоАП РФ, и содержащим сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения (л.д.2); протоколом осмотра территории от 16 августа 2019 года с приложенным фотоматериалом, где отражены и зафиксированы выявленные нарушения (л.д.8-12); актом экологического обследования состояния территории от 15 августа 2019 года, где отражены и зафиксированы выявленные нарушения (л.д.21); объяснениями должностных лиц Башарова А.В. и Чумарина И.А., где они полностью признали факт правонарушения (л.д.13, 22); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10 сентября 2019 года в отношении ООО «Трубострой» (л.д.135-154); приобщенным к делу фото и видеоматериалом (л.д.155), и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей городского суда в соответствии с требованиями ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, все имеющиеся по делу доказательства приняты во внимание и оценены надлежащим образом в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, определены верно.
Вместе с тем следует отметить, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.2 КоАП РФ, характеризуется совершением противоправных действий, предусмотренных диспозицией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, которые повлекли причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии. Хотя в данном случае ООО «Трубострой» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.2 КоАП РФ, однако такой вывод не основан на допустимых и достоверных доказательствах, полученных с соблюдением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, поскольку в ходе досудебного производства по делу не установлено, что совершенное названным юридическим лицом противоправное действие повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, то есть должностными лицами административного органа не совершались соответствующие процессуальные действия (изъятие проб, экспертизы), направленные на выяснение таких обстоятельств.
В протоколе об административном правонарушении в отношении ООО «Турбострой» также не изложены обстоятельства правонарушения, связанные с его последствиями, доказательства, подтверждающие факт наступления таких обстоятельств, не указаны, то есть юридическому лицу лишь формально вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении данного дела указанные обстоятельства не были приняты во внимание судьей городского суда, они не получили должной и правильной правовой оценки в состоявшемся судебном постановлении.
При таких обстоятельствах действия ООО «Турбострой» подлежат квалификации по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Из представленных материалов дела видно, что в данном случае проверка в отношении ООО «Турбострой» не проводилась, факт правонарушения был выявлен уполномоченным должностным лицом административного органа в ходе проведения экологического мониторинга территории, поэтому в рассматриваемом случае неприменимы положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Турбострой» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.2 КоАП РФ, и привлечения названного юридического лица к административной ответственности.
Как видно из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.
Доказательства, положенные в основу виновности названного юридического лица в совершении данного административного правонарушения, получены в установленном законом порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, допустившие противоправные действия (бездействие), образующие объективную сторону состава указанного административного правонарушения.
В силу положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных материалов дела в совокупности позволяет сделать вывод о том, что ООО «Турбострой», не приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления, поэтому его противоправные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Документальным сведениям, имеющимся в материалах дела, судьей нижестоящей инстанции дана надлежащая и правильная правовая оценка, им верно установлены фактические обстоятельства произошедшего события правонарушения.
Принцип презумпции невиновности юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судьей нижестоящей инстанции не был нарушен.
Таким образом, совокупностью всех материалов дела полностью подтверждается факт совершения ООО «Турбострой» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и виновность данного юридического лица в этом.
Доводы жалобы законного представителя юридического лица о незаконном привлечении ООО «Трубострой» к административной ответственности в связи с тем, что материалами дела вина юридического лица в совершении данного правонарушения не доказана, в ходе производства по делу об административном правонарушении должностными лицами административного органа нарушены требования действующих нормативно-правовых актов, при рассмотрении дела судьей нижестоящей инстанции не приняты во внимание все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам и представленным доводам, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события. Изложенные доводы полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют о том, что ООО «Трубострой», будучи юридическим лицом, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ООО «Трубострой» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы законного представителя юридического лица не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта и не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку они направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не являются обстоятельствами, исключающими самого факта правонарушения и противоправность действий юридического лица.
Несогласие законного представителя юридического лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судьей нижестоящей инстанции норм КоАП РФ и действующих нормативно-правовых актов, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностными лицами административного органа и судьей городского суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных доводов и объективных доказательств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления судьи, законным представителем юридического лица не представлено.
Обстоятельства, на которые ссылается законный представитель юридического лица в своей жалобе, не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также не повлекли за собой вынесения незаконного судебного постановления и нарушения прав юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
ООО «Трубострой» привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения, его характера и степени общественной опасности, по данному делу отсутствуют основания для применения в отношении правонарушителя положений ст.2.9, ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, постановление судьи городского суда подлежит изменению путем квалификации действий ООО «Турбострой» на ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и назначения наказания в пределах санкции указанной нормы с учетом требований, установленных ст.ст.3.1, 4.1, 24.1 КоАП РФ.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 07 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Трубострой» - изменить, переквалифицировать действия ООО «Турбострой» на ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере ста тысяч рублей.
В остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица Юнусова Н.Р. – без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлекаемым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: ИНН получателя 1659036508; КПП получателя 165501001; имя получателя УФК МФ РФ по Республике Татарстан (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан); расчетный счет №40101810800000010001; Банк – Отделение НБ Республики Татарстан Банк России, Казань; БИК 049205001; КБК 70111690050050000140, ОКТМО 92608000, УИН 0.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в кассационный суд в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.17 КоАП РФ.
Судья: