РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2022 года | адрес |
Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре Федюниной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-368/2022 по иску Зубарева Ивана Сергеевича, Харченко Галины Михайловны, Мешковой Елены Владимировны, Бухтеева Александра Федоровича, Гамаюнова Михаила Николаевича, Крыловой Татьяны Евгеньевны, Скалеповой Ирины Александровны, Ришко Марии Михайловны, Джамалова Гезал Сейфулла кызы, Джамалова Максима Азизовича, Сухининой Светланы Леонидовны, Орехова Андрея Петровича, Максимовских Елены Николаевны, Приваловой Натальи Валерьевны, Заикиной Ирины Дмитриевны Кониной Надежды Ивановны, Григорьевой Елены Сергеевны, Григорьева Павла Олеговича, Григорьевой Ирины Олеговны, Мамонтовой Татьяны Владимировны, Мамонтова Максима Сергеевича, Мамонтова Кирилла Сергеевича, Мичуриной Екатерины Владимировны действующая в своих интересах и интересах Мичурина Артема Олеговича,, Валькониной Ирины Михайловны, Захаровой Светлана Павловны, Баркуцы Алены, Садигова Элмара Иса оглы, Переславцевой Ольги Алексеевны, Гусаченко Анны Викторовны, Артамоновой Надежды Витальевны, Панкратова Алексея Владимировича, Канунниковой Александры Сергеевны, Каннуникова Олега Юрьевича, Шабанова Руслана Рамазхановича к ППК «Фонд развития территории» о признании незаконным решения наблюдательного совета о выплате денежной компенсации, об обязании восстановить нарушенные права,
Установил:
Административные истцы обратились в суд с иском к административному ответчику о признании незаконным решения наблюдательного совета о выплате денежной компенсации, об обязании восстановить нарушенные права, мотивируя тем, что административные истцы являются участниками в долевом строительстве многоквартирного дома расположенного по строительному адресу адрес, с.адрес, адрес, на основании договора уступки прав требований по Договору об участии в долевом строительстве многоквартирного дома. Застройщик ООО «АВИСТА».
Решением Арбитражного суда адрес от 24.05.2021 по делу № ... ООО «АВИСТА» признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство.
25.03.2022 Наблюдательным советом Фонда принято решение о финансировании мероприятий по выплате возмещения гражданам-участникам долевого строительства объекта строительства, расположенного по адресу адрес, строительство которого осуществлялось застройщиком.
Считают решения незаконным, поскольку Фонд исходил из неверной оценки о степени готовности дома.
Административные истцы в судебное заседание не явились извещены, с ходатайством об отложении не обращались, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Представители административных истцов по доверенности фио, фио в судебное заседание явились, административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, по доводам подробно изложенным в письменном виде.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что административные истцы являются участниками в долевом строительстве многоквартирного дома расположенного по строительному адресу адрес, с.адрес, адрес, на основании договора уступки прав требований по Договору об участии в долевом строительстве многоквартирного дома. Застройщик ООО «АВИСТА».
Решением Арбитражного суда адрес от 24.05.2021 по делу № ... ООО «АВИСТА» признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство.
25.03.2022 Наблюдательным советом Фонда принято решение о финансировании мероприятий по выплате возмещения гражданам-участникам долевого строительства объекта строительства, расположенного по адресу адрес, строительство которого осуществлялось застройщиком (протокол заседания Наблюдательного совета Фонда № НС-6/2022 от 28.03.2022г
В силу ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «Закон № 218-ФЗ») предусмотрена возможность Фонда принять решение о финансировании: а) мероприятий по завершению строительства проблемного объекта; б) мероприятий по выплате возмещения гражданам - участникам строительства.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 13.1 Закона № 218-ФЗ, Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в ч. 2 ст. 13.1 Закона № 218-ФЗ (далее соответственно - решение Фонда о финансировании, решение Фонда о нецелесообразности финансирования) по основаниям, предусмотренным ст. 13.1 Закона № 218-ФЗ, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 № 1192 утверждены Правила принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила).
Решение о финансировании, как указано в пункте 2 Правил, принимается Наблюдательным советом Фонда (далее - НС Фонда).
Согласно п. 4 Правил решение о нецелесообразности финансирования (как мероприятий по выплате возмещения, так и мероприятий по завершению строительства) принимается наблюдательным советом Фонда при наличии хотя бы одного из предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, если решением Правительства Российской Федерации не установлено иное. Таких условий в отношении Объекта установлено не было.
Принятие НС Фонда решения о финансировании возможно, если проведены все необходимые мероприятия, предусмотренные в пункте 10 Правил.
Таким образом, Правилами установлен перечень оснований для принятия НС Фонда решения.
В силу пункта 10 Правил принятие решения о финансировании возможно, если:
а) истек предусмотренный пунктом 4 статьи 201.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - «Закон о банкротстве») срок включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства и определены совокупный размер требований участников строительства о передаче жилых помещений, размер требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений и совокупный размер денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства;
б) конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве проведена инвентаризация имущества застройщика;
в) конкурсным управляющим определена стоимость земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства);
г) Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, сроки, необходимые для завершения строительства, и размер финансирования, необходимого для завершения строительства указанных объектов, определенный в соответствии с пунктом 10(1) Правил;
д) конкурсным управляющим определен размер денежных средств, необходимых для погашения требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, денежных средств, подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве, а также в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 Закона о банкротстве возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строительство которых завершено, или передачи Фонду или фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями;
е) Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом;
ж) Фондом определен размер предполагаемого возмещения гражданам - участникам строительства, выплата которого предусмотрена статьей 13 Закона № 218-ФЗ (далее - предельная сумма выплат).
Указанные мероприятия, были осуществлены к моменту принятия НС Фонда оспариваемого решения.
В соответствии с п. 14 Правил решение о финансировании завершения строительства отдельного многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, состоящего из 3 и более блоков, в составе жилого комплекса и (или) решение о финансировании завершения строительства (строительства) объекта инфраструктуры не могут быть приняты при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) срок завершения строительства указанных в абзаце первом настоящего пункта объекта незавершенного строительства и (или) объекта инфраструктуры превышает 3 года со дня вынесения арбитражным судом определения, предусмотренного пунктом 3 статьи 201.15- 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";
б) земельный участок, предназначенный для размещения указанных в абзаце первом настоящего пункта объекта незавершенного строительства и (или) объекта инфраструктуры, расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий, виды которых указаны в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации, установленные ограничения
использования земельных участков в которой не допускают строительство объектов капитального строительства;
в) применение мер процессуального принуждения в ходе уголовного судопроизводства в виде наложения ареста на земельный участок, предназначенный для размещения указанных в абзаце первом настоящего пункта объекта незавершенного строительства и (или) объекта инфраструктуры, и (или) на указанные в абзаце первом настоящего пункта объект незавершенного строительства и (или) объект инфраструктуры;
г) степень готовности отдельного многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, состоящего из 3 и более блоков, в составе жилого комплекса и (или) объекта инфраструктуры составляет менее 80 процентов; (пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2023)
д) земельный участок, предназначенный для размещения указанных в абзаце первом настоящего пункта объекта незавершенного строительства и (или) объекта инфраструктуры, на дату принятия решения о финансировании не принадлежит застройщику на праве собственности или ином имущественном праве.
Согласно отчету о строительно-технической экспертизе № 674/40413 от 02.07.2021 составленного специалистами ООО «Технический заказчик Фонда защиты прав дольщиков» степень технической готовности Объекта, строительство которого осуществлялось Застройщиком, составляет 54,73% (т.2 л.д.314).
Таким образом, на основании п. 14 подп. адрес, решение о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства со степенью готовности менее 80% не могло быть принято.
Доказательств обратного суду не представлено, указанное заключение не оспорено, не законным не признано.
Учитывая изложенное, Наблюдательным советом Фонда 28.12.2021 принято решение о выплате возмещения гражданам-участникам долевого строительства.
Доводы административных истцов о том, что в данном случае подлежат применения Правила без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 №2023 суд находит несостоятельным.
Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей адрес по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Соответствующее Постановление Правительства РФ было опубликовано на официальный интернет-портал правовой информации - http://pravo.gov.ru - 26.11.2021, а соответственно, вступило в законную силу по истечении 7 дней после его опубликования, а именно, 04.12.2021.
Таким образом, к дате рассмотрения Объекта Наблюдательным советом Фонда - 25.03.2022 - действовали (и подлежали применяю) Правила в новой редакции.
Довод административных истцов о несогласии с размером выплат, в связи с чем были представлены отчеты об оценке рыночной стоимости имущественных прав на объекты недвижимости, суд также находит несостоятельным.
Выплата возмещения гражданам, имеющих требование о передаче жилых помещений, осуществляется в размере, определяемом в соответствии с методикой расчета размера возмещения гражданам, рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного фондом, на дату, которая не может быть более чем на три месяца ранее даты принятия Фондом решения.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закон N 218-ФЗ, выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная настоящей частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на три месяца ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №1233 утверждены Правила выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений (далее - Правила).
В соответствии с п. 8 Правил, выплата возмещения гражданам, имеющим требования о передаче жилых помещений, осуществляется в размере, определяемом в соответствии с методикой расчета размера возмещения гражданам, имеющим требования о передаче жилых помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков), подлежащих передаче гражданам - участникам строительства, согласно приложению.
Выплата возмещения гражданам, имеющим требования о передаче машино-мест и (или) нежилых помещений, осуществляется в размере уплаченной цены соответствующего договора, предусматривающего передачу машино-места или нежилого помещения, либо в размере уплаченных гражданином - членом кооператива паевых взносов. В случае если обязательство по уплате цены договора гражданином исполнено не в полном объеме выплата возмещения осуществляется в размере исполненной части обязательства. Предусмотренная настоящим абзацем выплата возмещения осуществляется гражданину в отношении одного машино-места и (или) нежилого помещения в объекте незавершенного строительства. В случае если у гражданина - участника строительства имеются требования, предусматривающие передачу 2 и более машино-мест и (или) нежилых помещений в объекте незавершенного строительства, выплата производится в отношении объекта, имеющего меньшую стоимость.
Порядок осуществления расчета размера возмещения по договору определяется п. 3 Приложения к Правилам.
Приложением к Правилам является Методика расчета возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требование о передаче жилых помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков) подлежащих передаче гражданам-участникам строительства (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 2 Методики, выплата возмещения по договору осуществляется в размере, предусмотренном частью 2 статьи 13 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Методики при определении размера подлежащего выплате возмещения учитывается, что рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, равнозначного по отношению к жилому помещению на первичном рынке на момент выплаты возмещения. Рыночная стоимость 1 кв. метра определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства". При этом для целей настоящей методики под равнозначным жилым помещением на первичном рынке понимается жилое помещение, в котором жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат жилого помещения, подлежащего передаче гражданину в соответствии с договором, а объект строительства с равнозначным жилым помещением находится в границах муниципального образования и на той же стадии строительства, на которой находится объект строительства на дату принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытии конкурсного производства.
Также учету подлежат доля гражданина в праве собственности на жилое помещение, которой он обладал бы в соответствии с договором после государственной регистрации права собственности (указывается в виде правильной простой дроби) и доля исполненного гражданином обязательства по уплате цены договора, рассчитываемая по формуле.
Таким образом, императивной нормой закона установлено, что рыночная стоимость одного квадратного метра, учитываемого при расчете компенсационной выплаты, определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом.
В силу статьи 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной компетенцией, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
В соответствии со статьей 12 Закона N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, Фондом производится расчет выплат возмещения определенном на основании методики, утвержденной Правилами, что соответствует требованиям Закона №135-Ф3, Закона №218-ФЗ, а также методике, утвержденной Правилами №1233.
Суд не принимает во внимание заключение специалиста на отчет Фонда от 07.07.2022г, поскольку подготовлена по заданию административных истцов, без предупреждения специалиста об уголовной ответственности, является лишь частным мнением лица, не привлеченного к участию в деле в качестве специалиста, носит предположительный характер и не может являться допустимым доказательством по делу, опровергающим выводы заключения судебной экспертизы, объектом исследования специалиста являлось непосредственно заключение эксперта, а не обстоятельства дела.
Учитывая вышеизложенное, решение Наблюдательного совета Фонда является законным, принятым с учетом положений действующего законодательства.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В административном иске Зубарева Ивана Сергеевича, Харченко Галины Михайловны, Мешковой Елены Владимировны, Бухтеева Александра Федоровича, Гамаюнова Михаила Николаевича, Крыловой Татьяны Евгеньевны, Скалеповой Ирины Александровны, Ришко Марии Михайловны, Джамалова Гезал Сейфулла кызы, Джамалова Максима Азизовича, Сухининой Светланы Леонидовны, Орехова Андрея Петровича, Максимовских Елены Николаевны, Приваловой Натальи Валерьевны, Заикиной Ирины Дмитриевны Кониной Надежды Ивановны, Григорьевой Елены Сергеевны, Григорьева Павла Олеговича, Григорьевой Ирины Олеговны, Мамонтовой Татьяны Владимировны, Мамонтова Максима Сергеевича, Мамонтова Кирилла Сергеевича, Мичуриной Екатерины Владимировны действующая в своих интересах и интересах Мичурина Артема Олеговича,, Валькониной Ирины Михайловны, Захаровой Светлана Павловны, Баркуцы Алены, Садигова Элмара Иса оглы, Переславцевой Ольги Алексеевны, Гусаченко Анны Викторовны, Артамоновой Надежды Витальевны, Панкратова Алексея Владимировича, Канунниковой Александры Сергеевны, Каннуникова Олега Юрьевича, Шабанова Руслана Рамазхановича к ППК «Фонд развития территории» о признании незаконным решения наблюдательного совета о выплате денежной компенсации, об обязании восстановить нарушенные права, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес.
Судья А.И. Карпова
Мотивированное решение суда изготовлено 13.12.2022 года