Решение по делу № 2-589/2011 ~ М-428/2011 от 12.04.2011

Дело № 1-589/11

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года г.<адрес> области

Судья <адрес> районного суда <адрес> области Галаганова О.В.,

с участием помощника <адрес> горпрокурора Говорковой Л.А.,

при секретаре Ревиной О.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению <адрес> городского прокурора <адрес> области в интересах Стрела Тамары Федоровны, Ореховой Валентины Темидовны, Кудиновой Маргариты Сергеевны, Приходько Ирины Николаевны, Галаховой Нелли Кирилловны, Волковой Елены Викторовны, Гиро Раисы Николаевны, Задорожной Екатерины Геннадьевны, Лашиной Елены Семёновны к Администрации <адрес> городского поселения, Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства <адрес> области о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия,

суд,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> городской прокурор обратился в суд с заявлением, в котором указал, что <адрес> городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка по обращению граждан - жильцов дома № по ул. <адрес>, г. <адрес> области.

Из обращений жителей дома следует, что капитальный ремонт последний раз производился в 1974 году.

В ходе проведенной проверки установлено, что дом № по ул. <адрес> в г. <адрес>, 1949 года постройки, 2-х этажный, 4-х квартирный (33-х комнатный), фундамент бетонный ленточный, стены каменные на сложном растворе, перегородки дере­вянные, крыша шиферная, отопление центральное; общая полезная площадь — 939,7 кв.м., жилая площадь - 844,8 кв.м.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности <адрес> городского поселения от 02.03.2011г. квартиры, расположенные в доме № по ул. <адрес>, г. <адрес> области входят в состав муници­пальной собственности муниципального образования «<адрес> город­ское поселение».

В соответствии с актом обследования межведомственной комиссией жилого дома № по ул. <адрес> от 06.06.2006г. № 9 установлено, что дом имеет 75 % износа, состояние фундаментов дома – аварийное, состояние стен – аварийное, состояние межэтажных перекрытий – аварийное. Чердачное перекрытие – деревянное по деревянным балкам, оштукатуренное. Состояние перекрытий аварийное. Состояние стропильной системы – аварийное, состояние кровли – аварийное. Все несущие конструкции дома находятся в аварийном состоянии. Требуется отселение жильцов.

Постановлением главы <адрес> городского поселения от 01.04.2010г. № 157 утверждены: список граждан состоящих на квартирном учете в связи с проживанием в жилых помещениях, признанных аварийными, непригодными для проживания, подлежащих сносу на 01.04.2010г.; список граждан, состоящих на квартирном учете в связи с проживанием в жилых помещениях, признанных аварийными, непригодными жля проживания, подлежащих сносу на 01.04.2010г.

Администрацией <адрес> городского поселения в нарушение требований законодательства с 2006 года и по настоя­щее время не принято мер к переселению граждан из указанного аварийного дома. Своим бездействием администрация городского поселения подвергает опасности жизнь и здоровье граждан, проживающих в указанном доме, а также нарушает конституционные и жилищные права нанимателей жилых помещений, расположенных в доме № по ул. <адрес> г. <адрес> области.

<адрес> городской прокурор <адрес> области просил:

1. Признать бездействие администрации <адрес> городского по­селения по переселению жильцов из непригодного для проживания (аварийного) многоквартирного жилого дома № по ул. <адрес> г. <адрес> области, незаконным.

2. Обязать администрацию <адрес> городского поселения предоставить гражданам, зарегистрированным в доме № по ул. <адрес> г. <адрес> области:

Стреле Тамаре Фёдоровне - квартиры № 1,4;

Ореховой Валентине Темидовне – квартира №6;

Кудиновой Маргарите Сергеевне - квартира № 13;

Приходько Ирине Николаевне - квартира № 16;

Галаховой Нелли Кирилловне - квартира № 17;

Волковой Елене Викторовне - квартира № 19;

Гиро Раисе Николаевне – квартира № 20

Лашиной Елене Семёновне – квартира № 29

Задорожной Екатерине Геннадьевне – квартира № 28

Овсянникову Вадиму Геннадьевичу – квартира № 5

по договору социального найма жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания (аварийного).

В ходе рассмотрения заявления к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация <адрес> района <адрес> области, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства <адрес> области (л.д.114-115).

16 мая 2011 года <адрес> городской прокурор уточнил требования своего заявления, указав на то, что в ходе рассмотрения дела по существу в судебном заседании 12.05.2011г. жители дома № по ул.<адрес> в г. <адрес> области в чьих интересах выступил городскому прокурор с указанным заявлением, отказались от переселения по договору социального найма в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания (аварийного), а просили предоставить им жилые помещения по социальной норме со снятием их с квартирного учета в рамках реализации мероприятий муниципальной долгосрочной целевой программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в <адрес> городском поселении на 2010-2012 годы.

Прокурор просил обязать администрацию <адрес> городского поселения в срок до 31.12.2012г. предоставить жильцам, зарегистрированным в доме № по ул.<адрес>, в чьих интересах подано заявление, по договору социального найма жилые помещения по социальной норме, установленной в Красносулинском городском поселении, с последующим снятием их с квартирного учета, в рамках реализации мероприятий Муниципальной долгосрочной целевой программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу и реконструкции в <адрес> городском поселении на 2010 – 2013 года, отвечающие санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания (аварийного).

Квартира № 5 в данном доме была предоставлена Овсянникову В.Г. Администрацией <адрес> района как ребенку сироте уже после признания данного дома аварийным, поэтому определением суда от 20.05.2011г. с согласия лиц, участвующих в деле требование прокурора в интересах Овсянникова В.Г. к Администрации <адрес> района были выделены в отдельное производство.

Помощник <адрес> горпрокурора <адрес> области Говоркова Л.А. поддержала заявление. Пояснила, что впервые данный дом был признан аварийным еще в 2002 году и тогда администрация г. <адрес> района должна была отселить жильцов в другие жилые помещения отвечающие санитарным и техническим нормам. Затем данный жилой дом был передан в муниципальную собственность <адрес> городскому поселению.

06.06.2006г. постановлением главы <адрес> городского поселения дом признан аварийным, непригодным для проживания. Ранее в <адрес> городком поселении имелась долгосрочная целевая программа по переселению жильцов этого дома, но не была выполнена и мероприятия по отселению жильцов с предоставлением другого благоустроенного жилья были перенесены. По программе, действующей в настоящее время срок отселения жильцов дома с предоставлением жилых помещений по социальной норме, установленной в <адрес> городском поселении, с последующим снятием их с квартирного учета запланирован на 2012 год. Прокурор в интересах заявителей просит суд обязать администрацию <адрес> городского поселения исполнить данную программу, поскольку внесение изменений в долгосрочную целевую программу входит в компетенцию <адрес> городского поселения и сроки отселения жильцов из аварийного жилья могут быть опять перенесены на более позднее время.

Нельзя согласиться с тем, что администрацией <адрес> городского поселения принимались меры по отселению жилья, когда им предлагалось отселиться в общежитие по ул.<адрес>. Поскольку им предоставлялась жилая площадь меньше, чем они занимают в настоящее время, что недопустимо. Кроме того, это не равнозначное жилье поскольку каждый из них проживает в отдельной квартире либо коммунальной, а их отселяли в общежитие.

Жильцы дома № по ул.<адрес> г. <адрес> просили защитить их конституционное право на жилище и обязать Администрацию <адрес> городского поселения не переносить сроки по переселению жильцов дома и предоставлению им благоустроенного жилья, переселить их в течение 2012 года.

Заявители Стрела Т.Ф, и ее представитель Адзинба Л.В., Кудинова М.С., Приходько И.Н., Галахова Н.К., Волкова Е.В., Лашина Е.С., представляющая свои интересы и по доверенности интересы Гиро Р.Н., Задорожная Е.Г. поддержали заявление, поданное <адрес> городским прокурором в их интересах, просили его удовлетворить.

Адзинба Л.В., представляющая интересы Стрела Т.Ф., пояснила, что родилась и выросла в этом доме. У нее уже выросли свои дети. На отселение в общежитие по ул.Светлой № 1 в г. Красный Сулин никто из жильцов не согласился, поскольку там дом хоть не аварийный, но условия проживания хуже, чем они имеют. У них нет туалета, и они ежедневно выносят ведра, моются в тазиках на кухнях. На втором этаже жильцы с тазиками собирают дождевую воду. Но у каждого есть свои комнаты. А там общая ванна на два этажа, кроме того это общежитие слепых, которые в силу своего физического недуга не аккуратно пользуются общими местами пользования. Кроме того, каждому предоставляли комнату, а у них жилая площадь больше, чем было предложено. Кроме того, необходимо было содержать свою квартиру и комнату в общежитии, где они будут проживать. Это очень дорого.

Они готовы пожить еще год в своих квартирах, чтобы им предоставили благоустроенное жилье по социальным нормам с последующим снятием их с квартирного учета. Выполнение мероприятий по отселению жильцов дома № по ул.<адрес> и предоставления благоустроенного жилья переносились много раз с 2002 года, поэтому просит суд обязать Администрацию <адрес> городского поселения не переносить больше сроки переселения жильцов их дома, и в 2012 году предоставить благоустроенное жилье по социальным нормам с последующим снятием их с квартирного учета.

Заявители Кудинова М.С., Приходько И.Н., Галахова Н.К., Волкова Е.В., Лашина Е.С., Задорожная Е.Г. поддержали объяснения Адзинба Л.В.. Каждый из заявителей пояснял, что площадь жилых помещений, которые предлагала Администрация <адрес> городского поселения по ул.<адрес> намного меньше тех, которые они занимают в доме № <адрес> по ул.<адрес>. Кроме того, все расходы в общежитии делятся пропорционально зарегистрированным в нем жильцам, получается очень большая сумма. Заявители просили обязать Администрацию <адрес> городского поселения не переносить больше сроков переселения жильцов их дома, и в 2012 году предоставить благоустроенное жилье по социальным нормам с последующим снятием их с квартирного учета.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителей Ореховой В.Т., Гиро Р.Н., заинтересованного лица Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства (далее Министерство), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.257 ч.2 ГПК РФ.

Заинтересованное лицо Министерство в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представлен отзыв, в котором высказана просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Министерство сообщило, что <адрес> район не выполняет условия ст14 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в связи с чем отселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде производилось за счет средств областного бюджета в недостаточном объеме.

В связи с дефицитом областного бюджета в 2011 году, на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в текущем году из областного бюджета выделено 9034,1 тыс. руб., из них 6405,5 тыс. руб. распределено <адрес> району. За счет указанных средств планируется отселение граждан из аварийного жилого дома № по ул.<адрес>.

Вопрос об отселении граждан из дома № по ул.<адрес> будет рассмотрен только при формировании во втором полугодии 2011 года областной целевой программы по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в <адрес> области на 2012 и последующие годы.

Представитель Администрации <адрес> городского поселения по доверенности Жеребцов Г.Ю. с заявлением согласился, пояснил, что у Администрации <адрес> городского поселения были основания для переноса сроков отселения жильцов дома, поскольку были внесены изменения в областной бюджет, и не было софинансирования. Отселения жильцов данного дома запланировано на 2012 год, возможно, решение суда будет гарантом исполнения данной программы.

Администрацией <адрес> городского поселения принимались меры для отселения жильцов из аварийного дома в общежитие по ул.Светлой,д.1, о чем представил письма, дважды направленные в адрес жильцов, однако все они отказались от отселения.

Полагал, что требования прокурора в измененной редакции наиболее отвечают требованиям заявителей, поскольку при выселении из аварийного жилья им предоставляется равноценное жилье с оставлением их на квартирном учета, а если жильцы будут отселены с предоставлением благоустроенного жилья по областной целевой программе, то они улучшат свои жилищные условия и будут сняты с квартирного учета.

Выслушав помощника <адрес> городского прокурора Говоркову Л.А., заявителей, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что –нарушены их права и свободы.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По части 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществле­ния гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за испол­нением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищно­го фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техни­ческим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспе­чение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статьей 676 ГК РФ и статьей 65 ЖК на наймодателя жилого помещения возложены обязанности по передаче нанимателю свободного жилого помещения в состоянии, пригодном для проживания, а также обязанность по осуществлению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится сданное внаем жи­лое помещение, предоставление или обеспечение предоставления нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечение проведения ремонта обще­го имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Как следует из Выписки из реестра муниципальной собственности <адрес> городского поселения от 02.03.2011г. № 041/543 квартиры, расположенные по адресу: <адрес> район, г. <адрес> входят в состав муниципальной собственности МО «<адрес> городское поселение» ( л.д.15).

Часть 2 ст.15 ЖК РФ регламентирует, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно Акту обследования помещения № 9 от 06 июня 2006 года составленного Межведомственной комиссией, 4-х квартирного (33-х комнатного) 2-х этажный жилой дом № по ул. <адрес> признан не пригодным для проживания (аварийным) согласно требованиям, указанным в вышеназванном Постановлении Правительства РФ (л.д.11-12).

Как следует из постановления Главы <адрес> городского поселения № 103 от 05 июля 2006 года жилой дом № по ул. <адрес> в г. <адрес> признан непригодным (аварийным) для постоянного проживания (л.д.14). В пункте 2 вышеназванного постановления указано, что по завершению мероприятий по отселению граждан из ветхого непригодного для проживания (аварийного) жилого фонда, освобождаемый дом подлежит сносу.

Входе судебного заседания представителем Администрации <адрес> городского поселения была представлена надлежащим образом заверенная копия «Целевой муниципальной адресной программы переселения граждан из жилищного фонда <адрес> городского поселения, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, на 2008-2011 годы», из раздела 6 которой следует, что в 2008-2011 годы осуществляется переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу. В разделе 7 в таблице « Объемы и источники финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного и подлежащего сносу жилищного фонда» стоит срок реализации - 2009г.

Из сообщения Главы Администрации <адрес> городского поселения от 220.05.2011г. № 06/11852 следует, что сроки исполнения муниципальной целевой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2008-2011 годы перенесены на 2011-2013 годы в связи с тем, что бюджетом <адрес> городского поселения на 2010 год не были предусмотрены ассигнования из областного бюджета на «переселение граждан из аварийного жилищного фонда, жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа»

Постановлением Главы <адрес> городского поселения <адрес> района <адрес> области от 21.09.2010г. № 389/1 внесены изменения в Муниципальную долгосрочную целевую программу переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в <адрес> городском поселении на 2010-2012, действие программы продлено до 2013 года.

После внесения изменений сроки переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу были перенесены на 2011-2013 годы. Так, отселение жильцов дома № по ул.<адрес> запланировано на 2012 год. (л.д.75-82).

Следует признать действия местного органа самоуправления Администрации <адрес> городского поселения по перенесению сроков отселения граждан из жилого многоквартирного дома № по ул.<адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, незаконными, нарушающими права жилищные права граждан. Следует обязать Администрацию <адрес> городского поселения в срок до 31 декабря 2012 года заявителям, зарегистрированным в доме № по ул.<адрес> области.

В удовлетворении требований прокурора в отношении Министерства отказать, поскольку отселение граждан из аварийного жилья входит в компетенцию <адрес> городского поселения.

Руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление <адрес> городского прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> городского поселения <адрес> района <адрес> области по переселению жильцов из непригодного для проживания (аварийного) многоквартирного жилого дома № по ул.<адрес> области выразившееся в перенесении сроков переселения, незаконным.

Обязать администрацию <адрес> городского поселения предоставить в срок до 31 декабря 2012 года гражданам, зарегистрированным в доме № по ул.<адрес> области:

Стреле Тамаре Фёдоровне - нанимателю квартир № 1,4;

Ореховой Валентине Темидовне – нанимателю квартиры №6;

Кудиновой Маргарите Сергеевне - нанимателю квартиры № 13;

Приходько Ирине Николаевне - нанимателю квартиры № 16;

Галаховой Нелли Кирилловне - нанимателю квартиры № 17;

Волковой Елене Викторовне - нанимателю квартиры № 19;

Гиро Раисе Николаевне – нанимателю квартиры № 20

Лашиной Елене Семёновне – нанимателю квартиры № 29

Задорожной Екатерине Геннадьевне – нанимателю квартиры № 28

по договору социального найма жилые помещения по социальной норме, установленной в <адрес> городском поселении, с последующим снятием их с квартирного учета, в рамках реализации мероприятий Муниципальной долгосрочной целевой программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу и реконструкции в <адрес> городском поселении на 2010 – 2013 года, отвечающие санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания (аварийного).

В остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда через <адрес> райсуд в течение 10 дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 мая 2011 года.

Судья

2-589/2011 ~ М-428/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кудинова М.С.
Стрела Т.Ф.
Задорожная Е.Г.
Приходько И.Н.
Волкова Е.В.
Орехова В.Т.
Овсянников В.Г.
Красносулинская городская прокуратура
Галахова Н.К.
Лашина Е.С.
Гиро Р.Н.
Ответчики
Администрация Красносулинского городского поселения
Суд
Красносулинский районный суд
Судья
Галаганова Ольга Владимировна
12.04.2011[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2011[И] Передача материалов судье
13.04.2011[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2011[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2011[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2011[И] Судебное заседание
12.05.2011[И] Судебное заседание
20.05.2011[И] Судебное заседание
15.06.2011[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2011[И] Дело оформлено
07.10.2011[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее