Дело № 12-151/2015
РЕШЕНИЕг.Мариинск 08 сентября 2015 года
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Гильманова Т.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Мартынова А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области Л. № <...> от <...> о привлечении Мартынова А.В. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КРФоАП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области Л. № <...> от <...> Мартынов А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КРФоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...>
Не согласившись с данным постановлением, Мартынов А.В. подал на него жалобу, обоснованную следующим. Как указано в постановлении от <...> года, суть совершенного Мартыновым А.В. правонарушения заключается в том, что им допущено нарушение земельного законодательства на земельном участке сельскохозяйственного назначения, а именно использование земельного участка способами, наносящими вред окружающей среде, уничтожение плодородного слоя почвы спецтехникой. Дата совершения административного правонарушения в постановлении не указана. Находит указанное постановление о привлечении Мартынова А.В. к административной ответственности необоснованным, вынесенным с нарушением порядка привлечения к административной ответственности по следующим основаниям. Частью 2 ст. 8.7 КРФоАП об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В силу норм Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В описательной части постановления Мартынову А.В. вменено в вину уничтожение плодородного слоя почвы, в резолютивной части постановления указано на самовольное снятие плодородного слоя почвы. Однако, установление факта снятия плодородного слоя почвы недостаточно для вменения ч.2 ст. 8.7 КРФоАП, необходимо доказать, что эти действия повлекли ухудшение качественного состояния земли. Полагает, что в материалах административного производства отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в результате невыполнения Мартыновым А.В. установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв произошло ухудшение качественного состояния земель. Данное обстоятельство подлежало обязательному доказыванию, поскольку является составляющим состава административного правонарушения. Мартынов А.В. находит, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 8.7 КРФоАП. Кроме того, как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении не указан кадастровый номер земельного участка, не указано, кто является его собственником, в связи с чем данный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, и чем это подтверждается.
Просит признать постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области Л. № <...> от <...> о привлечении Мартынова А.В. к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КРФоАП незаконным, отменить указанное постановление и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушении.
В судебном заседании заявитель Мартынов А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области Миронова Н.М., действующая на основании доверенности, просила постановление оставить без изменения, с доводами жалобы не согласна по следующим основаниям. Заявитель Мартынов А.В. утверждает, что ему вменено снятие плодородного слоя почвы и не доказано ухудшение качественного состояния земли. Данное утверждение является необоснованным и противоречит обстоятельствам дела. На самом деле, событие правонарушения описано в <...> протокола и выражено в действиях, повлекших снятие, перемещение и смешивание плодородного слоя почвы (ПСП) с нижележащими слоями посредством использования специальной техники, а именно: <...>, находящегося в собственности у Мартынова А.В., что подтверждается договором купли-продажи <...> и фотоматериалами. Заявитель утверждает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения. Указанное является необоснованным. Статья 8.7 КРФоАП содержит два формальных состава административных правонарушений: 1) невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в результате проведения различных работ; 2) несвоевременное выполнение их. В обоих случаях объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере пользования землями, имеющими определенное целевое назначение, в иных целях и охраны земель, а предметом выступают земли независимо от форм собственности и характера владения. Невыполнение перечисленных обязанностей и несвоевременное их выполнение образует указанный состав правонарушения. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1). Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ, землепользователи обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенными способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в т.ч. приводить к деградации,.., уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным воздействиям хозяйственной деятельности (абз. 1 ч. 1 ст.6). В силу п. 1, п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, Земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах:
1) учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Частью 1 ст. 12 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Земельный участок, на котором установлено нарушение, отнесен к категории- земли сельскохозяйственного назначения. Понятие категории земли установлено в ст.77 ЗК РФ. Порядок использования определен в ст.78 ЗК РФ, в перечне которого четко установлена обязанность использования земли для сельскохозяйственного производства и в целях связанных с таким производством. В соответствии с п. 1, п. 2, п. 7 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В соответствии с абз. 2, абз. 7, абз. 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Отсутствие в протоколе кадастрового номера земельного участка не отменяет наличие события правонарушения. Земельный участок расположен вне границ населенного пункта, а значит это земля сельскохозяйственного назначения и в момент обнаружения события, совершение его обнаружено непосредственно (с поличным). В результате умышленных действий Мартынова А.В. допущено нарушение законодательства в сфере земельных отношений. Объектом правонарушения является земля сельскохозяйственного назначения, предметом правонарушения является спец.техника, объективная сторона выражена в действиях, направленных на осуществление производства по добыче глины без разрешительных документов и соблюдения установленных законом требований. Ухудшение качественного состояния почвы доказывается тем, что ПСП не сбуртован, а перемешен с глиной, что недопустимо, и очевидно, что на такой почве сельскохозяйственные растения не произрастают. Согласно ст.26.2 КРФоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2). В материалах дела имеются письменные доказательства администрации Мариинского муниципального района, фотоматериалы, договор купли-продажи, документы на технику, протокол об административном правонарушении.
Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела об административном правонарушении, исследовав материалы административного дела, судья считает, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области Л. от <...> о привлечении Мартынова А.В. к административной ответственности подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.8.7 КРФоАП невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области рационального землепользования.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается:
-в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры (ч. 1 комментируемой статьи);
-в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (ч. 2 комментируемой статьи).
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.
Как установлено при рассмотрении жалобы, <...> руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области издан приказ <...> о проведении надзорных мероприятий по выявлению фактов невыполнения установленных требований по улучшению, защите земель и охране почв, а также порчи земель на землях сельскохозяйственного назначения Кемеровской области.
Согласно протоколу об административном правонарушении от <...> года, <...> на земельном участке сельскохозяйственного назначения <...> в ходе надзорных мероприятий согласно приказу от <...> <...> установлено, что Мартыновым А.В., не являющимся собственником земельного участка, допущено нарушение земельного законодательства РФ на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью <...> выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. А именно: использование земельного участка способами, наносящими вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, уничтожение плодородного слоя почвы спецтехникой – <...> находящимся в собственности Мартынова А.В., что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КРФоАП.
В протоколе имеется объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении «Я, Мартынов А.В. с выявленным нарушением согласен, прошу дело об административном правонарушении рассмотреть в мое отсутствие». Стоит дата – <...> гола, имеется подпись Мартынова А.В.
К протоколу приобщена фототаблица, из которой усматривается, что верхний слой земли на определенном участке снят, на ковше имеются следы земли.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.8.6 КРФоАП самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 (далее - Основные положения), предусмотрено обращение с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы). Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (ст. 6 ЗК РФ). Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается:
- в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы (ч.1 комментируемой статьи);
- в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.
В соответствии с положениями ст.1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КРФоАП, образуют самовольные действия лица, признаваемого субъектом административного правонарушения, в результате которых возникли неблагоприятные последствия в виде снятия или перемещения плодородного слоя почвы.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии в действиях Мартынова А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КРФоАП, поскольку он самовольно снял плодородный слой почвы <...> на земельном участке сельскохозяйственного назначения <...>
Что касается вмененного Мартынову А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КРФоАП, то в его действиях данный состав отсутствует.
При назначении административного наказания судья учитывает, что Мартынов А.В. ранее не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с землепользованием, и поэтому наказание ему следует назначить в виде административного штрафа в минимальном размере 1000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.3,30.7 КРФоАП, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Мартынова А.В. удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области Л. № <...> от <...> о привлечении Мартынова А.В. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КРФоАП изменить.
Считать Мартынова А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КРФоАП, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья – Т.А. Гильманова
Решение вступило в законную силу 22.09.2015 года
Судья- Т.А. Гильманова
СОГЛАСОВАНО: Судья__________________________________Т.А. Гильманова