Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2011 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи И.А. Коваленко,
при секретаре Т.Н.Хариной,
с участием истца Бараева А.Г., представителя истца Шлыкова Н.М., представителя ответчика Карповой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия о включении в число и сводный список участников подпрограммы с целью получения жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
обратился в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация ПГО), Министерству строительства Республики Карелия о включении его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, включении в сводный список граждан, участников подпрограммы, изъявивших желание получить жилищный сертификат. Требования мотивированы тем, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, утвержденным Постановлением Правительства России №153 от 21.03.2006г., истец, являясь бывшим военнослужащим, относится к категории граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья в г.Петрозаводске с целью постоянного проживания. Ввиду необходимости реализации своего права в 2006 году обратился в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением, предоставил необходимый перечень документов. Однако до настоящего времени жилищный сертификат истцу не предоставлен, отказа в выдаче сертификата также не последовало. Неоднократные обращения истца в Администрацию ПГО результата не принесли. Истец просит обязать ответчика включить его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, а также включить его в сводный список граждан, участников подпрограммы, изъявивших желание получить жилищный сертификат.
Истец в судебном заседании 12.01.2011г. уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию ПГО включить его в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006г., обязать Министерство строительства Республики Карелия включить его в сводный список граждан, участников подпрограммы, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2011 году. Истец пояснил, что обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа в 2005 году с заявлением о выдаче сертификата, в дальнейшем получал от Администрации ПГО противоречивые ответы в виде писем о его включении/ не включении в список. Подавал заявления о выделении сертификата в 2009, 2010 годах. Решения о выдаче либо отказе в выдаче сертификата Администрацией ПГО не принималось. Представитель истца поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в лице Администрации ПГО действующая на основании доверенности Карпова Ж.В., в судебном заседании иск не признала, пояснив, что истец обращался в Администрацию ПГО с 2005 году с заявлением об участии в иной программе; в 2006 году нового заявления в рамках подпрограммы, утвержденной Постановлением правительства России № 153 от 21.03.2006г. и позднее до 30.11.2010г. не подавал. В 2009, 2010г. обращался с заявлением о выделении сертификата, при этом участником подпрограммы до ноября 2010 года не являлся, так как им не было подано соответствующее заявление, не представлены документы, в связи с чем и в список очередников на 2010, 2011 годы для получения жилищного сертификата не был включен. Ответы, которые были даны должностными лицами Администрации ПГО, не основаны на материалах личного дела истца.
Представитель ответчика в лице Министерства строительства Республики Карелия (далее Министерство) Чудакова Л.Н. к участию в судебном заседании 12.01.2011г. не допущена по причине отсутствия надлежащим образом оформленной доверенности (истец срок действия), в ранее состоявшихся заседаниях иск не признала, дав пояснения аналогичные изложенным в отзыве и указав, что Министерство формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году на основании списков, представленных органами местного самоуправления. Поскольку истец не был включен в списки, представленные Администрацией ПГО, у Министерства отсутствовали основания для включения истца в сводный список.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Установлено, что истец был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации 10.08.1994г. в связи с организационными штатными мероприятиями. 23.05.2005г. обратился в Администрацию г.Петрозаводска с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы. В заявлении указал, что общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 22 года. Состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 15.02.1996г. в г.Петрозаводске. В состав семьи входит супруга ФИО. С условиями участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы ознакомлен и обязался их выполнять. К заявлению были приложены: паспорт, справка КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы, выписка из домовой книги, справка об отсутствии забронированной жилой площади. Документ о согласии сдать имеющее жилое помещение отсутствовал.
В дальнейшем указанная подпрограмма прекратила свое действие, а акты, регламентирующие порядок выдачи сертификатов, утратили силу, в связи с принятием 21 марта 2006 года Правительством Российской Федерации Постановления № 153 «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Указанным Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно подпункту «г» п. 5 Правил участниками подпрограммы могут быть граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. К указанной категории граждан относится истец.
В соответствии с п. 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
На основании пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают соответствующие документы.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.
Согласно письму Администрации г. Петрозаводска от 07.04.2006г. предлагалось в срок до 15.05.2006г. подать соответствующее заявление с приложением необходимых документов, чего им сделано не было.
Из представленных материалов не следует, что истец с момента принятия Правительством Российской Федерации Постановления № 153 от 21.03.2006г. подавал в Администрацию г.Петрозаводска заявление по установленной в приложении № 1 форме об участии в указанной подпрограмме. Иное истцом не доказано и документов, свидетельствующих об обратном, не имеется. Доводы , что им подавалось указанное заявление, документально не подтверждены, а пояснения, что не давались соответствующие разъяснения расценивает как несостоятельные. Истец вправе был самостоятельно изучить действующее законодательство, представленные и вывешенные для обозрения списки очередников, формируемые Администрацией ПГО, подать необходимые заявления.
Семейное положение в дальнейшем было изменено, его брак с ФИО прекращен 11.01.2009г., жилого помещения в собственности не имеет. Его состав семьи составил 1 человек по состоянию на 2009 год. Фактическое право на участие в подпрограмме, утвержденной Постановлением Правительства России № 153 от 21.03.2006г. (в действующей редакции), при наличии соответствующего заявления о включении в число участников подпрограммы кем-либо не оспаривается.
В соответствии с пунктом 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
12.03.2009г. подал в Администрацию ПГО заявление о выделении ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Петрозаводска.
Исходя из пункта 24 Правил не был включен в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, т.е. 2010 году, формируемые Администрацией ПГО для направления в Министерство строительства Республики Карелия, так как отсутствовало его заявление о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006г. (в действующей на тот период времени редакции).
Также 27.04.2010г. подал аналогичное заявление в Администрацию ПГО. По вышеуказанной причине гражданин также не был включен в число лиц, изъявивших получить жилищный сертификат в 2011 году.
Только 30.11.2010 года и 17.12.2010 года поданы заявления о включении в число участников подпрограммы с составом семьи 1 человек.
Учитывая, что заявления гражданами подаются до 1 июля текущего года на следующий год, списки на 2011 год были сформированы до 01.08.2010г., соответственно в число лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата в 2011 году, не был включен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до ноября 2010 года не подавал заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006г. (в действующей редакции), а соответственно он не мог и не может быть включен Администрацией ПГО в список лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат ни в 2010 г., ни в 2011 годах.
Соответственно Министерство строительства Республики Карелия не вправе включить в сводный список граждан по Республике Карелия, изъявивших получить жилищный сертификат в 2011 году.
Таким образом, суд не усматривает каких-либо нарушенных прав и оснований для их восстановления не имеется.
Принятие указанного решение не нарушает жилищных прав также ввиду нижеследующего.
состоит на учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства с 15.02.1996 г.; по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку согласно материалов личного дела – 99, по данным Администрации ПГО на дату рассмотрения дела судом-96.
В соответствии п.2 ст.15 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 22 июля 2010 года) обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится, т.е. с 01.01.2011 года. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в ныне действующей редакции.
Согласно п.2.1 ст.15 Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции от 28.12.2010г. обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, истец вправе в рамках измененного федерального законодательства обратится в настоящее время в Администрацию ПГО с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты, жилого помещения в собственность бесплатно либо по договору социального найма, как лицу, состоящему в очереди с 1996 года и имеющему право на льготное обеспечение жильем. При этом формирование указанных очередей на получение денежных выплат производится только с учетом даты постановки на учет в соответствующую очередь органа местного самоуправления, а иные критерии федеральный закон не допускает (в том числе необходимость включения в ранее действовавшую подпрограмму).
С учетом вышеизложенного, нарушение прав истца Администрацией Петрозаводского округа, Министерством строительства Республики Карелия суд не усматривает, ввиду чего в удовлетворении иска следует отказать.
Ответ Администрации ПГО от 29.07.2010г. в полном объеме, а также ответ Администрации ПГО от 23.09.2010г. № 1.1-39-173 в части того, что включен в список граждан, выразивших желание получить жилищный сертификат в 2010 году и значится в очереди под № 12 в основу положительного решения суда положены быть не могут, так как противоречат вышеуказанным нормам права и обстоятельствам, исследованным судом в рамках представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст. 12,55,56, 194 - 199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2002-2010 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 153 ░░ 21.03.2006░. (░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ 2011 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░