Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-227/2014 ~ М-234/2014 от 12.03.2014

Дело № 2-227/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2014 года город Североморск

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Грищенко В.С., с участием заявителя Макаровой С.В. и представителя ответчика Сизова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащей войсковой части <данные изъяты> Макаровой С.В. об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с отказом в предоставлении дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, -

У С Т А Н О В И Л:

Макарова обратилась в суд с заявлением, в котором просит обязать командира войсковой части предоставить ей, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней.

В судебном заседании Макарова на удовлетворении заявления настаивала и пояснила, что она является одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет - дочь – М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в связи с чем, желает предоставления ей спорного отпуска для увеличения продолжительности срока ее военной службы до количества 25 лет, который наступает в ДД.ММ.ГГГГ, с целью перерасчета и увеличения пенсионной надбавки после увольнения в запас. Также, Макарова указала на болезнь ребенка в настоящее время, которую она не может подтвердить документально, и уточнила, что в этой связи она к ответчику за предоставлением отпуска по личным обстоятельствам не обращалась.

Представитель ответчика Сизов просил в удовлетворении заявления Макаровой отказать в связи с его необоснованностью, поскольку отпуска без сохранения заработной платы военнослужащим не предоставляются.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Макаровой не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из исследованных в судебном заседании заявления и рапортов Макаровой, копий листа беседы с ней и контракта, представления на ее увольнение, справки и свидетельства о рождении, выписки из приказа командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ , справок и выписок из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , усматривается, что <данные изъяты> Макарова, имея общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 24 лет 9 месяцев и являясь одинокой матерью, воспитывающей дочь М. <данные изъяты> года рождения, проходит военную службу по контракту в войсковой части и подлежит увольнению по возрасту – в связи с достижением в ДД.ММ.ГГГГ предельного возраста пребывания на военной службе. В связи с изложенным с Макаровой произведены предусмотренные руководящими документами мероприятия, включая подсчет выслуги лет и беседу, и она представлена к увольнению, результатом чего явилось издание командующим Северным флотом приказа от ДД.ММ.ГГГГ об ее увольнении по возрасту.

ДД.ММ.ГГГГ Макарова обратилась к командованию войсковой части с рапортом, в котором просила предоставить ей отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 14 лет, но в этом ей было отказано.

Данные, установленные в суде обстоятельства, подтвердила Макарова, которая пояснила, что в рапорте командиру части она неточно указала наименование желаемого отпуска, которым фактически является требуемый ей в суде 14-ти дневный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, предусмотренный ст.263 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ)

По смыслу положений ч. 1 ст. 37 и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее положениями, изложенными в п. «м» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72 и п. «д» и «е» ч. 1 ст. 114, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, обусловленный необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, проходящих военную службу. Это право законодателя нашло свое непосредственное закрепление в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным законом, федеральными конституционными и иными федеральными законами; на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, с риском для жизни.

Из п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации, следует, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.

В соответствии с п. 13 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с п. 9 ст. 10 данного Федерального закона военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, которым разъясняется, что военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Той же статьей Положения предусмотрены другие случаи предоставления военнослужащим дополнительных отпусков, связанных с уходом за ребенком, однако, данные случаи к заявителю не относятся, так как они связаны с особыми исключительными обстоятельствами, сложившимися в семьях военнослужащих, требующих безотлагательного и непосредственного их участия в жизни детей, попечении о детях.

Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет прийти к выводу о том, что военнослужащим женского пола предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а право военнослужащих женского пола, одиноко воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы действующим военным законодательством не предусмотрено. Соответственно, не допускается совмещение таким военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска без сохранения заработной платы, что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих, выполняющих долг по защите Отечества.

Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих женского пола, одиноко воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, права на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы. В том случае, когда такой военнослужащий принимает решение лично осуществлять уход за ребенком, он, согласно п.п. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам.

При указанных выше установленных судом обстоятельствах дела и с учетом вышеприведенных норм законодательства, военный суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Макаровой о предоставления ей дополнительного отпуска без сохранения заработной платы в количестве 14 суток, а действия ответчика, отказавшего ей в этом, признает обоснованными и не нарушающими прав и законных интересов заявителя.

При этом, ссылка Макаровой в своем заявлении на положения ст. 263 ТК РФ, предусматривающие возможность предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы матери, одиноко воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку в силу требований ст. 11 данного кодекса трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Более того, указанное выше и другое специальное, военное, законодательство, определяющее статус военнослужащего, не предусматривает предоставление отпусков без сохранения заработной платы и выплату заработной платы как таковой, поскольку военнослужащий обеспечивается денежным довольствием, которое выплачивается в любом случае и не зависит от желания военнослужащего в этой связи.

При принятии данного решения суд учитывает, что исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости обязательного участия заявителя в жизни ребенка в возрасте до 14 лет, попечения о нем, в форме предоставления ей требуемого отпуска в условиях прохождения военной службы Макаровой не заявлено и доказательств в обоснование этого ей не представлено, а ее ссылка на болезнь ребенка несостоятельна и подлежит разрешению в ином порядке (например, путем разрешения вопроса о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам, который военным законодательством предусмотрен).

Помимо этого, судом учитывается, что Макарова уволена с военной службы по возрасту и в ближайшее время планируется к исключению из списков части, что свидетельствует о наличии у нее реальной возможности для беспрепятственного и без каких-либо ограничений, связанных с особенностями прохождения военной службы, осуществления ухода за ребенком и его воспитанием.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Макаровой С.В. об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с отказом в предоставлении дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу В.В. Жидков

копия верна:

Судья Североморского

гарнизонного военного суда В.В. Жидков

Секретарь судебного заседания В.С. Грищенко

2-227/2014 ~ М-234/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Макарова Светлана Владимировна
Другие
в/ч 49324
Суд
Североморский гарнизонный военный суд (Мурманская область)
Судья
Жидков В.В.
Дело на странице суда
sevgvs--mrm.sudrf.ru
12.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2014Передача материалов судье
12.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2014Подготовка дела (собеседование)
17.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2014Судебное заседание
19.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2014Дело оформлено
07.05.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее