Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2661/2012 ~ М-2293/2012 от 22.06.2012

Дело № 2-2661/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2012 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Никулиной А.Л.,

при секретаре Гавриловой И.А.,

с участием представителя истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимова В.А. к Муниципальному образованию «Город Екатеринбург» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

спорное жилое помещение представляет собой комнаты (Номер обезличен) (по плану ЕМУП "БТИ" (Номер обезличен)) площадью 17,0 кв.м и (Номер обезличен) (по плану ЕМУП "БТИ" (Номер обезличен)) площадью 15,0 кв.м в доме (Номер обезличен) по ул. (...) в г. Екатеринбурге.

Анисимов В.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска истец указал, что спорная комната была предоставлена ему на основании решения ОАО «Торгмаш» в 2009 году, в связи с трудовыми отношениями. Истец зарегистрирован, проживает в спорном жилом помещении, производит оплату коммунальных услуг.

В 1994 году Государственное предприятие завод торгового машиностроения был преобразован в АООТ «Торгмаш», в уставный капитал которого при передаче недвижимого имущества не вошли объекты социально-бытового назначения и жилые помещения, в том числе общежитие по ул. (...), д. (Номер обезличен) По мнению истца, жилые помещения в доме (Номер обезличен) по ул. (...) в г. Екатеринбурге фактически утратили статус общежития в связи с приватизацией Государственного предприятия завод Торгового машиностроения, поскольку в силу ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при приватизации имущественного комплекса государственного предприятия, жилищный фонд подлежит передаче в муниципальную собственность.

В связи с тем, что до настоящего времени здание общежития по ул. (...), д. (Номер обезличен) не передано в муниципальную собственность, истец обратился в суд с иском и просит признать за ним право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил, доверил представлять свои интересы представителю Шабановой С.В., которая в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ОАО «Торгмаш» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно ст. 5 ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. ст. 94, 99, 100, 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой комнаты (Номер обезличен) (по плану ЕМУП "БТИ" (Номер обезличен)) площадью 17,0 кв.м и (Номер обезличен) (по плану ЕМУП "БТИ" (Номер обезличен)) площадью 15,0 кв.м в доме (Номер обезличен) по ул. (...) в г. Екатеринбурге.

Из справки Центра по приему и оформлению документов для регистрации граждан по месту жительства Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 21.03.2012 (Номер обезличен) следует, что в спорном жилом помещении зарегистрирован Анисимов В.А.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу спорное жилое помещение было предоставлено в связи с его работой, для временного проживания в период работы, истец приобрел право пользования спорными комнатами.

Согласно информации ЕМУП "Бюро технической инвентаризации", жилой дом по ул. (...), д. (Номер обезличен) в г. Екатеринбурге был построен и принят в эксплуатацию как общежитие, по данным первоначального технического учета владельцем здания зарегистрирован Свердловский завод торгового машиностроения, регистрация собственника здания ЕМУП «БТИ» не производилась.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 25.11.1999 № 847 внесены изменения в план приватизации Екатеринбургского завода торгового машиностроения, в соответствии с которыми объекты жилого фонда, в том числе и здание общежития, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. (...), (Номер обезличен), признаны подлежащими передаче в муниципальную собственность г. Екатеринбурга. В соответствии с данным приказом, до передачи в муниципальную собственность г. Екатеринбурга указанный объект жилого фонда относится к федеральной собственности и находится в ведении Администрации г. Екатеринбурга.

Из ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области также следует, что жилой дом, расположенный в г. Екатеринбурге по ул. (...), (Номер обезличен), подлежит передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» в состав приватизируемых предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, не могут быть включены находящиеся на их балансе объекты жилищного фонда.

В соответствии с п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235, органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов (утверждения плана приватизации предприятия (изменений в план приватизации предприятия) оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.

Таким образом, объекты жилищного фонда, находившиеся в ведении государственных предприятий, при их приватизации подлежали передаче и безусловному принятию в муниципальную собственность. Дом № (Номер обезличен) по ул. (...) в г. Екатеринбурге на момент начала процесса разграничения государственной собственности при приватизации государственных предприятий находился в ведении государственного предприятия - Свердловского завода торгового машиностроения, поэтому в силу прямого указания закона подлежит включению в число объектов муниципальной собственности. Формально передача дома в муниципальную собственность до настоящего времени не произведена.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что вне зависимости от того, что дом по улице (...), (Номер обезличен) в г. Екатеринбурге не передан в муниципалитет и право муниципальной собственности на него не оформлено, указанный дом относится к муниципальному жилищному фонду.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления после вступления в силу названного закона, утрачивают статус общежитий в силу этого закона. Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на них распространены положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений, т.е. они уже не имеют специализированного назначения, в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в указанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документального оформления договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

В силу положений ст. ст. 1, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти жилые помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность по заключению договора передачи жилого помещения в собственность граждан возлагается на Администрацию г. Екатеринбурга.

По сведениям ЕМУП "БТИ", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в собственности у истца жилых помещений не имеется, право приватизации им не использовано.

В силу ст. 62 Жилищного Кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения может быть только изолированное жилое помещение. Спорные комнаты отвечают указанным требованиям, что подтверждается выкопировкой плана.

Из сведений, представленных ОАО «Торгмаш» следует, что истец своевременно производит оплату жилья и коммунальных услуг, задолженности не имеет.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истец был вселен в общежитие на законных основаниях, приобрел право пользования спорным жилым помещением, это право никем не оспаривается. Поскольку до настоящего времени процедура приема вышеуказанного дома в муниципальную собственность не завершена, исковые требования истца о признании права собственности на спорную комнату в порядке приватизации подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать за Анисимовым В.А. право собственности в порядке приватизации на комнату (Номер обезличен) (по плану ЕМУП "БТИ" (Номер обезличен)) площадью 17,0 кв.м и комнату (Номер обезличен) (по плану ЕМУП "БТИ" (Номер обезличен)) площадью 15,0 кв.м в доме (Номер обезличен) по ул. (...) в г. Екатеринбурге.

Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для регистрации права собственности за Анисимовым В.А. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено в совещательной комнате в печатном виде.

Судья         А.Л. Никулина.

2-2661/2012 ~ М-2293/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Анисимов Виктор Алексеевич
Ответчики
Админисрация г. Екатеринбурга
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
*Никулина Анна Леонидовна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky--svd.sudrf.ru
22.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2012Передача материалов судье
25.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2012Судебное заседание
24.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее