дело № 2-247/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Депутатский 05 декабря 2018 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Винокурова С.С., при секретаре Матренич Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пчельникова В.П. к администрации МО «Усть-Янский национальный наслег» о признании несовершеннолетних детей Пчельникова Т.В., Пчельниковой А.В. пострадавшими от чрезвычайной ситуации – наводнения, 31.05.2018 года на территории МО «Усть-Янский национальный наслег» и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости,
УСТАНОВИЛ:
Пчельников В.П. обратился в суд с указанным выше иском к администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», ссылаясь на то, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с интенсивными дождями и наводнением, произошедшим на территории Усть-Янского национального наслега 31.05.2018 года, домовладение, расположенное по адресу: (адрес) оказалось в зоне подтопления. Дети Т.В., 2007 г.р., А.В. 2010 г.р. проживают с ним по указанному адресу. Истец обратился в администрацию МО «Усть-Янский национальный наслег» с заявлением о включении их в списки лиц, на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, однако во включении их в списки было отказано в связи с тем, что на момент чрезвычайной ситуации несовершеннолетние дети не имели регистрации в домовладении, подвергнувшемуся подтоплению в результате чрезвычайной ситуации.
В судебное заседание истец, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства не явился, причины отсутствия суду не сообщил.
Представитель истца Булатова А.В о месте и времени рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, в связи с чем, суд согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Представитель администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причины отсутствия суду не сообщил, что в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дело без его участия.
В адресованном суду письменном сообщении № 273 от 15.11.2018 глава МО «Усть-Янский национальный наслег» И.В. Горохов указал, что возражений на исковые требования не имеет (л.д. 30).
Третье лицо – Министерство охраны природы РС (Я) о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, причины отсутствия представителя суду не сообщило, что не является препятствием к рассмотрению дела в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.
На основании п. 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-3 №511-III «О защите населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1.4 Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года № 297, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. (ч. 2 ст. 18).
Согласно п.п. «г», «д» п. 2 постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», а также п.п. «г», «д» п. 1.4 Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РС (Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РС (Я) от 30.08.2017 № 297, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности оказание гражданам единовременной материальной помощи и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В соответствии с п. 2 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется в случае постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с «Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденным приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-624, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации предусмотрена выплата единовременной материальной помощи и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Согласно п. 6 указанного Положения бюджетные ассигнования из резервного фонда для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляются гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера.
Списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания указанных выплат, составляются органами местного самоуправления, на территории которых введен режим чрезвычайной ситуации на основании заявлений граждан, составленных по утвержденной форме и поданных в срок до истечения одного месяца после введения режима чрезвычайной ситуации (п. 6.1, 6.3 Положенная).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что для включения в списки граждан на получение единовременной материальной помощи, необходимо обращение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации в орган местного самоуправления с заявлением установленной формы не позднее месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации, постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Перечень имущества первой необходимости указан в п. 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, а также в методических рекомендациях МЧС России от 03 октября 2014 года №2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, согласно которым "имущество первой необходимости" – это минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с п. 6.8. «Положения о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как установлено в судебном заседании, 31.05.2018 г. распоряжением главы Муниципального образования «Усть-Янский национальный наслег» № 50-ОД в связи с повышением уровня воды р. Яна выше критической отметки до 1023 см. и подтоплением жилых домов с. Усть-Янск, с 31 мая 2018 года на территории МО «Усть-Янский национальный наслег» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
В результате чрезвычайной ситуации жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), оказался в зоне подтопления.
05.06.2018 Пчельников А.В. как лицо, пострадавшее от чрезвычайной ситуации, обратился с заявлением установленной формы к главе МО «Усть-Янский национальный наслег» о включении его и членов его семьи: сына Пчельникова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери Пчельниковой А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (л.д. 6).
Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ул. (адрес) и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате весеннего половодья с. Усть-Янск Усть-Янского улуса РС (Я) от 05.06.2018 г., уровень затопления дома от пола составляет 25 см. высота сваи дома – 165 см., уровень подтопления – 220 см. Утеплитель пола (шлак) размыт, балки полов пропитаны водой. Внутри дома – доски пола, линолеум, пропитаны водой, грязью. Имущество: диван, холодильник, морозильный ларь, гардероб, одежда утрачено. Имущество первой необходимости утрачено частично.
Вышеназванное имущество в соответствии с п. 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий относится к имуществу перовой необходимости.
Данный акт составлен членами комиссии, подписан истцом Пчельниковым В.П., утвержден главой поселка и сторонами не оспаривается.
По результату рассмотрения поданного заявления от 05.06.2018 членам семьи Пчельникова В.П. администрацией МО «Усть-Янский национальный наслег» было отказано во включении в списки пострадавших на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по причине отсутствия у детей постоянной регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: (адрес) оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации.
В силу положений ст.20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации», местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из материалов дела следует, что родителями несовершеннолетних Пчельникова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Пчельниковой А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются Пчельников В.П. и Пчельникова Ф.П. (свидетельство о рождении №, л.д.11, № л.д. 12).
Пчельникова Ф.П. умерла 02.07.2013 (л.д.37).
Пчельников В.П., согласно копии паспорта зарегистрирован в (адрес) (л.д. 5).
При этом, истец фактически проживает по адресу: (адрес) в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждается списком домов и объектов села Усть-Янск, Усть-Янского улуса (района) РС (Я), утвержденным решением Совета депутатов МО «Усть-Янский национальный наслег» № 19/5 от 12.01.2010, согласно которому владельцем жилого дома по (адрес), является Пчельников В.П. (л.д. 13, 14), справкой администрации МО «Усть-Янский национальный наслег» (л.д. 8).
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты называемых "социально не защищенных" категорий граждан, перечисленных в ч.2 ст.17 Конституции РФ, в том числе, в области материнства и детства.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в редакции закона от 28.12.2013 г.).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом (адрес) попал в зону затопления, и признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 31.05.2018 года на территории муниципального образования «Усть-Янский национальный наслег» и подлежащим частичному восстановлению (заявление о включение Пчельникова В.П. и членов его семьи в списки граждан на оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи утратой имущества первой необходимости л.д. 6, акт комиссионного обследования жилого помещения л.д.7).
Факт проживания несовершеннолетних Пчельникова Т.В., Пчельниковой А.В. с отцом по адресу: (адрес), подтверждается справками заместителя администрации МО «Усть-Янский национальный наслег» (л.д. 32, 33), справкой о составе семьи Пчельникова В.П. (л.д. 9), справками и.о. директора МБОУ «Усть-Янская СОШ им. С.В. Горохова» № 551, 552 от 07.11.2018 о том, что Пчельников Т.В. и Пчельникова А.В. действительно обучаются в с. Усть-Янск с 01.09.2013 и 01.09.2017 (л.д.38).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации, несовершеннолетние Пчельников Т.В. и Пчельникова А.В. проживали с отцом в доме по адресу: (адрес), расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате подтопления в связи с критическим повышением уровня воды реки Яна, из-за чего пострадал жилой дом семьи Пчельниковых, частично утрачено имущество первой необходимости. С заявлением о включении в список лиц на оказание материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости глава семьи Пчельников В.П. обратился своевременно, то есть до истечения месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации, в связи с чем, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать несовершеннолетнего Пчельникова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца .......... несовершеннолетнюю Пчельникову А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку .......... пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации 31.05.2018 года на территории муниципального образования «Усть-Янский национальный наслег», связанной с затоплением паводковыми водами с. Усть-Янск.
Обязать администрацию МО «Усть-Янский национальный наслег» включить несовершеннолетних Пчельникова Т.В. и Пчельникову А.В. в список лиц на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации 31.05.2018 года на территории муниципального образования «Усть-Янский национальный наслег», связанной с затоплением паводковыми водами с. Усть-Янск.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи жалобы через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий С.С.Винокуров