Дело №
Поступило в суд: 30.07.2020 г.
УИД 54RS0013-01-2020-002667-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2020 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Уваровой Ю.В., с участием представителя истца Асташевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Бердска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о снятии земельного участка с кадастрового учета,
Установил:
Администрация города Бердска обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для размещения домов индивидуальной застройки», с местоположением: <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет 20.04.2017 года. Его площадь составляет 600 кв.м., что соответствует минимальной площади земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установленной Правилами землепользования и застройки города Бердска, утвержденными решением Совета депутатов г. Бердска от 08.11.2007 года № 322. Государственная собственность на участок не разграничена, правом распоряжения участком обладает администрация города Бердска. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
09.07.2020 года в администрацию г. Бердска обратилась К.Н. с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета.
Из заключения кадастрового инженера, приложенного к заявлению, усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен гараж. Данный объект выходит за границы земельного участка с кадастровым номером № и пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №. Согласно техническому паспорту гаража строение возведено в 2001 году.
Схема расположения земельного участка с кадастровым номером № утверждена постановлением администрации города Бердска от 17.12.2010 года № 4380. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2011 году, без учета расположения на нем гаража. Границы земельного участка с кадастровым номером № определены в 2017 году по границам смежного земельного участка с кадастровым номером № Таким образом, расположение на земельном участке с кадастровым номером № части объекта недвижимости - гаража, построенного в 2001 году, до проведения межевания земельного участка с кадастровым номером №, полагают, что в данном случае необходимо исправление реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки путем перераспределения участков с кадастровыми номерами № не представляется возможным ввиду того, что это приведет к уменьшению площади земельного участка №, и вновь сформированный участок будет меньше предельного минимального размера земельного участка.
В настоящее время нарушено право администрации города Бердска на распоряжение земельным участком с кадастровым номером №, так как отсутствует возможность для его перераспределения и реализации на торгах при наличии частично расположенного на нем гаража.
Снятие участка с кадастровым номером № с кадастрового учета даст возможность провести процедуру перераспределения участка с кадастровым номером № с землями муниципальной собственности с заключением соглашения о перераспределении и выкупом части участка собственником участка К.Н. по рыночной оценке. Принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу и в конкретных границах до 01.01.2017 года определялась сведениями, внесенными в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с 01.01.2017 года - сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Условия аннулирования и исключения сведений из государственного кадастра недвижимости, снятия объекта недвижимого имущества с кадастрового учета предусмотрены ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), который, как и действовавший до 01.01.2017 года ФЗ о государственном кадастре недвижимости, указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
Так как земельный участок с кадастровым номером № не является преобразуемым, имеет статус «актуальный» и не подлежит снятию с учета в соответствии с положениями Закона № 218-ФЗ, в случае обращения в Управление Росреестра администрации города Бердска будет отказано. Таким образом, снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только в судебном порядке.
Представитель истца администрации города Бердска Асташева Ю.А., действующая на основании доверенности (л.д. 43), в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и приведенным выше.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 35). Согласно представленному отзыву на иск не возражают против удовлетворения исковых требований. С 01.03.2008 года по 31.12.2016 года отношения, возникавшие в области государственного кадастрового учета, были урегулированы нормами ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а сведения об объектах учета консолидировались в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).
Согласно п. 2 ст. 22 Закона о кадастре документом основанием для постановки земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет являлся межевой план, подготовленный в соответствии со статьями 38-40 Закона о кадастре и на основании требований к его подготовке, установленных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412. Представленные документы проверялись органом кадастрового учета на предмет отсутствия оснований к приостановлению либо отказу в осуществлении государственного кадастрового учета, исчерпывающий перечень которых был установлен статьями 26, 27 Закона о кадастре. 24.01.2011 года на основании заявления от 21.12.2010 года и представленного межевого плана от 20.12.2010 года был поставлен на кадастровый учет земельный участок уточненной площадью 723 кв.м, располагающийся по адресу: <адрес>, находящийся на землях категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для размещения объектов хозяйственного назначения», которому был присвоен кадастровый №.
С 01.01.2017 года государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав на объекты недвижимости осуществляются в соответствии с нормами ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения об объектах недвижимости и зарегистрированных на них правах консолидируются в ЕГРН, куда конвертированы сведения из ГКН и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности К.Н.. 20.04.2017 года по результатам рассмотрения заявления истца от 19.04.2017 года и на основании представленного межевого плана от 20.03.2017 года на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок уточненной площадью 600 кв.м, располагающийся по адресу: <адрес>, находящийся на землях категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для размещения домов индивидуальной застройки», которому был присвоен кадастровый №. Таким образом, исходя из доводов истца и заинтересованного лица, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № было установлено в 2010 году с ошибками, в результате чего в границы земельного участка частично не вошло здание гаража, 2001 года постройки, принадлежащее К.Н.
Вместе с тем, не располагая сведениями, в 2017 году по ранее установленным границам земельного участка с кадастровым номером № был сформирован и поставлен на кадастровый учет смежный земельный участок с кадастровым номером №. Таким образом, с целью исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № необходимо снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № Однако, нормы Закона о регистрации не предусматривают процедуру снятия земельного участка со статусом сведений «учтенный» без его преобразования, что подтверждается п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации (л.д. 38-40).
Третье лицо К.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила (л.д. 37).
Суд с учетом мнения представителя истца определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
С 01.03.2008 года по 31.12.2016 года отношения, возникавшие в области государственного кадастрового учета, были урегулированы нормами ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а сведения об объектах учета консолидировались в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).
Частью 2 ст. 20 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривалось, что с заявлением о постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет могло обратиться любое лицо.
Согласно ч. 4 ст. 21 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ истребование не предусмотренных законом документов не допускалось.
С 01.01.2017 года государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав на объекты недвижимости осуществляются в соответствии с нормами ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения об объектах недвижимости и зарегистрированных на них правах консолидируются в ЕГРН, куда конвертированы сведения из ГКН и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области наделено исключительными правами на осуществление государственного кадастрового учета и регистрацию прав.
Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ сведения о местоположении границ земельных участков, определенных с учетом установленных в соответствии с названным Законом требований, входят в состав уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 14 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ предусмотрено, что постановка земельного участка на кадастровый учет осуществляется на основании соответствующего заявления и представленного межевого плана, выполненного в соответствии с требованиями ст. 22 Закона о регистрации, приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», а также с соблюдением норм ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Бердска от 17.12.2010 года № 4380 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 4, 5).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2011 году, собственником является К.Н. (л.д. 6-8).
Как следует из отзыва представителя ответчика на иск, представленные для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № документы проверялись органом кадастрового учета на предмет отсутствия оснований к приостановлению либо отказу в осуществлении государственного кадастрового учета, исчерпывающий перечень которых был установлен статьями 26, 27 Закона о кадастре.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет 20.04.2017 года. Его площадь составляет 600 кв.м., что соответствует минимальной площади земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установленной Правилами землепользования и застройки города Бердска, утвержденными решением Совета депутатов г. Бердска от 08.11.2007 года № 322. Государственная собственность на участок не разграничена, правом распоряжения участком обладает администрация города Бердска. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные» (л.д. 9-10).
Представитель ответчика в отзыве на иск указал, что земельный участок с кадастровым номером 54:32:010766:772 был поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления истца и межевого плана от 20.03.2017 года.
09.07.2020 года в администрацию г. Бердска обратилась К.Н. с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета. В обоснование заявления указала, что на ее земельном участке с кадастровым номером № располагается объект капитального строительства - гараж, который, как выяснилось при проведении кадастровых работ, выходит за границы указанного земельного участка и пересекает границы земельного участка с кадастровым номером № и земли государственной или муниципальной собственности. При формировании в 2011 году земельного участка не было учтено расположение гаража (л.д. 26-27).
В подтверждение указанных обстоятельств К.Н. представлено заключение кадастрового инженера ООО «ЦПИиТР» от 26.06.2020 года, согласно которому при проведении кадастровых работ по определению координат характерных точек объекта капитального строительства (гараж), сведения о которых позволяют однозначно определить их положение на местности, было выявлено, что данный объект выходит за границы земельного участка с кадастровым номером № и пересекает границы земельного участка с кадастровым номером № и земли государственной или муниципальной собственности. Согласно сведениям технического паспорта данный объект был построен в 2001 году. Земельный участок формировался в 2011 году, при определении координат не было учтено расположение гаража. Границы земельного участка с кадастровым номером № определены в 2017 году по границам смежного земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с «Обзором вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер» один объект капитального строительства (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил. Данные земельные участки принадлежат разным собственникам, в связи с чем невозможно провести кадастровые работы по установлению границ объекта капитального строительства (гараж). Для осуществления проведения данных работ необходимо привести в соответствие границы земельного участка с кадастровым номером № путем исправления реестровой ошибки. Для реализации работ по исправлению границ земельного участка необходимо получить согласование с собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № либо снять с кадастрового учета данный земельный участок (л.д. 11-14, 15-25).
Условия аннулирования и исключения сведений из государственного кадастра недвижимости, снятия объекта недвижимого имущества с кадастрового учета предусмотрены ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, который как и действовавший до 01.01.2017 года ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (п. 33 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ).
Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером № не является преобразуемым, имеет статус «актуальный», он не подлежит снятию с учета в соответствии с положениями ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ.
Как указано истцом в исковом заявлении, исправление реестровой ошибки путем перераспределения участков с кадастровыми номерами № не представляется возможным ввиду того, что это приведет к уменьшению площади земельного участка №, и вновь сформированный участок будет меньше предельного минимального размера земельного участка. Снятие участка с кадастровым номером № с кадастрового учета даст возможность провести процедуру перераспределения участка с кадастровым номером № с землями муниципальной собственности с заключением соглашения о перераспределении и выкупом части участка собственником участка К.Н. по рыночной оценке.
С учетом установленных обстоятельств и представленных истцом доказательств, учитывая позицию ответчика по иску, суд приходит к выводу, что исковое требование истца о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, основано на законе, а потому подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
Исковые требования администрации города Бердска удовлетворить.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для размещения домов индивидуальной застройки», с местоположением: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья О.В. Лихницкая
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2020 года.