Дело № 2-1554/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего – судьи Зоткиной Т.П.,
при секретаре – Кураковой Н.Е.,
с участием истца – Черкашиной Е.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области – Лапшиной М.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ со всеми правами стороны в процессе,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
19 мая 2016 года
гражданское дело по иску
Черкашиной Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе включения в специальный стаж работы периодов учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии
установил:
Истец Черкашина Е.В. обратилась к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе включения в специальный стаж работы периодов учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по подп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом ответчик не включил в специальный стаж работы периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ что в совокупности составило <данные изъяты> В связи с чем, специальный стаж работы на день обращения за назначением пенсии составил <данные изъяты>
Считает решение ответчика незаконным, поскольку оно противоречит действующему пенсионному законодательству, сложившейся судебной практике, а также ст.ст. 173, 187 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми при предоставлении работнику, совмещающему работу с получением высшего образования, и при направлении работника на курсы повышения квалификации за ним сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.
В периоды предоставления ей учебных отпусков в ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты> и училась на заочном отделении в <данные изъяты>. Учебные отпуска предоставлялись ей на основании приказов, которые в настоящее время не сохранились; во время учебных отпусков за ней сохранялся средний заработок.
На курсы повышения квалификации в ДД.ММ.ГГГГ, когда работала в должности <данные изъяты>, она также направлялась на основании приказов работодателей. Во время курсов повышения квалификации ей выплачивалась заработная плата, с которой работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд РФ.
На основании чего, просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в городе Киселевске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № и решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периодов учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации незаконными; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области зачесть в специальный стаж периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ а всего <данные изъяты>, и назначить досрочную пенсию со дня обращения за ней – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-5).
В судебном заседании истец Черкашина Е.В. доводы искового заявления поддержала, дополнений к ним не имела, просила заявленные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области Лапшина М.В. заявленные исковые требования, не признала, представив суду письменный отзыв на исковое заявление (л.д.47-49). Из представленного отзыва следует, что оспариваемые истцом периоды не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, предусмотрено, что в такой стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков. Время обучения с отрывом от производства, простои предприятия, курсы повышения квалификации и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются. На основании чего, просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований Черкашиной Е.В. отказать.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
С 1 января 2015 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»от 15.12.2001 года № 167-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ(в ред. от 29.12.2015 года) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом, согласно подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ(в ред. от 29.12.2015 года), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности)и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 года)).
Как было установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ, Черкашина Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ(л.д.50-52).
Протоколом заседания комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в городе Киселевске Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было рекомендовано вынести решение об отсутствии правовых оснований для установления досрочной страховой пенсии Черкашиной Е.В. по указанному основанию по причине отсутствия требуемого специального стажа в количестве ДД.ММ.ГГГГ лет (л.д.7-8).
На основании указанного протокола руководителем Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в городе Киселевске Кемеровской области было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Черкашиной Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа (л.д.10).
При этом, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ответчиком не были включены периоды, когда Черкашина Е.В. находилась в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
Вместе с тем, суд не может согласиться с указанными доводами ответчика и его представителя по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 173 Трудового кодекса РФ в редакции, действовавшей во время оспариваемых периодов работы, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной(вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации; подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов.
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (в предыдущей редакции – для повышения квалификации) с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (в предыдущей редакции – для повышения квалификации) с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 Трудового кодекса РФ).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 (в ред. от 25.03.2013 года), установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из трудовой книжки и справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной <адрес>, Черкашина Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, деятельность которого связана с образовательным процессом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты>, деятельность которого связана с образовательным процессом. С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени Черкашина Е.В. работает в <данные изъяты> (л.д.9-14, 23-24).
В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Черкашина Е.В. обучалась в <данные изъяты> (л.д.15-16), с ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлялся учебный отпуск с сохранением средней заработной платы (л.д.23-24).
Несмотря на то, что в документах архивного фонда <адрес> приказы о предоставлении Черкашиной Е.В. дополнительных учебных отпусков за ДД.ММ.ГГГГ год не сохранились (л.д.17-18), данный факт подтверждается квитанциями о начисленной заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-39), из которых усматривается, что в указанное время Черкашина Е.В. действительно находилась в учебных отпусках с сохранением за ней среднего заработка по месту работы.
Факт нахождения Черкасовой Е.В. в учебном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, а также квитанциями о начисленной заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 21, 40).
Кроме того, как следует из письменных материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Черкашина Е.В. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации.
Во время прохождения Черкашиной Е.В. курсов повышения квалификации за ней сохранялось место работы и среднемесячная заработная плата, о чем свидетельствуют трудовая книжка, приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ от ДД.ММ.ГГГГ № и квитанции о начисленной заработной плате (л.д. 20, 22, 45-46).
Таким образом, время нахождения Черкасовой Е.В. в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации фактически является дополнительно оплачиваемым отпуском и подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Соответственно, специальный стаж Черкашиной Е.В. на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии – ДД.ММ.ГГГГ с учетом оспариваемых периодов составит ДД.ММ.ГГГГ, из расчета : <данные изъяты>,что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суд находит решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № и решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периодов учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации незаконными, а исковые требования Черкашиной Е.В. подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черкашиной Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе включения в специальный стаж работы периодов учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в городе Киселевске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № и решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периодов учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации незаконными.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в городе Киселевске Кемеровской области зачесть в специальный стаж Черкашиной Е.В. периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за ней – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 24 мая 2016 года.
Председательствующий - Т.П. Зоткина