Дело № 2а-112/2020
75RS0016-01-2020-000113-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Могоча 01 июня 2020г.
Могочинский районный суд в составе председательствующего судьи Жгенти Л.А.,
при секретаре Кучеровой В.С.,
с участием представителя административного истца – заместителя Могочинского межрайонного прокурора Дукарта В.П.,
представителя административного ответчика – главы городского поселения «Ключевское» Казанова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Ключевское» о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Читинской межрайонной прокуратурой в ходе надзорной деятельности установлено, что на территории городского поселения «Ключевское» имеется централизованная и децентрализованная система водоснабжения и водоотведения. В настоящее время на территории поселения действует система централизованной канализации для сбора и отвода сточных вод. Потребители индивидуальных жилых помещений имеют индивидуальные выгребы, очистные сооружения в поселке отсутствуют. Существующая система водоотведения включает в себя канализационную сеть. Сброс сточных вод из системы водоотведения осуществляется на рельеф местности за пределами поселка на горные отвалы, что противоречит водному, земельному законодательству, законодательству о водоснабжении и водоотведении, и приводит к загрязнению и деградации почвы, а также представляет угрозу эпидемиологическому благополучию населения. Кроме того, согласно схеме водоотведения городского поселения «Ключевское», утвержденной постановлением администрации городского поселения «Ключевское» от 31.05.2014 г. № 52, централизованной системой водоотведения охвачена центральная часть п. Ключевский, технологическая зона водоотведения имеет один бассейн канализования, который принимает стоки от трех 54-квартирных жилых домов, детского сада, школы. Сточные воды самотечно поступают со всех участком водоотведения в коллектор, откуда транспортируются в реку. Поступление недостаточно очищенных и бактериально активных сточных вод приводит к сильному загрязнению водных бассейнов р. Ключи, р. Средние Ключи, р. Алексеевка и способствует возможности возникновения эпидемиологических вспышек различных кишечных заболеваний. Прокуратурой вынесено представление об устранении выявленных нарушений, однако никаких действенных мер для реализации мероприятий по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс неочищенных сточных вод администрацией городского поселения «Ключевское» не принято.
В заявленных исковых требованиях административный истец просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Ключевское» по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод на территории поселения, обязать администрацию городского поселения «Ключевское» в срок до 31.12.2021 г. устранить допущенные нарушения, а именно: организовать на территории городского поселения «Ключевское» надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных до нормативного состояния сточных вод.
В судебном заседании заместитель Могочинского межрайонного прокурора Дукарт В.П., действующий на основании поручения Читинского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Административный ответчик – глава городского поселения «Ключевское» Казанов С.В. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что утвержденная в 2014 г. схема водоотведения городского поселения «Ключевское» не соответствует действительности, поскольку детский сад, школа находятся в ведении муниципального района, имеют собственные автономные системы канализования, т.н. септики. В связи с чем схема подлежит изменению, на что необходимо дополнительное финансирование и временные затраты. Указал, что препятствием к своевременному устранению нарушения послужили дефицит бюджета поселения, пожароопасный период, эпидемиологическая обстановка. В удовлетворении требования просил отказать, поскольку администрация не бездействует, принимает все меры для устранения нарушений.
Заинтересованное лицо администрация муниципального района «Могочинский район» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено, в письменном заявлении выразило согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к мнению о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьёй 41 Конституции РФ предусмотрено право граждан на охрану здоровья.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
В силу требований ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Статьёй 210 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ к сточным водам относятся дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект.
Исходя из указанных норм, сброс сточных вод может осуществляться только в водный объект после надлежащей очистки.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Читинским межрайонным природоохранным прокурором 29.11.2019 г. в адрес администрации городского поселения «Ключевское» было вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 15-18), согласно которому органу местного самоуправления надлежало принять меры по устранению нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.
На указанное представление администрацией городского поселения «Ключевское» 15.01.2019 г. был дан ответ, согласно которому с требованиями прокурора, изложенными в представлении, согласны, в настоящее время проводится работа по устранению выявленных нарушений. В связи с дефицитом бюджета, администрация намерена обратиться в Правительство Забайкальского края для выделения дополнительных денежных средств (субсидии) для приобретения очистного оборудования.
Согласно схеме водооотведения городского поселения «Ключевское», утвержденной постановлением администрации городского поселения «Ключевское» от 31.05.2014 г. № 52Э, централизованной системой водоотведения охвачена центральная часть п. Ключевский. Технологическая зона водоотведения имеет один бассейн канализования. Потребители индивидуальных жилых домов имеют индивидуальные выгребы. Обслуживанием выгребных ям занимается МУП ЖКХ «Ключевский». Очистные сооружения в п. Ключевский отсутствуют.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; установление нормативов состава сточных вод.
Несмотря на указанные ссылки административного ответчика, из представленных доказательств следует, что в городском поселении «Ключевское» в настоящее время отсутствует надлежащая очистка сточных вод до нормативного состояния, сброс которых производится в водный объект городского поселения либо на рельеф местности, что не оспаривается администрацией городского поселния «Ключевское».
Допущенные нарушения приводят к загрязнению почвы и водных источников, что в свою очередь создаёт опасность возникновения эпидемиологической обстановки, то есть представляет угрозу причинения вреда как окружающей среде, так жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц, тем самым нарушая права конституционные права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы административного истца о наличии допущенных администрацией городского поселения «Ключевское» природоохранного законодательства, до настоящего времени административным ответчиком данные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах суд, учитывая требования охраны прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, с учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика об отсутствии бездействия и принимаемых мерах своего подтверждения в судебном заседании не нашли, каких-либо доказательств не представлено.
Ссылки на сложную эпидемиологическую ситуацию несостоятельны, поскольку нарушение носит длящийся характер, возникло до установления мер, предотвращающих распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), действий, направленных на устранение сложившейся ситуации, не предпринималось ни до проверки природоохранного прокурора, ни после,
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Читинским межрайонным природоохранным прокурором заявлено требование о совершении действий в целях устранения нарушений в срок до 31.12.2021 г.
С учетом сложности и характера обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий необходимых для его исполнения, пояснений административного ответчика относительно сроков устранения недостатков, указанных прокурором, суд устанавливает срок устранения нарушений до 31.12.2021 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Ключевское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод на территории поселения.
Обязать городского поселения «Ключевское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края в срок до 31.12.2021 г. устранить допущенные нарушения, а именно: организовать на территории городского поселения «Ключевское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных до нормативного состояния сточных вод.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Могочинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.А. Жгенти
В окончательной форме решение изготовлено 18.06.2020 г.