Решение от 29.08.2017 по делу № 33а-5671/2017 от 16.11.2017

33а-5671/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Москва                                                        20 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:

председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,

судей Коневой С.И., Ставича В.В.,

при секретаре Сытине В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И., административное дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Москве на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Ахундзаде В.Р. оглы к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным ограничения на въезд в Российскую Федерацию,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

гражданин Республики Азербайджан Ахундзаде В.Р. оглы обратился в суд административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение УФМС России по г. Москве от 06.01.2016 о неразрешении ему въезда на территорию РФ.

В обоснование доводов указал, что оспариваемое решение нарушает его право на уважение семейной жизни, поскольку в Российской Федерации у него проживает супруга, являющаяся гражданской РФ, которая беременна.

При этом, в снятии ограничения на въезд в Российскую Федерацию ему было отказано.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 августа 2017 года исковые требования удовлетворены.

Судом постановлено разрешить гражданину Республики Азербайджан Ахундзаде В.Р. оглы въезд на территорию РФ.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по г. Москве просит решение суда отменить, поскольку считает выводы суда первой инстанции незаконными и необоснованными.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административному истцу въезд в Российскую Федерацию при наличии действующего решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, постановив решение, не относящееся к его компетенции.

Принятие решений о разрешении иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию не относится к полномочиям суда.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о нарушении прав административного истца и о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований являются обоснованными.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда на основании следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Ахундзаде В.Р. оглы является гражданином Республики Азербайджан.

00.00.0000 года между ним и Я.Ж.Ф кызы, являющейся гражданкой РФ, заключен брак.

В указанном браке 00.00.0000 года рождена дочь.

Основанием для принятия миграционным органом решения о неразрешении Ахундзаде В.Р. оглы въезда в РФ послужило нахождение его на территории Российской Федерации более 90 суток в течение периода 180 суток, а именно: с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года и 00.00.0000 года по 00.00.0000 года.

Делая вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований, суд первой, применив положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод инстанции исходил из нарушения оспариваемым решением права административного истца на уважение семейной жизни.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

Действительно, положениями подпункта 12 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлены нормы правового регулирования, определяющие последствия несоблюдения иностранным гражданином российских законов как одного из основных критериев для определения возможности и желательности его пребывания на территории Российской Федерации.

Однако необходимо учитывать, что в силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами общей юрисдикции конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

Однако при принятии оспариваемого решения должностным лицом государственного органа не учтены положения норм международного права.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

При регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

Таким образом, в каждом конкретном случае надлежит не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными. В противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан.

В определении от 2 марта 2006 года № 55-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что при оценке нарушения тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 февраля 2016 года № 5-П, суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.

В пунктах 68 - 70 постановления Европейского Суда по правам человека от 27 сентября 2011 года "Дело "Алим (Alim) против Российской Федерации" (жалоба № 39417/07) Европейский Суд указал на то, что статья 8 Конвенции защищает право на установление и развитие отношений с иными людьми и окружающим миром и иногда может затрагивать вопросы социальной идентичности лица. Совокупность социальных связей между оседлыми мигрантами и обществом, в котором они проживают, частично составляет понятие "личной жизни" в значении статьи 8 Конвенции.

Что касается понятия "семейной жизни", Европейский Суд отмечает, что согласно его прецедентной практике понятие семьи в значении статьи 8 Конвенции включает в себя не только зарегистрированные супружеские отношения, но и другие "семейные" связи, которые предусматривают, что их участники живут совместно вне законного брака.

Наличие или отсутствие "семейной жизни" - по существу вопрос факта, зависящий от реального существования на практике близких личных связей, например, проявляемый интерес и признание отцом ребенка до и после рождения.

Из указанного следует, что контролирующие органы и суды при решении вопроса о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманных соображений.

При принятии оспариваемого решения УФМС России по г. Москве, приведенные выше обстоятельства учтены не были, что привело к вынесению решения, которое нарушает право административного истца на уважение семейной жизни.

Учитывая, что у Ахундзаде В.Р. оглы в Российской Федерации сложились устойчивые семейные отношения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение свидетельствует о чрезмерном ограничении права на уважение частной жизни и несоразмерно тяжести совершенного им нарушения миграционного законодательства. При этом, характер нарушений не свидетельствует о проявлении крайнего неуважения к национальному законодательству Российской Федерации.

Оспариваемое решение является существенным вмешательством в личную и семейную жизнь Ахундзаде В.Р. оглы, поскольку у него в Российской Федерации сложились устойчивые семейные отношения. В силу указанных обстоятельств, примененная к Ахундзаде В.Р. оглы мера, не является соразмерной характеру совершенных нарушений.

Принимая во внимание приведенные положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и учитывая установленные по делу обстоятельства, наличие у Ахундзаде В.Р. оглы устойчивых семейных отношений с гражданкой Российской Федерации, судебная приходит к выводу о том, что оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменении решения суда с изложением его резолютивной части в новой редакции и признании незаконным решения УФМС России по г. Москве от 06.01.2016 года о неразрешении Ахундзаде В.Р. оглы въезда на территорию РФ.

Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:

«░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

        ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

 

 

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

 

 

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-5671/2017

Категория:
Административные
Статус:
Изменить судебное постановление, 20.12.2017
Истцы
Ахундзаде В.Р.О.
Ответчики
ГУ МВД России по г.Москве
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
29.08.2017
Решение
20.12.2017
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее