РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 г. г. Майкоп
Майкопский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – Соломатина В.Ю., при секретаре судебного заседания Шеуджен С.Б., с участием представителя прокурора – военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона капитана юстиции Мацишина И.Н., ответчика Брантова А.А., рассмотрев гражданское дело № 2-9/2021 по иску прокурора - заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГБУ «1472 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ к бывшему военнослужащему войсковой части № <данные изъяты> Брантову А.А. о взыскании материального ущерба,
установил:
В Майкопский гарнизонный военный суд поступило исковое заявление прокурора - заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГБУ «1472 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ к бывшему военнослужащему Брантову о взыскании материального ущерба в сумме 65162 рубля 32 копейки в виде затрат средств федерального бюджета на лечение в медицинской организации военнослужащего ФИО1, пострадавшего в результате его умышленных действий. Как указано в иске, 14 октября 2020 г. Брантов применил насилие к ФИО1, причинив телесные повреждения, в связи с которыми тот в период с 14 по 28 октября 2020 г. находился на излечении в ФГБУ «1472 ВМКГ» Министерства обороны РФ, при этом стоимость лечения составила 65162 рубля 32 копейки.
Истец - начальник ФГБУ «1472 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ Мурынин, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, при этом препятствий для рассмотрения дела в его отсутствие, указанных в ст. 167 ГПК РФ, не имеется.
Представитель прокурора - военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона Мацишин поддержал заявленный гражданский иск и настаивал на его полном удовлетворении, сославшись на наличие для этого законных оснований.
Ответчик Брантов признал заявленный гражданский иск частично, согласился с тем, что в результате его действий истцу был причинен материальный ущерб, однако считает его размер завышенным. При этом в письменных возражениях Брантов сослался на то, что указанная в справке-расчете стоимость койко-дня составляет 3100 рублей, в то время как стоимость койко-дня в 1-ой городской больнице им. Пирогова г. Севастополя составляет 1497 рублей, а в ФГБ ВОУ ВО им С.М. Кирова 1600 рублей. При этом в стоимость койко-дня лечения в стационаре входят процедуры сестринского ухода, регистрация электрокардиограммы, внутримышечное и внутривенное введение лекарственных средств, однако в справке-расчете услуги: консультация врача, внутримышечные и внутривенные инъекции, ЭКГ, стирка белья, питание, дезсредства указаны как отдельно оплачиваемые услуги, а стоимость повторной консультации врача должна быть меньше первичной. Также из справки-расчета следует, что стоимость КТ поясничного отдела позвоночника составляет 2800 рублей, в то время как в 1-ой городской больнице им. Пирогова г. Севастополя она составляет 1602 рубля. Согласно справке-расчету, потерпевшему оказывалась разовая услуга «тестирование медицинского психолога», однако она никакого отношения к причиненному вреду здоровью не имеет. Кроме того, истцом не представлены нормативно-правовые акты в обоснование расчета услуг, порядка формирования ценообразования, кодов предоставленных услуг, согласования цен с вышестоящим руководством. Также не установлено, в каком размере страховая компания в рамках ОМС понесла затраты за предоставленные услуги.
Рассмотрев заявленный гражданский иск, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 и ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», военнослужащие несут материальную ответственность за причиненный по их вине ущерб в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий.
Приговором Севастопольского гарнизонного военного суда от 24 ноября 2020 г., Брантов признан виновным в том, что в 20-м часу 14 октября 2020 г. на территории войсковой части №, желая показать свое мнимое превосходство над ФИО1, в нарушение ст. 16, 19, 67, 160 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, ст. 1-3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, сдавил локтевым сгибом шею ФИО1, после чего бросил того на пол. Затем Брантов упал на ФИО1 сверху и сдавил его шею локтевым сгибом. После того, как ФИО1 встал с пола, Брантов нанес ему множество ударов кулаками в область поясницы и удар ногой в область левого плеча, причинив <данные изъяты>, то есть вред здоровью средней тяжести.
Приговор вступил в законную силу 5 декабря 2020 г.
Из медицинской карты стационарного больного № 11836 видно, что ФИО1 находился на стационарном лечении в травматологическом отделении ФГБУ «1472 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ с 14 по 28 октября 2020 г. с диагнозом: <данные изъяты>.
Ответчик Брантов не оспаривал своей вины в причинении материального ущерба в виде затрат на лечение потерпевшего в результате своих умышленных действий.
Исходя из изложенного, суд находит основания иска доказанными.
Как видно из справки-расчета предоставленных медицинских услуг стационарному больному травматологического отделения ФГБУ «1472 ВМКГ» Минобороны России Нефтуллаеву, находившемуся на лечении с 14 по 28 октября 2020 г., общая стоимость лечения составила 65162 рубля 32 копейки.
В подтверждение правильности данного расчета истец представил приказ от 26 декабря 2019 г. № 651 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые федеральным государственным бюджетным учреждением «1472 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации на 2020 год», изданный на основании приказа Министра обороны РФ от 15 декабря 2016 г. № 822 «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, являющимися федеральными государственными бюджетными и казенными учреждениями».
Также истец представил составленные на основании этих приказов финансово-экономические расчеты стоимости каждой медицинской услуги, медикаментов, одного койко-дня (без питания и стирки белья) в 2020 году, утвержденные начальником медицинской службы Черноморского флота.
Исходя из изложенного, суд находит представленный истцом расчет подлежащих взысканию денежных средств обоснованным.
Вместе с тем, в медицинской карте стационарного больного и справке-расчете указано, что ФИО1 находился на лечении не только с диагнозом: <данные изъяты>, но и с сопутствующим заболеванием: смешанным нарушением эмоций и поведения у примитивной личности. При этом в справку-расчет включены медицинские услуги: 3 консультации по цене 1000 рублей за единицу и тестирование медицинского психолога на сумму 1000 рублей.
Из выписного эпикриза № 11836 видно, что в период нахождения на стационарном лечении ФИО1 в связи с неадекватным поведением был проконсультирован психиатром, психологом. При этом в медицинской карте стационарного больного № 11836 имеются записи о том, что в связи с примитивностью суждений, низким уровнем интеллекта ФИО1 19 октября 2020 г. был проконсультирован психиатром, который рекомендовал: патопсихологическое исследование, консультацию невролога, повторный осмотр психиатра. В соответствии с этими рекомендациями патопсихологическое исследование медицинского психолога и консультация невролога были проведены 20 октября 2020 г., повторная консультация психиатра 23 октября 2020 г. По результатам указанных трех консультаций и исследования медицинского психолога ФИО1 был поставлен диагноз: смешанное нарушение эмоций и поведения у примитивной личности.
Таким образом, затраты на оказание ФИО1 медицинских услуг в виде 3 консультаций по цене 1000 рублей за единицу и тестирования медицинского психолога на сумму 1000 рублей были понесены в связи с наличием у него сопутствующего заболевания: смешанного нарушения эмоций и поведения у примитивной личности.
Несмотря на то, что по заключению врача-психиатра ФИО2 заболевание в виде смешанного нарушения эмоций и поведения у примитивной личности возникло у ФИО1 в результате нарушения адаптации из-за полученной травмы и связанного с ней пребывания в госпитале в совокупности с болевым синдромом и вынужденным ограничением активности, затраты, понесенные в связи с наличием у ФИО1 этого заболевания на общую сумму 4000 рублей, не могут быть отнесены к материальному ущербу, который подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», поскольку вступившим в законную силу приговором суда не установлено, что данное заболевание возникло у ФИО1 непосредственно в результате умышленных действий Брантова, а других доказательств в подтверждение этого истец суду не представил.
Исходя из изложенного, суд удовлетворяет заявленный гражданский иск частично на сумму 61162 рубля 32 копейки и отказывает в его удовлетворении в остальной части.
Что касается довода ответчика о завешенной стоимости медицинских услуг и одного койко-дня, указанных в справке-расчете, суд находит их необоснованными. При этом суд исходит из того, что истец в обоснование справки-расчета предоставил все необходимые нормативные и финансово-экономические документы, однако ответчик Брантов в обоснование своих доводов собственного расчета стоимости таких услуг и его обоснования суду не представил. Ссылка Брантова на стоимость аналогичных медицинских услуг и одного койко-дня в других медицинских учреждениях является беспредметной, поскольку каждое медицинское учреждение самостоятельно определяет цены (тарифы) на платные медицинские услуги, о чем прямо указано в п. 4 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 15 декабря 2016 г. № 822. Также беспредметным является довод ответчика о необоснованном исключении из стоимости одного койко-дня и указании в справке-расчете как отдельных услуг: консультации врача, внутримышечных и внутривенных инъекций, ЭКГ, стирки белья, питания, дезсредств. Этот довод противоречит установленной стоимости 1 койко-дня ФГБУ «1472 ВМКГ» Минобороны России на 2020 год, в который включены: общие показатели (коечная мощность и годовой коечный фонд); затраты на оплату труда; срок службы и амортизация имущества; коммунальные услуги; обслуживание лифтов. Необоснованным суд признает довод ответчика о неустановленном размере затрат на лечение ФИО1 за счет фонда обязательного медицинского страхования, поскольку его лечение осуществлялось в военном медицинском учреждении Министерства обороны РФ, финансируемом за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, суд не находит оснований для применения в отношении ответчика положений ст. 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» и уменьшения размера подлежащих взысканию денежных средств, поскольку из представленных сторонами доказательств обстоятельств, указанных в данной норме федерального закона, не усматривается. При этом ссылки ответчика на болезнь матери и отсутствие трудоустройства не подтверждены соответствующими документами, а сами по себе эти обстоятельства носят временный характер и не свидетельствуют об имущественной несостоятельности Брантова, исключающей возможность возмещения им причиненного материального ущерба.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскивает с ответчика, не освобожденного от их уплаты, государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, в сумме 2023 рубля.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, военный суд
решил:
Исковое заявление прокурора - заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГБУ «1472 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ к бывшему военнослужащему войсковой части № <данные изъяты> Брантову А.А. – удовлетворить частично.
Взыскать с Брантова А.А. в пользу ФГБУ «1472 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ материальный ущерб в сумме 61162 рубля (шестьдесят одна тысяча сто шестьдесят два) рубля 32 копейки.
В удовлетворении этого же искового заявления в остальной части на сумму 4000 (четыре тысячи) рублей - отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2023 (две тысячи двадцать три) рубля взыскать с Брантова А.А. в бюджет муниципального образования «Город Майкоп».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Майкопский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.Ю. Соломатин