№ 2-1117/2017
Решение
Именем Российской Федерации
06 декабря 2017 г. с. Ермекеево
Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан Постоянное судебное присутствие в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Багаутдинова М.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Р.,
с участием истца прокурора Ермекеевского района РБ Харисова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах государства и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Тарказинский сельсовет <адрес> Республики Башкортостан об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РБ обратился в суд с вышеназванным заявлением.
В суде прокурор исковое заявление поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», Указания прокурора Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования, задания прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, проведена проверка экологического законодательства в деятельности администраций сельских поселений МР <адрес> РБ, по результатам которой установлено следующее.
Согласно ст.14 ч.1 п. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ-131) к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст.14 ч.3 ФЗ-131к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ч.2 ст. 7 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з о местном самоуправлении в <адрес> к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений.
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как показала проверка, названные полномочия администрацией СП Тарказинский сельсовет МР <адрес> РБ реализованы ненадлежащим образом.
Установлено, что на территории данного сельского поселения в 600 метрах северо-западнее <адрес> имеется свалка, которая расположена на землях сельскохозяйственного назначения.
Свалка является местонахождением отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст).
Отходы, размещаемые на указанной свалке, хранятся постоянно, то есть фактически на данном земельном участке производится захоронение отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве одного из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами названа охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст. 3). В этой связи названный Закон устанавливает определенные требования к объектам, на которых производится захоронение отходов.
Свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов, о чем указано в письме Росприроднадзора от 16.12.2013 № ВК-03-03-36/18858 «О разъяснении норм законодательства по лицензированию». Соответственно, при захоронении отходов на территории Тарказинский сельсовета не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды. Допущенное администрацией Тарказинский сельсовета бездействие по решению вопросов местного значения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды).
По причине несоответствия свалки отходов Тарказинский сельсовета предъявляемым к объектам размещения отходов требованиям, данный объект не включен в утвержденный государственный реестр объектов размещения отходов (согласно Приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.03.2016 № 138), что на основании п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» привело к невозможности размещения отходов на этой свалке.
Не смотря на данное обстоятельство мер, направленных на приведение свалки отходов на данном земельном участке в соответствие действующему законодательству, администрацией данного сельсовета не принималось.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор отходов предполагает их прием или поступление от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В качестве объектов, где допускается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, являются места площадки), обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», определение понятия «накопление отходов»).
Требования к временному складированию отходов определены «Сан- ПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН). В частности, в п. 3.2 СанПиН предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Для временного складирования отходов на открытой площадке надлежит соблюдать следующие условия, которые установлены п. 3.7 СанПиН: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Настоящая проверка показала, что в нарушение вышеприведенных требований отходы складируются непосредственно на земле в условиях воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обваловка площадки.
В настоящее время в связи с нахождением свалки отходов на не предусмотренном для захоронения отходов земельном участке использование населением Тарказинский сельсовета этой свалки, в т.ч. для временного складирования отходов является незаконным.
По результатам проверки 31.07.2017 внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Однако нарушения устранены не были, по этой причине прокурор предъявляет иск в защиту интересов неопределенного круга – жителей муниципального района <адрес> РБ лиц об устранении нарушений федерального законодательства.
В связи с изложенным, прокурор <адрес> РБ просит суд:
Возложить на администрацию сельского поселения Тарказинский сельсовет МР <адрес> РБ обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу: ликвидировать свалку отходов, расположенную на территории Тарказинского сельского поселения МР <адрес> РБ в 600 метрах северо-западнее <адрес>, которая расположена на землях сельскохозяйственного назначения.
Представитель ответчика – глава Администрации СП Тарказинский сельсовет МР <адрес> РБ Загиров Р.М. в судебном заседании исковое заявление признал в полном объеме.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Согласно ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных заявителем требований.
Суд, разъяснив сторонам последствия признания иска, принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.193, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ 600 ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░