Решение по делу № 2-564/2012 ~ М-496/2012 от 18.05.2012

К делу № 2-564/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Тульский                                                                           26 июня 2012 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Курочка О.И.

при секретаре:                   Гайтян Р.Г.

с участием представителей по доверенности: истца Виниченко А.О. - Ибрагимова Р.А., администрации МО «Майкопский район» - Лебедевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Виниченко Анатолия Олеговича к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Виниченко А.О. обратился в суд с иском к администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 767250 рублей. Позже требования иска уточнил, просил взыскать в свою пользу за счет субвенций выплату в размере 787050 рублей. В обоснование своих требований указал следующее.

Он, Виниченко А.О., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его одинокая мать лишена родительских прав в 2003 году.

На основании постановления главы МО "Краснооктябрьское сельское поселение" №540 от 07.12.2009 года он состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с составом семьи 1 человек. Собственным жильем и жильем по договору социального найма не обеспечен, проживает на жилой площади своего опекуна.

После окончания среднего общеобразовательного учреждения и достижения в 2012 году совершеннолетнего возраста, вопреки требованиям ст.57 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" со стороны органов государственной власти Республики Адыгея и органов местного самоуправления МО "Майкопский район" до сих пор жильем не обеспечен, социальная выплата на приобретение жилья истцу не предоставлялась, в связи с чем Винниченко А.О. нуждается в обеспечении жильем в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.         

В соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного     самоуправления     в     Российской     Федерации"     органы местного самоуправления могут наделяться отдельными     полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008г. №163 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством" МО "Майкопский район" наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой.

Пунктом 3 ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст.158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров РА от 24.10.2011 года №219, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.

В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 23.06.2011 года №299 «О среднерыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011» в Республики Адыгея средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья составляет 23 250 (двадцать три тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, в связи с чем размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 1 человек, составляет 767250 рублей (23250 рублей х 33 кв.м.)

На сегодняшний день, с учетом отсутствия на территории МО "Майкопский район" необходимого жилищного фонда, способного удовлетворить потребности в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, реализуется практика обеспечения жилищных прав граждан отмеченной категории посредством предоставления им социальной выплаты на приобретение жилья.                                                  

Таким образом, с администрации МО "Майкопский район" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсации республиканского бюджета Республики Адыгея, в пользу Виниченко А.О. подлежат взысканию вышеуказанные денежные средства на обеспечение его жильем.

Истец просил взыскать с администрации МО "Майкопский район" за счет субвенции бюджетов муниципальных районов по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в свою пользу за счет казны выплату в размере 767250 рублей на приобретение жилья.

В судебном заседании представитель истца Виниченко А.О. по доверенности - Ибрагимов Р.А. требования иска поддержал и уточнил. Просил взыскать с администрации МО "Майкопский район" за счет субвенции бюджета муниципального района по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Виниченко Анатолия Олеговича за счет казны выплату в размере 787050 (семьсот восемьдесят семь тысяч пятьдесят) рублей на приобретение жилья. Требования обосновал тем, что истец - сирота, мать была лишена родительских прав в отношении Виниченко А.О. Отца нет, в свидетельстве о рождении истца отец был указан со слов матери. Виниченко А.О. своего жилья не имел и не имеет. В настоящее время стоимость одного квадратного метра общей жилой площади увеличилась и составляет 23850 рублей.

Представитель администрации МО «Майкопский район» Лебедева Т.Г. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве не указано, что имеются возражения против требований иска, изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилье.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, прекращении опеки (попечительства).

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта РФ.

Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с законодательством Республики Адыгея детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилья. Данные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, а именно администрации МО «Майкопский район».

Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании статьи 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года №56 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в размере 8322,9 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 33 квадратных метра общей площади на граждан, имеющих семью из одного человека) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

Согласно свидетельству о рождении Х-ИК №262668 истец - Виниченко Анатолий Олегович родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью указана Виниченко Марина Валентиновна, отцом указан Виниченко Олег Александрович. В соответствии со справкой о рождении №233 от 09.06.2012 года сведения об отце ребёнка в записи о рождении Виниченко А.О. внесены на основании заявления матери ребёнка.

Имеется копия актовой записи о заключении брака №5 от 07.06.1996 года, согласно которой Виниченко Марина Валентиновна зарегистрировала брак с Безбородовым Николаем Петровичем и фамилия жены после регистрации - «Безбородова».

Из решения Майкопского районного суда от 27.11.2003 года следует, что Безбородова Марина Валентиновна была лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетнего сына - Виниченко Анатолия Олеговича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно постановлению главы администрации МО «Майкопский район» №360 от 23.12.2003 года Воробьева Татьяна Анатольевна назначена опекуном над несовершеннолетним Виниченко А.О., в деле имеется копия удостоверения опекуна (попечителя) на имя Воробьевой Т.А.

Из администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» представлены справки: №2909 от 26.05.2008 года, №1059 от 16.12.2010г., согласно которой Виниченко А.О. проживает с Воробевой Т.А. по адресу: <адрес>.

В соответствии с постановлением главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 07.12.2009 года ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, дата постановки - 25.11.2009 года.

Согласно справке отдела ТИ по Майкопскому району ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 11.03.2010 года, домовладения и другие объекты недвижимого имущества в Майкопском районе и на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение» за Виниченко А.О. не числятся, сведениями об использовании права бесплатной приватизации отдел не располагает.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от 11.03.2010 года следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Виниченко А.О. в отношении недвижимого имущества отсутствуют.

Справкой администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» №1322 от 04.03.2010 года подтверждается, что Виниченко А.О. приватизированного жилья и земельного участка не имеет.

Суд считает, что право на получение жилого помещения либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истца Виниченко А.О. возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей, оставшихся без попечения родителей, то есть с 25.11.2009 года. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истец поставлен в соответствии с требованиями закона и с учета не снят.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на одиноко проживающих граждан установлен 33 кв. м.

Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 29.03.2012 года №143 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2012 года» по Республике Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий, составляет 23 850 руб.

Таким образом, размер предоставляемой истцу субсидии должен составить 23 850 руб. х 33 кв.м = 787 050 руб.

Суд считает, что субсидию на приобретение истцом жилья в указанном размере обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район».

Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея.

Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату на приобретение жилья в пользу истца Виниченко А.О. с ответчиков за счет субвенции, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея, за счет средств государственной казны Республики Адыгея.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Виниченко Анатолия Олеговича удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования «Майкопский район» за счет субвенции по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств казны Республики Адыгея в пользу Виниченко Анатолия Олеговича, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес> <адрес>, в размере 787 050 (семьсот восемьдесят семь тысяч пятьдесят) рублей на приобретение жилого помещения для семьи, состоящей из одного человека.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.

Судья -        О.И. Курочка       

2-564/2012 ~ М-496/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Виниченко Анатолий Олегович
Ответчики
Министерство образования и науки РА
Управление образования администрации МО "Майкопский район"
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Курочка Ольга Ивановна
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
18.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2012Передача материалов судье
21.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2012Подготовка дела (собеседование)
04.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2012Судебное заседание
26.06.2012Судебное заседание
27.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее