Судья Безуглова Н.А. Дело № 44г-351
ГСК Борисихина С.А. – докл.
Кузьмина А.В.
Ефименко Е.В.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
г. Краснодар 19 июня 2019 года
Президиум Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Свашенко С.Н.,
членов президиума: Пятигоры А.И., Кротова С.Е., Епифанова В.М., Павлычева М.М., Кудрявцевой Е.Н., Шелудько В.В.,
при секретаре Чумак Е.Ю.,
рассмотрев дело по иску Сергиенко Н.В. к ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании незаконных действий, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Захаровой Е.Ю. от <...> по кассационной жалобе Сергиенко Н.В., поступившей <...>, на решение Северского районного суда от 14 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2018 года,
заслушав доклад судьи Захаровой Е.Ю., выслушав объяснения Сергиенко Н.В., учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум
УСТАНОВИЛ:
Сергиенко Н.В. обратился в суд с иском к ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании незаконных действий.
В обоснование заявленных требований указал, что он является инвалидом второй группы, с <...> находится в ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Истец обратился в учреждение с заявлением по вопросу взыскания с него части (<...>%) из ежемесячной денежной выплаты за предоставление социальных услуг.
В ответе от <...> указано, что истцом был подписан договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг составляет <...> процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
По мнению истца, включение ответчиком в среднедушевой доход для расчета оплаты за предоставление социальных услуг в стационарной форме ежемесячной денежной выплаты по инвалидности является незаконным. Изменение ответчиком размера оплаты за предоставление социальных услуг, а именно: увеличение этого размера путем включения в среднедушевой доход размера ежемесячной денежной выплаты инвалиду, противоречит положениям части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Сергиенко Н.В. просил суд признать незаконными действия ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» по определению платы за стационарное обслуживание инвалида Сергиенко Н.В. путем включения в его среднедушевой доход размера ежемесячной денежной выплаты, возложить обязанность на ответчика исключить из размера задолженности Сергиенко Н.В. с <...> по <...> денежную сумму в размере <...> рублей.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Северского районного суда от 14 июня 2018 года оставлены без удовлетворения исковые требования Сергиенко Н.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2018 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сергиенко Н.В. просит отменить судебные постановления, удовлетворить исковые требования.
<...> дело истребовано в краевой суд. <...> дело поступило в суд кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит, что жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как видно из материалов дела, Сергиенко Н.В., <...> года рождения, является инвалидом <...> и получателем ежемесячной денежной выплаты (л.д. <...>).
С <...> Сергиенко Н.В. находится в ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов».
<...> между ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Сергиенко Н.В. заключен договор о предоставлении социальных услуг, по условиям которого учреждение обязалось оказывать Сергиенко Н.В. социальные услуги в стационарной форме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Сергиенко Н.В. – оплачивать указанные услуги.
В соответствии с пунктом 11 данного договора стоимость предоставления Сергиенко Н.В. социальных услуг, предусмотренных договором, составляет <...> процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Сергиенко Н.В., суд первой инстанции ссылался на положения статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, и исходил из того, что истец, заключив <...> договор о предоставлении социальных услуг, обязан исполнять его условия в части оплаты таких услуг, а именно, 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права и норм материального права.
Сергиенко Н.В. поступил на стационарное обслуживание в ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» фактически в <...>
В деле имеется путевка, выданная министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края <...> в Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов на имя Сергиенко Н.В. (л.д. <...>).
В данной путевке указано, что плата за стационарное обслуживание производится в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 года № 237 «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края».
Также в дело представлен договор о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов на условиях частичной оплаты от <...>, заключенный между ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Сергиенко Н.В., согласно которому исполнитель обязался принять Сергиенко Н.В. на социальное стационарное обслуживание, а заказчик – вносить оплату за стационарное обслуживание в размере <...> процентов от установленного размера пенсии (пункт 2.1) (л.д. <...>).
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Сергиенко Н.В. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Федеральный закон от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ).
Согласно статье 24 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством РФ было принято Постановление от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 244).
Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 года № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» и постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 года № 237 «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края».
Федеральный закон от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 244 утратили силу с 01 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ) и изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.
С 01 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).
В статье 3 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого ФЗ.
Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2014 года № 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» (с введением с 01 января 2015 года в действие этого закона утратил силу Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 года № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края»), а также в пункте 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 05 декабря 2014 года № 981.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.
Так, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину – получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 01 января 2015 года правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг – до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 01 января 2015 года – даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан – получателей социальных услуг – в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 01 января 2015 года) с 01 января 2015 года предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 года, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 года.
С учетом положений части 2 статьи 35 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного получателем социальных услуг иска об оспаривании действий поставщика социальных услуг по определению платы за стационарное обслуживание путем включения в среднедушевой доход ежемесячной денежной выплаты инвалиду, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 01 января 2015 года), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 года, наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Соответственно, при разрешении исковых требований Сергиенко Н.В. к ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» об оспаривании незаконных действий суду с учетом исковых требований следовало установить, являются ли спорные отношения сторон длящимися, а именно: когда между ГБУ СО КК «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Сергиенко Н.В. как получателем социальных услуг впервые был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, продолжались ли эти отношения истца и ответчика по состоянию на <...>, каков был размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг по состоянию на <...> и превышает ли его размер ежемесячной платы, вновь установленный с <...>.
Между тем, судебные инстанции при разрешении настоящего спора переходные положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ (часть 2 статьи 35 данного Закона) не применили, не определили названные обстоятельства в качестве юридически значимых и не установили их.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
При таких обстоятельствах решение Северского районного суда от 14 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2018 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и вынести законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░. ░░░░░░░░ ░.░.