Мотивированное решение по делу № 3а-0188/2019 от 11.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

28 марта 2019 года                                                                                                          г. Москва

 

Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Ходукиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-188/2019 по административному исковому заявлению Демидчика В.В., Олещук Е.Н. и Николаева И.Н. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,  

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административные истцы 05.12.2019 г. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 г. в сумме *** рублей, указывая, что являются его сособственниками и заинтересованы в уменьшении налоговых платежей, размер которых исчисляется от его кадастровой стоимости.

Истцы в суд не явились, их представитель в судебном заседании представил уточненное заявление, где просил установить кадастровую стоимость принадлежащего их доверителю объекта в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 г. в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы, т.е. в сумме ***  рублей.

Представитель Правительства Москвы, одновременно представляющий интересы Департамента городского имущества города Москвы, в суд явился, иск не признал, поддержал ранее представленные письменные возражения, где указал на отсутствие оснований к изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости и недостоверность представленного отчета об оценке; заключение судебной оценочной экспертизы в части определения рыночной стоимости объекта представитель также полагал недостоверным, в связи с чем просил о назначении повторной судебной оценочной экспертизы.

Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившихся лиц, допросив эксперта и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.

В силу части 5 статьи 247 КАС РФ, стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из представленных документов, истцы являются сособственниками нежилого помещения с кадастровым номером ***, что подтверждено выпиской из ЕГРН (л.д.11-14). Кадастровая стоимость указанного объекта была определена по состоянию на 01.01.2016 г. в сумме *** руб., утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 г. № 790-ПП и сведения об указанной кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 10).

В соответствии со ст.ст. 402 и 403 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении нежилых помещений, как объектов недвижимого имущества, установлена исходя из их кадастровой стоимости, - в связи с чем истцы имеют материально-правовой интерес в установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

Право участников гражданского оборота на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Тот факт, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки признается рекомендуемой для целей совершения сделки, - тогда как никакая сделка, предметом которой бы являлся принадлежащий истцам объект недвижимости, в настоящем случае не заключается, а целью установления кадастровой стоимости объекта является регулирование вопросов налогообложения, - не свидетельствует о невозможности установления судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.

Судом учитывается, что приведенное в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ понятие рыночной стоимости является условным определением, сформулированным для целей единообразного применения закона; кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует; от определения и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном случае напрямую зависит объем налоговых обязательств его собственника; помимо прочего, положения статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года прямо допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пересмотр результатов определения кадастровой стоимости).

В связи с изложенным, несмотря на то, что рассматриваемое административное исковое заявление не направлено на заключение договора купли-продажи или реализацию иных правомочий собственника по распоряжению объектами недвижимости, суд полагает, что у административного истца имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащего ему объекта для целей пересмотра утвержденной в отношении него кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении такого объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало бы права и законные интересы собственника, как плательщика соответствующего налога.

В силу положений ст. 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Оспаривая учтенную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта, истцы в подтверждение своих доводов представил составленный ООО «Новые горизонты» отчёт № *** от *** г. об оценке рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0008002:13243, согласно которому, таковая составляет сумму, указанную в первоначально поданном административном исковом заявлении.

Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых указали на недостатки представленного административными истцами отчета об оценке, выразили сомнения в обоснованности и достоверности определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости ввиду несоответствия отчета требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

В силу ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Поскольку для проверки представленного истцами отчета были необходимы специальные познания, судом было удовлетворено ходатайство и назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Экспертно-правовое Бюро».

Согласно выполненному указанным экспертным учреждением заключению судебной оценочной экспертизы № 15/02/2019 (л.д.84-166), представленный административными истцами отчет не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2016 г. составляет *** рублей.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нём выводов.

Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Оценив заключение судебной оценочной экспертизы № 15/02/2019 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, в том числе с объяснениями опрошенного в судебном заседании эксперта, суд приходит к выводу о том, что данное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности. Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Так, эксперт полностью поддержал выводы, приведенные в экспертном заключении, и дал объяснения по всем вопросам, поставленным представителем административного истца, в том числе в письменном виде, после чего у участвующих в деле лиц вопросов к эксперту не было. Эксперт указал на некорректность замечаний, приведенных административным ответчиком, и указал, что тот аналитический обзор, на который автор замечаний ссылается как на противоречащий выводам эксперта, был сделан одной из организаций, специализирующейся на оценке, в отношении торговой недвижимости, размещенной в зданиях иного класса. Эксперт указал также на некорректность сравнения его выводов с указанными ответчиками неоткорректированными предложениями о продаже нежилых помещений, поскольку эти помещения отличаются по характеристикам от объекта оценки, в первую очередь по расположению, а при введении корректировок цена предложения будет коррелироваться с теми объектами-аналогами, которые были учтены экспертом при построении моделей оценки.

С учетом изложенного выше, с учетом данных экспертом объяснений, с учетом отсутствия противоречий между исследовательской частью и выводами, изложенными в заключении судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки и может быть положено в основу решения суда, тогда как основания предусмотренные ст. 83 КАС РФ основания для назначения дополнительной или повторной экспертизы отсутствуют.

Каких-либо убедительных доводов и доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости, суду представлено не было.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что заключение судебно-оценочной экспертизы достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки и может быть положено в основу решения суда.

Судом отклоняются изложенные в ранее поданных письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.

Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату его обращения в суд  *** г. – поскольку сведений об обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости представлено не было.

Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости было подано в суд 10.12.2018 г., то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки, то есть по 31 декабря 2018 г. включительно.

По смыслу ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Заявленное требование удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года, в размере *** рублей.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2018 года.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать ***.

 

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

        

Судья Московского городского суда                                         Е.М. Дорохина 

3а-0188/2019

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 28.03.2019
Истцы
Николаев И.Н.
Олещук Е.Н.
Демидчик В.В.
Ответчики
Управление Росреестра по г. Москве
Правительство г. Москвы
Суд
Московский городской суд
Судья
Дорохина Е.М.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
28.03.2019
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее