Дело № 2-2814/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.***. 2015 года гор. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.
при секретаре Трушиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ к Шалаеву В.Н., Шалаевой О.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.Е., Ш.Г. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения и договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Шалаеву В.Н., Шалаевой О.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.Е. и Ш.Г., о признании недействительными решения ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № ** от **.***. 2012 года и договора социального найма жилого помещения № ** от **.***. 2012 года, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Ш., д. № **, кв. № **.
В обоснование иска указано, что решением ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № ** от **.***. 2012 года Шалаеву В.Н. и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Псков, ул. Ш., д.№ **, кв.№ **. **.***. 2012 года в отношении указанного жилого помещения общей площадью 74,6 кв.м. с ответчиками был заключен договор социального найма № **.
Так как спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду и имеет статус служебного жилья на основании приказа Министра обороны РФ № 2499 от 22 августа 2012 года, то ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ полагает, что решение о предоставлении жилого помещения и заключенный на основании данного решения договор социального найма № ** от **.***. 2012 года противоречат требованиям жилищного законодательства.
Поскольку при принятии оспариваемого решения были допущены нарушения ст.ст. 60, 100 ЖК РФ, то истец исходя из аналогии закона, руководствуясь ст. 168 ГК РФ просит суд признать решение ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № ** от **.***. 2012 года и договор социального найма жилого помещения № ** от **.***. 2012 года, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Ш., д.№ **, кв.№ ** недействительными.
Представитель истца ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом. Ранее направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия и поддержании исковых требований.
Ответчик Шалаев В.Н. исковые требования не признал.
Пояснил, что решением П. городского суда П. области от **.***.2014 года, которое было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции, за ним, супругой и несовершеннолетними детьми было признано право общей долевой собственности на квартиру № ** в доме № ** по ул. Ш. в г. Пскове по 1/4 доле в праве собственности за каждым в порядке приватизации. В настоящее время их право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, указал, что он проходил военную службу по контракту, первый контракт был заключен до 01 января 1998 года, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), его выслуга на момент увольнения в календарном исчислении составила 22 года. В установленном порядке истец был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, в связи с чем, имел право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Ответчик Шалаева О.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.Е. и Ш.Г., в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась судом надлежащим образом. Направила заявление о несогласии с иском и рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители третьих лиц ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России, Территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Министерства обороны России в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства были извещены судом надлежащим образом, возражений по иску не представили.
Выслушав ответчика Шалаева В.Н., исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Судом из материалов дела установлено, что Шалаев В.Н. проходил военную службу с **.***.1987 года, приказом Командующего РФСН № ** от **.***.2009 года был досрочно уволен с военной службы в запас на основании пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании приказа командира войсковой части *** от **.***.2010 года № ** исключен из списков личного состава с **.***.2010 года. Его выслуга лет на момент увольнения в календарном исчислении составила 22 года, в льготном – 30 лет.
Как следует из выписки решения жилищной комиссии войсковой части *** № ** от **.***.2009 года, Шалаев В.Н. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки на получение жилого помещения, как лицо, проживающее в служебном жилом помещении и подлежащее увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Судом также установлено, что решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № ** от **.***. 2012 года Шалаеву В.Н. на состав семьи из четырех человек, в том числе с учетом супруги Шалаевой О.Н., несовершеннолетних сыновей Ш.Г., *** года рождения, Ш.Е., *** года рождения, по договору социального найма было предоставлено жилое помещение в виде отдельной 3-х комнатной квартиры общей площадью 74, 60 кв.м, расположенное по адресу: г. Псков, ул. Ш. д. № **, кв. № ** (л.д. 8).
**.***. 2012 года с Шалаевым В.Н. был заключен договор социального найма жилого помещения № **, согласно которому ответчику Шалаеву В.Н. и членам его семьи жилое помещение по указанному адресу, находящееся в государственной собственности, было передано в бессрочное владение и пользование (л.д. 9).
Решением П. городского суда П. области от **.***.2015 года по гражданскому делу № ** за Шалаевым В.Н., Шалаевой О.Н., Ш.Е., Ш.Г. было признано право общей долевой собственности на квартиру № ** в доме № ** по ул. Ш. в г. Пскове по 1/4 доле в праве собственности за каждым в порядке приватизации.
Указанное судебное решение было обжаловано уполномоченным жилищным органом - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам П. областного суда от **.***.2015 года было оставлено без изменения и вступило в законную силу.
На основании указанных судебных решений за Шалаевым В.Н., Шалаевой О.Н., Ш.Г., Ш.Е. в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области было зарегистрировано право собственности по 1/4 доле в праве собственности за каждым, что подтверждается сообщением от **.***.2015 года № **.
Действительно, согласно представленным в материалы дела письменным доказательствам, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 22.08.2012 года № 2499 предоставленное ответчикам жилое помещение - квартира № ** в доме № ** по ул. Ш. в г. Пскове, закрепленное на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, было включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям (л.д. 10-25), что и явилось основанием для обращения в суд с указанным требованием.
При разрешении спора суд учитывает, что ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", ни иными нормативно-правовыми актами не предусмотрено оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
Поэтому суд руководствуется разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Исходя из положений указанных норм по договору социального найма жилого помещения может быть предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности и отнесенное к фонду социального использования, а предоставление по договору социального найма жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду без принятия решения уполномоченным органом об исключении этого помещения из соответствующего фонда противоречит изложенным нормам ЖК РФ.
Вместе с тем, оценивая доводы сторон, суд учитывает, что статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Также определено, что никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и отсутствие полномочий по передаче в собственность основанием для ограничения прав истца являться не может.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" в редакции, действующей на момент предоставления жилого помещения, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
В частности, согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Суд, учитывает, что первый контракт о прохождении военной службы был заключен с Шалаевым В.Н. до 1 января 1998 года. В период прохождения службы он обеспечивался только служебными жилыми помещениями, что подтверждается представленной по запросу суда копией жилищного дела ответчика.
При этом Шалаев В.Н. составом семьи из четырех человек в установленном порядке уполномоченным жилищным органом Министерства обороны РФ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
На момент увольнения выслуга лет Шалаева В.Н. составляла более 20 лет, а поэтому в силу изложенных норм он имел право на предоставление жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства по договору социального найма.
Суд также учитывает, что соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями МО РФ на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из Постановления Правительства РФ N 1053 от 29.12.2008 г. "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" следует, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судом установлено, что квартира № ** в доме № ** по ул. Ш. в г. Пскове являлась собственностью Российской Федерации и правом оперативного управления данным имуществом обладало ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 (ред. от 22.03.2012) "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" закреплено, что уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации прав военнослужащих на жилищное обеспечение является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный уполномоченный жилищный орган, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, определил основания вселения Шалаева В.Н. и членов его семьи в спорное жилое помещение, которое, исходя из текста заключенного договора, было предоставлено им в бессрочное владение и пользование. Ответчики были зарегистрированы по адресу: г. Псков, ул. Ш., в д. № **, кв. № ** по месту жительства и оплачивали коммунальные и технические платежи.
При таких обстоятельствах суд полагает, что, несмотря на отнесение спорной квартиры к специализированному жилищному фонду, между уполномоченным жилищным органом Министерства обороны РФ и ответчиками сложились отношения, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, следовательно, правовой режим служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры фактически не возник.
Суд также учитывает, что конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право также предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность и недопущение произвольного лишения жилища.
Поэтому суд полагает, что допущенные по вине собственника и уполномоченных им учреждений противоречия в части статуса спорного жилого помещения и его использования, не могут являться основанием для ограничения жилищных прав Шалаева В.Н., Шалаевой О.Н., Ш.Е., Ш.Г., гарантированных Конституцией РФ, и лишения их зарегистрированного права собственности.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантирована судебная защиту его прав и свобод, в частности, жилищных.
Таким образом, принимая во внимание установленные в ходе разбирательства по делу обстоятельства, суд не усматривает законных оснований для признания недействительными решения о предоставлении жилого помещения и договора социального найма жилого помещения, поэтому отказывает истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенной и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ к Шалаеву В.Н., Шалаевой О.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ш.Е., Ш.Г. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения и договора социального найма жилого помещения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.***. 2015 года.
Судья С.М. Тесёлкина