УИД 10RS0011-01-2021-010572-28
(Дело №5-5042/2021)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть вынесена и оглашена 29.06.2021.
30 июня 2021 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» (далее – ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова», Учреждение), <данные изъяты>,
установил:
В период с 06.04.2021 по 01.06.2021 при проведении плановой выездной комплексной проверки ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» (юридический адрес: <адрес>) по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в части пп.пп. «а», «б», «д» п. 4, пп.пп. «а», «б», «в», «в (1)», «г» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее - Положение), а именно:
1. В нарушение п.п.«а» п.4 Положения отсутствуют правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения и (или) помещения по адресам осуществления медицинской деятельности, указанным в лицензии:
<адрес>
<адрес>;
не подтверждено соответствие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям медицинской деятельности, осуществляемой Учреждением, по следующим адресам:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>;
2. Нарушение пп. «б» п.4 Положения, пп. «а», «в» п.5 Положения, п.9 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», выразившееся в следующем:
1) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденный приказом Минздрава России от 12.11.2012 №902н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» (далее – приказ №902н).
Согласно п.5 приложения №4 к приказу №902н оснащение офтальмологического кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № к приказу №н.
В структуре консультативной поликлиники Учреждения, расположенной по адресу <адрес>, организована работа кабинета врача-офтальмолога, глаукоматозного кабинета, кабинета офтальмолога Республиканского центра «Диабет», кабинета офтальмолога консультативной поликлиники.
Оснащение офтальмологического кабинета не соответствует утвержденному стандарту, в ходе проверки 09.04.2021 в кабинете отсутствовали:
- в кабинете врача-офтальмолога Республиканского центра «Диабет» (помещения №322, №333): диафаноскоп (п.9), бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией (п.13), офтальмологический фонарик (п.18), набор магнитов (п.25), набор для промывания слезных путей (п.26), векорасширитель (п.29), векоподъемник (п. 30);
- в кабинете офтальмолога консультативной поликлиники (помещение №315): диафаноскоп (п.9), гониоскоп (п.17), набор магнитов (п.25), векорасширитель (п.29), векоподъемник (п. 30).
2) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №907н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология» (далее – приказ №907н).
Приложением №3 к приказу №907н утвержден Стандарт оснащения урологического кабинета.
В ходе проверки установлено, что оснащение урологического кабинета не соответствует утвержденному стандарту.
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете уролога по адресу: <адрес> отсутствовали: аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики (п.1), урофлоуметр с принтером (п.5), набор инструментов для гибкой цистоскопии (п.1), автоматическое устройство для биопсии предстательной железы (п.9).
3) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «оториноларингология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №905н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «оториноларингология» (далее – приказ №905н).
В структуре Учреждения по адресу: <адрес>, организована работа кабинета врача-оториноларинголога консультативной поликлиники (помещение №318), врача-оториноларинголога Прионежского филиала Учреждения (помещение № 171). Кроме того, врачом-оториноларингологом осуществляется прием пациентов в отделении «Центр платных медицинских услуг» по адресу: <адрес>, где самостоятельный кабинет врача-оториноларинголога не организован. На момент проверки 29.04.2021 прием осуществлялся в помещении № 17 отделения «Центр платных медицинских услуг».
В ходе проверки установлено, что оснащение оториноларингологических кабинетов не соответствует утвержденному стандарту (приложение №3 к приказу № 905н). На момент проверки 09.04.2021 отсутствовали:
- в кабинете врача-оториноларинголога консультативной поликлиники (помещение № 318): аппарат электрохирургический высокочастотной (п.2), лупа бинокулярная (п.5), сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп) (п.10), аудиометр (п.12), кресло вращающееся (Барани) (п.18);
- в кабинете врача-оториноларинголога Прионежского филиала ГБУЗ РБ (помещение № 171): аппарат электрохирургический высокочастотной (п.2), сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп) (п. 10), аудиометр (п.12), кресло вращающееся (Барани) (п.18).
На момент проверки 29.04.2021 в помещении № 17 отделения «Центр платных медицинских услуг» отсутствовали: аппарат электрохирургический высокочастотной (п.2), лупа бинокулярная (п.5), сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп) (п.10), негатоскоп (п.11), аудиометр (п.12), набор инструментов для удаления инородных тел ЛОР-органов (п.16), кресло вращающееся (Барани) (п. 18), набор для трахеотомии с трахеостомическими трубками (п.19).
4) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» (далее – приказ №922н).
В структуре Учреждения по адресу: <адрес> организована работа кабинета врача-хирурга консультативной поликлиники (помещение № 302), врача-хирурга Республиканского центра «Диабет» - кабинет «Диабетическая стопа» (помещение № 304). Кроме того, врачом-хирургом осуществляется прием пациентов в отделении «Центр платных медицинских услуг» по адресу: <адрес>. Также организована работа хирургического отделения на 59 коек (в т.ч. 42 - хирургических, 6 проктологических, 11 торакальных) по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинетов врачей-хирургов поликлиники и хирургического отделения не соответствует утвержденному стандарту (приложения №3 и № 9 к приказу № 922н).
На момент проверки 09.04.2021 отсутствовали:
- в кабинете врача-хирурга консультативной поликлиники (помещение № 302): ростомер (п.7), мешок Амбу (п.10), бестеневая лампа (п.25), весы (п.26), сейф для хранения лекарственных препаратов (п.27), шина для лечения переломов ключицы (п.30), шина для фиксации кисти и пальцев (п.31), шина проволочная для верхних и нижних конечностей (п.32), шина транспортная для нижних конечностей (п.33), головодержатель (воротник Шанца) (п.34), переносной набор для реанимации (п.35);
- в кабинете врача-хирурга Республиканского центра «Диабет» - кабинет «Диабетическая стопа» (помещение № 304): ростомер (п.7), мешок Амбу (п.10), весы (п.26), сейф для хранения лекарственных препаратов (п.27), шина для лечения переломов ключицы (п.30), шина для фиксации кисти и пальцев (п.31), шина проволочная для верхних и нижних конечностей (п.32), шина транспортная для нижних конечностей (п.33), головодержатель (воротник Шанца) (п.34), переносной набор для реанимации (п.35).
На момент проверки 29.04.2021 отсутствовали:
- в кабинете врача-хирурга отделения «Центр платных медицинских услуг»: шкаф для перевязочных и лекарственных средств (п.5), шкаф для медицинских документов (п.6), ростомер (п.7), настольная лампа (п.7), мешок Амбу (п.10), тонометр (п.12), стол перевязочный (п.16), столик инструментальный (п.17), столик манипуляционный (п.18), малый хирургический набор (п.3), холодильник (п.22), негатоскоп (п.23), бестеневая лампа (п.25), весы (п.26), сейф для хранения лекарственных препаратов (п.27), стетофонэндоскоп (п.29), шина для лечения переломов ключицы (п.30), шина для фиксации кисти и пальцев (п.31), шина проволочная для верхних и нижних конечностей (п.32), шина транспортная для нижних конечностей (п.33), головодержатель (воротник Шанца) (п.34), переносной набор для реанимации (п.35), шпатель (п.36), медицинский термометр (п. 38);
- в хирургическом отделении: монитор прикроватный, включающий: контроль частоты сердечных сокращений; контроль частоты дыхания; контроль насыщения гемоглобина кислородом (пульсоксиметрия) (п.32, требуемое количество не менее 1).
5) Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями утвержден приказом Минздрава России от 15.11.2012 №918н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (далее – приказ №918н).
В структуре Учреждения по адресу: <адрес> организована работа кабинета врача-кардиолога консультативной поликлиники (помещение № 529), врача-кардиолога Прионежского филиала Учреждения (помещение № 172), врача-кардиолога аритмолога) (помещение №527). Кроме того, врачом-кардиологом осуществляется прием пациентов в отделении «Центр платных медицинских услуг» по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кардиологических кабинетов не соответствует утвержденному стандарту (приложение №3 к приказу № 918н).
На момент проверки 09.04.2021 отсутствовали:
- в кабинете врача-кардиолога консультативной поликлиники (помещение № 529): секундомер (п.8), ростомер (п.12), лента сантиметровая (п.13), аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный (п.24), экспресс анализатор кардиомаркеров портативный (п.25);
- в кабинете врача-кардиолога (аритмолога) (помещение №527): шкаф для лекарственных средств и препаратов (п.7), секундомер (п.8), термометр медицинский (п.9), весы напольные (п.11), ростомер (п.12), аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный (п.24), экспресс анализатор кардиомаркеров портативный (п.25);
- в кабинете врача-кардиолога Прионежского филиала Учреждения (помещение № 172): весы напольные (п.11), ростомер (п.12), аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный (п.24), экспресс анализатор портативный (п.25).
На момент проверки 29.04.2021 отсутствовали:
- в кабинете врача-кардиолога в отделении «Центр платных медицинских услуг»: тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях (п.1), шкаф для белья (п.7), шкаф для лекарственных средств и препаратов (п.7), секундомер (п.8), термометр медицинский (п.9), весы напольные (п.11), ростомер (п.12), лента сантиметровая (п.13), шкаф для одежды (п.23), аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный (п.24), экспресс анализатор кардиомаркеров портативный (п.25).
6) Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях утвержден приказом Минздрава России от 13.11.2012 №911н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях» (далее – приказ №911н).
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинета врача-профпатолога не соответствует утвержденному стандарту (приложение №6 к приказу № 911н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете врача-профпатолога по адресу: <адрес> отсутствовали: негатоскоп (п.2), вибротестер (п.3), секундомер (п.5), динамометр (п.6).
7) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №899н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология» (далее – приказ №899н).
В структуре Учреждения по адресу: <адрес> организована работа кабинета врача-эндокринолога консультативной поликлиники, врача-эндокринолога Прионежского филиала Учреждения (помещение № 170). Кроме того, врачом-эндокринологом осуществляется прием пациентов в отделении «Центр платных медицинских услуг» по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинетов врачей-эндокринологов не соответствует утвержденному стандарту (приложение №3 к приказу № 899н).
На момент проверки 09.04.2021 отсутствовали:
- в кабинете врача-эндокринолога консультативной поликлиники: неврологический набор для диагностики диабетической нейропатии (монофиламент 10г, градуированный камертон, неврологический молоточек);
- в кабинете врача-эндокринолога Прионежского филиала Учреждения (помещение № 170): неврологический набор для диагностики диабетической нейропатии (монофиламент 10г, градуированный камертон, неврологический молоточек).
На момент проверки 29.04.2021 в кабинете врача-эндокринолога отделения «Центр платных медицинских услуг» отсутствовали весы электронные (п.1), ростомер (п.2), сантиметровая лента (п.3), тонометр для измерения артериального давления (п.4), неврологический набор для диагностики диабетической нейропатии (монофиламент 10г, градуированный камертон, неврологический молоточек) (п.5), глюкометр (п.6), тест-полоски для глюкометра (п.7).
8) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «ревматология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №900н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «ревматология» (далее – приказ №900н).
Врачом-ревматологом осуществляется прием пациентов в кабинете врача-ревматолога отделения «Центр платных медицинских услуг» по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинета врача-ревматолога не соответствует утвержденному стандарту (приложение №3 к приказу №900н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете врача-ревматолога отделения «Центр платных медицинских услуг» отсутствовали: шкаф для хранения лекарственных средств и медицинских изделий (п.5), холодильник (п.6), ростомер (п.7), настольная лампа (п.8), тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года (п.9), сантиметровая лента (п.11), весы (п.14), негатоскоп (п.16), медицинский термометр (п. 17).
9) Порядок оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля утвержден приказом Минздрава России от 02.04.2010 №206н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля» (далее – приказ №206н).
В кабинете консультативной поликлиники Учреждения по адресу: <адрес> осуществляется прием пациентов врачом-колопроктологом. Также организовано 6 проктологических коек в структуре хирургического отделения по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинета врача-колопроктолога и отделения, в котором оказывается медицинская помощь пациентам с заболеваниями колопроктологического профиля, не соответствует утвержденному стандарту (приложение № 3 к приказу № 206н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете колопроктологии отсутствовали: кресло смотровое универсальное, смотровой ректоскоп с набором для биопсии, сфинктерометр, набор для амбулаторных опреаций, лигатор геморроидальных узлов, аппарат радиоволновой хирургический с наконечником, аппарат радиоволновой хирургический с наконечником, аппарат для биполярной коагуляции геморроидальных узлов, фотокоагулятор (ректальный), аппарат для лазерной терапии, аппарат для биполярной коагуляции геморроидальных узлов, фотокоагулятор (ректальный), аппарат для лазерной терапии.
На момент проверки 29.04.2021 в отделении отсутствовали: фотокоагулятор, набор инструментов и приспособлений для артерио- и венесекции.
10) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия» утвержден приказом Минздрава России от 15.11.2012 №923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»» (далее – приказ №923н).
В структуре консультативной поликлиники Учреждения, расположенной по адресу: <адрес>, организована работа терапевтического кабинета. Кроме того, врачом-терапевтом осуществляется прием пациентов в отделении «Центр платных медицинских услуг» по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинета врача-терапевта не соответствует утвержденному стандарту (приложение № 3 к приказу № 923н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете врача-терапевта консультативной поликлиники Учреждения, расположенной по адресу: <адрес> отсутствовали: анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный (п.1), измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками (п.4), инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи (п.5).
На момент проверки 29.04.2021 в кабинете врача-терапевта отделения «Центр платных медицинских услуг» отсутствовали: анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный (п.1), ростомер (п.2), измеритель пиковой скорости выдоха пикфлоуметр со сменными мундштуками (п.4), инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи (п.5), лента измерительная (п.6), лупа ручная (п.7).
11) Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «травмотология и ортопедия» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №901н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травмотология и ортопедия» (далее – приказ №901н).
В структуре консультативной поликлиники Учреждения, расположенной по адресу: <адрес>, организована работа кабинета травматологии и ортопедии. Кроме того, врачом-травматологом-ортопедом осуществляется прием пациентов в отделении «Центр платных медицинских услуг» по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинетов врача-травматолога-ортопеда не соответствует утвержденному стандарту (приложение № 3 к приказу № 923н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете врача-травматолога-ортопеда консультативной поликлиники Учреждения отсутствовали: весы медицинские (п.5), ростомер (п.7), шина транспортная для нижних конечностей (п.9), шина проволочная для верхних и нижних конечностей (п.10), шина для фиксации кисти и пальцев (п.11), шина для лечения переломов ключицы у детей (и. 12).
На момент проверки 29.04.2021 в кабинете врача-травматолога-ортопеда в отделении «Центр платных медицинских услуг» отсутствовали: весы медицинские (п.5), ростомер (п.7), угломер складной (п.8), шина транспортная для нижних конечностей (п.9), шина для фиксации кисти и пальцев (п.11), шина для лечения переломов ключицы у детей (п.12), антистеплер для изъятия скоб (швов) (п.13).
12) Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «акушерство и гинекология» утвержден приказом Минздрава России от 20.10.2020 №1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (далее – приказ №1130н).
Кабинеты врача - акушера-гинеколога организованы в структуре консультативной поликлиники Учреждения, расположенной по адресу: <адрес>, и в отделении «Центр платных медицинских услуг» по адресу: <адрес>. Также организована работа гинекологического отделения на 30 коек по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинетов врача-акушера-гинеколога и гинекологического отделения не соответствует утвержденному стандарту (приложение № 3 и № 37 к приказу № 1130н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете врача - акушера-гинеколога консультативной поликлиники Учреждения отсутствовали: анализатор допплеровский сердечно-сосудистой деятельности матери и плода малогабаритный (п.1), набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства /противошоковая укладка (п.14), набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства/укладка для профилактики парентеральных инфекций (п.25), холодильник медицинский (п.26).
На момент проверки 29.04.2021 в кабинете врача - акушера-гинеколога в отделении «Центр платных медицинских услуг» отсутствовали: аппарат для измерения артериального давления (п.2), весы медицинские (п.3), набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства /противошоковая укладка (п.14), ростомер (п.15), сантиметровая лента (п.16), стетоскоп акушерский (п.18), стетофонэндоскоп (п.19), тазомер (п.23), термометр медицинский (п.24), набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства/укладка для профилактики парентеральных инфекций (п.25), холодильник медицинский (п.26), шкаф для медикаментов (п.28); кроме того отсутствовало подключение рабочих мест врача - акушера-гинеколога и медицинской сестры к информационно-коммуникационной сети «Интернет», предусмотренных п.1-2 перечня прочего оборудования (оснащения);
в гинекологическом отделении 29.04.2021 отсутствовали: ростомер (п.21), набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства/укладка для профилактики парентеральных инфекций (п.33).
13) Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «нефрология» утвержден приказом Минздрава России от 18.01.2012 №17н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» (далее – приказ №17н).
В структуре Учреждения организована работа нефрологического отделения на 37 коек (в том числе 9 гастроэнтерологических) по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение нефрологического отделения не соответствует утвержденному стандарту (приложение № 6 к приказу № 17н).
На момент проверки 29.04.2021 в нефрологическом отделении отсутствовали: портативный аппарат для ультразвукового исследования с комплектом датчиков (п.4), электрокардиограф (п.5), дефибриллятор (п.6), инфузомат (п.7), набор инструментов для проведения биопсии (п.11), стол хирургический для производства биопсии (п.12), лампа операционная (напольная) (п.13), хирургический аспирационный отсос (п.14).
14) Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №906н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гастроэнтерология» (далее – приказ №906н).
Кабинет врача гастроэнтеролога организован в структуре консультативной поликлиники Учреждения, расположенной по адресу: <адрес>. Также в структуре нефрологического отделения Учреждения организована работа 6 гастроэнтерологических коек по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинета врача-нефролога, и отделения, оказывающего медицинскую помощь пациентам гастроэнтерологического профиля, не соответствует утвержденному стандарту (приложение № 3 и №9 к приказу № 906н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете врача-гастроэнтеролога консультативной поликлиники Учреждения отсутствовали: ширма (п.6), негатоскоп (п.8), набор для оказания неотложной помощи (п.11), ростомер и напольные весы (п.12), сантиметровая лента (п.14).
На момент проверки 29.04.2021 в отделении, оказывающем медицинскую помощь пациентам гастроэнтерологического профиля, отсутствовал набор реанимационный (п.17).
15) Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гематология» утвержден приказом Минздрава России от 15.11.2012 №930н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гематология» (далее – приказ №930н).
В структуре консультативной поликлиники Учреждения по адресу: <адрес>, л. 40 организована работа кабинета гематологии (помещение № 314). Также в структуре Учреждения организована работа гематологического отделения на 60 коек по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинета гематологии не соответствует утвержденному стандарту (приложения № 3 и № 14 к приказу № 930н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете № 314 отсутствовали: весы медицинские напольные (п.1), микроскоп бинокулярный (п.2), ростомер (п.4), шкаф для лекарственных средств и препаратов (п.9), мешок Амбу (п.10), манипуляционный столик (п.11), малый операционный стол (п.12), холодильник бытовой с морозильной камерой (п.13).
На момент проверки 29.04.2021 в гематологическом отделении отсутствовали: весы медицинские напольные (электронные) по количеству палат (необходимое количество - 19, в наличии - 1) (п.1); ростомер (п.11), терморегулятор для подогрева инфузионных растворов (п.12), термостат лабораторный (п.13), центрифуга с охлаждением (п.17), мониторы с функциями определения температуры тела, частоты дыхания, пульсоксиметрией, электрокардиографией, веинвазивным измерением артериального давления, газов крови в количестве, предусмотренном стандартом (предусмотрено стандартом -10, в наличии - 4) (п.36), метки Амб (п.42), дефибриллятор (п.43), кардиомониторы переносные (п.44), стойка для инфузоматов/перфузоров с мобильной инфузионной станцией (п.45), станция инфузионная с электропитанием для 4-х насосов (п.46).
16) Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержден приказом Минздрава России от 30.12.2015 №1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» (далее – приказ №1034н).
В структуре консультативной поликлиники Учреждения по адресу: <адрес> организована работа кабинета врача-психиатра-нарколога, участвующего в проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
В ходе проверки установлено, что оснащение кабинета врача-психиатра-нарколога не соответствует утвержденному стандарту (приложения № 6 к приказу № 1034н).
На момент проверки 09.04.2021 в кабинете отсутствовала кушетка медицинская.
17) Порядок оказания медицинской помощи больным с врожденными и (или) наследственными заболеваниями утвержден приказом Минздрава России от 15.11.2012 №917н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с врожденными и (или) наследственными заболеваниями» (далее – приказ №917н).
Работа медико-генетической консультации Учреждения, в структуре которой предусмотрены консультативное отделение, цитогенетическая лаборатория, лаборатория массового скрининга, и помещение для приема образцов крови, мочи и другого биологического материала для лабораторной диагностики наследственных и (или) врожденных заболеваний, организована по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение медико-генетической консультации не соответствует утвержденному стандарту (приложение № 3 к приказу № 917н).
На момент проверки 09.04.2021 отсутствовали:
- в помещении консультативного отделения: ростомер (п. 1.7), шкаф для хранения лекарственных средств (п.1.8), настольная лампа (п.1.9), тонометр для измерения артериального давления с манжеткой для детей до года (п.1.10), ширма (п.1.15), пеленальный стол (п.1.16), весы (п.1.17), электронные весы для детей до года (п.1.18), аптечка медицинская (п. 1.24), укладка для профилактики заражения ВИЧ-инфекцией (п.1.25), автоматизированная система диагностики синдромальных форм (п.1.26);
- в помещении цитогенетической лаборатории: доступ в Интернет (п.3.1), факс (п.3.2), дистиллятор (п.3.11), бидистиллятор (п.3.12), pH-метр (п.3.16), водяная баня (п.3.22), электрический столик для подогрева предметных стекол (п.3.24), прибор для денатурации гибридизации in situ) (п.3.35), вортекс (встряхиватель для проб-подготовки ДНК- зондов) (п.3.36) магнитная мешалка (п.3.37), аптечка медицинская (п. 3.47), укладка для профилактики заражения ВИЧ-инфекцией (п.3.48);
- в помещении лаборатории массового скрининга: доступ в Интернет (п.4.1), телефон, факс (п.4.2), аптечка медицинская (п.4.23), укладка для профилактики заражения ВИЧ-инфекцией (п.4.24);
- в помещении для приема образцов крови, мочи и другого биологического материала для лабораторной диагностики наследственных и (или) врожденных заболеваний: холодильник.
18) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нейрохирургия» утвержден приказом Минздрава России от 15.11.2012 №931н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нейрохирургия» (далее – приказ №917н).
В структуре Учреждения организована работа нейрохирургического отделения на 47 коек по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что оснащение нейрохирургического отделения (за исключением операционной) не соответствует утвержденному стандарту (приложения № 3 к приказу № 931н).
На момент проверки 29.04.2021 в нейрохирургическом отделении отсутствовали: набор нейрохирургических инструментов большой (п.1.1), набор нейрохирургический экстренный (п.1.2), набор для измерения ликворного давления (п.1.3), аппарат искусственной вентиляции легких (п.1.4), аппарат искусственной вентиляции легких транспортный (п.1.5), аппарат искусственной вентиляции легких для продленной вентиляции новорожденных и детей (п.1.6), дефибрилляторы (п.7), монитор транспортный (п.1.15), допплерографическая установка с возможностью двухканального мониторинга (п.1.16), щипцы предохранительные для сверления черепа (п.1.23), согревающие одеяла (п.1.26), оборудование для измерения внутричерепного давления с кабелем совместимости с мониторной системой (1.29).
19) Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 №907н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология» (далее – приказ №907н).
В структуре консультативной поликлиники Учреждения по адресу: <адрес> организована работа урологического кабинета.
В ходе проверки установлено, что оснащение урологического кабинета не соответствует утвержденному стандарту (приложения № 3 к приказу № 907н).
На момент проверки 09.04.2021 в урологическом кабинете отсутствовали: аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики (п.1), урофлоуметр с принтером (п.5), набор инструментов для гибкой цистоскопии (п.7), автоматическое устройство для биопсии предстательной железы (п.9).
20) Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения утвержден приказом Минздрава России от 15.11.2012 №928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» (далее – приказ №928н).
В структуре Учреждения организована работа неврологического отделения острых нарушений мозгового кровообращения на 73 койки (в т.ч. 12 коек палаты реанимации и интенсивной терапии 1 круглосуточная).
В ходе проверки установлено, что оснащение неврологического отделения острых нарушений мозгового кровообращения не соответствует утвержденному стандарту (приложения № 3 к приказу № 928н). Стандарт оснащения неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения) (за исключением палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии) - раздел 1 приложения № 3 к приказу № 928н; Стандарт оснащения палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичного сосудистого отделения) - раздел 2 приложения № 3 к приказу № 928н.
На момент проверки 29.04.2021 отсутствовали:
- в неврологическом отделении для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения: стабилоплатформа с биологической обратной связью (п.1.57), система для разгрузки веса тела пациента (п.1.58), оборудование для проведения кинезотерапии с разгрузки веса тела (п.1.59), аппарат для роботизированной механотерапии верхней конечности (п.1.60), аппарат для роботизированной терапии нижних конечностей (конечности) (п.1.61), тренажер с биологической обратной связью для тренировки ходьбы (п.1.64);
- в палате реанимации и интенсивной терапии: весы для взвешивания лежачих больных (п.2.22), эндоскопическая стойка, с возможностью оценки нарушений глотания (п.2.39).
3. В нарушение пп.«д» п.4 Положения, пп.«г» п. 5 Положения в ходе проведения проверки выявлено не прохождение специалистами ААА (врач офтальмолог), ВВВ (врач хирург), ССС (врач гинеколог), DDD (врач челюстно-лицевой хирург), EEE (врач дерматовенеролог) повышения квалификации по специальности «профпатология» в установленном порядке или наличие у них действующего сертификата по специальности «профпатология», участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров врачей-специалистов подтверждается записями в медицинской документации пациентов.
4. В нарушение ст. 37 и 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. «а», «в» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п.9 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», п. 27 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 №928н (далее-Порядок), имеют место факты несоблюдения сроков пребывания больных, поступивших по поводу ОНМК, в палате реанимации и интенсивной терапии (менее 24 часов).
Медицинские карты стационарных больных № - время поступления пациентки 10.04.2021 в 19:47, время перевода в палату реабилитации 11.04.2021 в 12:00; № - время поступления пациента 25.04.2021 в 21:17, время перевода в палату реабилитации 26.04.2021 в 12:00.
В нарушение п. 28 Порядка имеют место факты не соблюдения сроков проведения больным с ОНМК в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии (в течение 3 часов с момента поступления) дуплексного сканирования экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов и дуплексного сканирования транскраниального.
Медицинская карта стационарного больного №, время поступления пациентки 10.04.2021 в 19:47, сведения о выполнении указанных исследований (результат исследования) в течение 3 часов отсутствуют, к медицинской карте приобщены результаты исследований от 20.04.2021; медицинская карта стационарного больного №, время поступления пациента 15.04.2021 в 21:17, сведения о выполнении указанных исследований (результат исследования) в течение 3 часов отсутствуют, к медицинской карте приобщены результаты исследований от 28.04.2021.
5. В нарушение статьи 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п.4 приложения к приказу № 785н представленный в ходе проверки Порядок организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Учреждении не актуализирован в связи с произошедшими кадровыми изменениями. Так, лицом, осуществляющим контроль за выполнением приказа №432 от 29.12.2016 является FFF, на момент проверки не состоящий в трудовых отношениях с Учреждением. Представленный Порядок не определяет конкретные показатели, подлежащие оценке в ходе проверок, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в зависимости от вида, условий и форм оказания медицинской помощи перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, что не соответствует п. 17 приложения к приказу № 785н.
Таким образом, в нарушение пп. «б» п. 5 Положения в ходе проведения проверки выявлено несоблюдение установленного Порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно: несоответствие установленного в Учреждении Порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: пункту 4 приложения к приказу № 785н: в представленный в ходе проверки Порядок не актуализирован в связи с имеющимися кадровыми изменениями; пункту 17 приложения к приказу № 785н: не определены конкретные показатели, подлежащие оценке в ходе плановых и целевых (внеплановых) проверок, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в зависимости от вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи, перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности; отсутствует должный контроль за предоставлением медицинских услуг и обеспечением качества оказания медицинской помощи, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
6. В нарушение пп. «в» (1) п. 5 Положения в ходе проверки выявлены факты не соблюдения правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, для медицинского применения.
В нарушение п.8 приложения № 2 к приказу № 378н лицами, уполномоченными на ведение и хранение журналов учета, допускаются незаверенные исправления в журналах (журнал учета лекарственного средства «Трамадол ГР -5% 2 мл р-р для ин, ам» страница №13, запись в графе 7 «Дата выдачи» «14.04» исправлена на «15.04»; журнал учета лекарственного средства «Трамадол 50mg/ml 2.0 амп» страница № 40 (исправления в графе 10 «Всего расход за месяц» от 31.03) и страница №41 (запись в графе 7 «Дата выдачи» «02.04»).
В нарушение п.3 приложения № 1 к приказу № 378н графа 6 «Всего за месяц по приходу с остатком» заполняется не в соответствии с предназначением, сведения в графу № 6 вносятся не в последний день месяца, а в первый день следующего месяца (журнал учета лекарственного средства «Спирт этиловый 70% 100 мл р-р флакон», страница №13), либо в день совершения приходной операции (в журнале учета лекарственного средства «Трамадол ГР -5% 2 мл р-р для ин, ам» на странице №12 сведения в графу 6 внесены 13.04.2021).
Законный представитель ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» Карапетян Т.Д., защитник ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании вину во вменяемом правонарушении признали частично, указав, что в 2018 году проведена реорганизация Учреждения в форме слияния ГБУЗ РК
«Республиканская больница им. В.А. Баранова», ГБУЗ РК
«Территориальный центр медицины катастроф» и ГБУЗ РК «Прионежская
центральная районная больница» с образованием 08.05.2018 нового юридического лица - ГБУЗ РК «Республиканская больница им.В.А. Баранова». Учреждение обратилось в Министерство здравоохранения Республики Карелия с заявлением о переоформлении лицензии на медицинскую деятельность по результатам рассмотрения которого вышеуказанным лицензирующим органом лицензия была переоформлена. При этом документами, подтверждавшими соответствие объектов,
расположенных по адресам, указанным в лицензии, санитарно-эпидемиологическим требованиям медицинской деятельности послужили санитарно-эпидемиологические заключения, указанные на страницах 12-13 акта проверки. Тот факт, что санитарно-эпидемиологические заключения выданы на другие юридические лица не имеет значения, поскольку данные лица являются правопредшественниками ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова», и их права, в том числе предусмотренные данными санитарно-эпидемиологическими заключениями, перешли к Учреждению в ходе реорганизации в форме слияния. В отношении объектов: <адрес> связи с неосуществлением деятельности подано заявление о переоформлении лицензии с целью исключения указанных адресов из лицензии. 01 июня 2021 года Учреждением получена выписка из реестра лицензий по состоянию на 31 мая 2021 года, из которой следует, что вышеуказанные адреса осуществления медицинской деятельности в лицензии на медицинскую деятельность отсутствуют (исключены). На объекте <адрес> медицинская деятельность не осуществляется с 17.05.2019 в связи с тем, что здание амбулатории полностью уничтожено пожаром. Кроме того, возражали в части вменения в вину Учреждению несоответствия стандартов оснащения структурных подразделений по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ввиду отсутствия необходимости в том или ином оборудовании, его наличия в иных кабинетах, отсутствии необходимых средств для его приобретения. В части требования по обязательному выполнению в течение трех часов от момента поступления пациента дуплексного сканирования экстракраниальных отделов брахицефальных сосудов и дуплексного транскраниального сканирования поясняли, что в условиях ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» данное исследование в остром периоде ОНМК никоим образом не влияет на тактику ведения и прогноз пациента, данные исследования показаны для определения степени атеросклеротического стеноза и решения вопроса о выборе хирургического метода лечения уже после перенесенного инсульта или транзиторной ишемической атаки. Указали, что по вопросам осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Учреждение приступило к разработке нового локального нормативного акта по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Учитывая тяжелое материальное положение юридического лица, просили заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
Представитель административного органа Скалий С.С., действующий на основании доверенности, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Макаренко Е.В., в судебном заседании полагали доказанным вменяемое правонарушение, полагали возможным назначить наказание привлекаемому лицу в виде штрафа, вопрос о снижении размера штрафа ниже низшего предела оставили на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона №99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона №99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее – Положение).
Согласно п.4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
В соответствии с п.5 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи; б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг; в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также требований части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"; г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Установлено и подтверждается материалами дела, что при осуществлении медицинской деятельности ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» допущены нарушения лицензионных требований в части пп.пп. «а», «б», «д» п. 4, пп.пп. «а», «б», «в», «в (1)», «г» п.5 указанного Положения.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и п.п. «а», «б» и «в(1)» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно ч. 11 ст. 19 ФЗ № 99 исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из положений статей 10 и 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что каждый гражданин имеет право на оказание доступной и качественной медицинской помощи в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
В этой связи оказание медицинской помощи с нарушением указанных порядков и стандартов влечет нанесение ущерба правам граждан на квалифицированную медицинскую помощь, установленное нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), относится к грубому, поскольку повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Виновность юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 01 июня 2021 года, актом проверки №83 от 01.06.2021, копией предписания №52 от 01.06.2021, копией распоряжения (приказа) о проведении плановой выездной проверки от 29.03.2021 №50-пр, копией приказа о продлении срока проведения выездной плановой проверки №79-пр от 29.04.2021, выпиской из ЕГРЮЛ, выпиской из реестра лицензий, копиями санитарно-эпидемиологических заключений, и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков, влекущих недопустимость его использования в процессе доказывания, не содержит.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, судья исключает из объема обвинения нарушение Учреждением п.п.«а» п.4 Положения, указанное в п.1, в части отсутствия правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения и (или) помещения по адресам осуществления медицинской деятельности, указанным в лицензии: <адрес>, учитывая представленные защитником Учреждения в судебное заседание при рассмотрении дела договора безвозмездного пользования помещений по указанным адресам; а также вменяемое нарушение, указанное в п.1 по непредставлению санитарно-эпидемиологических заключений по следующим адресам: <адрес>, имея ввиду то обстоятельство, что указанные адреса исключены из лицензии по состоянию на 31.05.2021, о чем представлена выписка из реестра лицензий, а также по адресу: <адрес>, учитывая представленную справку Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия от 24.05.2019, согласно которой в результате пожара, произошедшего 17.05.2019 в здании Шелтозерской участковой больницы по адресу: <адрес>, строение уничтожено, следовательно, по указанному адресу медицинская деятельность не осуществляется.
Доводы защитника об отсутствии обязанности переоформления санитарно-эпидемиологических заключений, выданных медицинским учреждениям, до реорганизации Учреждения, которыми удостоверено, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для медицинской деятельности соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, ошибочны и противоречат положениям Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года № 224. Согласно пункту 10 данного Порядка, санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению, в том числе в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица на основании заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения. При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.
Доводы законного представителя Учреждения в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи, суд признает несостоятельными. Стандарты оснащения структурных подразделений лицензиата устанавливают перечень оснащения, необходимого для выполнения заявленных в действующей лицензии работ (услуг), их соблюдение является обязательным. Отсутствие оснащения необходимого для выполнения заявленных в действующей лицензии работ (услуг) по профилю «Офтальмология», «Кардиология», «Урология», «Оториноларингология», «Хирургия», «Эндокринология», «Ревматология», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Акушерство и гинекология», «Нефрология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Психиатрия-наркология», «Нейрохирургия», в том числе несоблюдение порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (далее - ОНМК) в части несоблюдения срока пребывания больных в палате интенсивной терапии и реанимации (не менее 24 часов), а также непроведения больным с ОНМК в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии (в течение 3 часов с момента поступления) дуплексного сканирования экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов и дуплексного сканирования транскраниального вышеуказанных нарушений зафиксировано в акте проверки от 01.06.2021.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Уважительных причин, не позволивших ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» соблюсти установленные законом правила и нормы, по делу не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не выявлено.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Данные, свидетельствующие о малозначительности административного правонарушения с учетом общественной опасности допущенного нарушения, которое относится к грубому нарушению требований лицензии, отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и последствия совершенного правонарушения, его обстоятельства, к смягчающим обстоятельствам относит частичное признание вины, частичное устранение выявленных нарушений, отягчающих ответственность обстоятельств не усматривает, принимает во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является некоммерческой организацией, осуществляет обслуживание населения, и приходит к выводу о том, что в отношении ГБУЗ Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» следует применить административное наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, определенного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку наложение административного штрафа в установленных ею пределах не отвечает целям и индивидуализации административной ответственности, и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав привлекаемого к административной ответственности лица.
Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица судья не усматривает, полагая, что цели наказания возможно достичь путем назначения наказания в виде штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Единый казначейский счет: 40102810945370000073 (казначейский счет: 03100643000000010600, л/сч 04061824720) в Отделение - Национальный банк Республики Карелия. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Карелия), ИНН 1001015139, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, Код дохода (КБК) 06011601191010020140.
При уплате административного штрафа следует представить платежное поручение об оплате в Петрозаводский городской суд, отдел обеспечения судопроизводства по административным делам (185910 г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Сааринен