УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Андреева Н.А. Дело № 33-4761/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 30 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 августа 2018 года, по которому постановлено:
Исковые требования Тимофеевой Светланы Николаевны удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить Тимофеевой Светлане Николаевне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.02.1989 по 01.10.1989 в качестве медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 в качестве фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 в качестве медсестры в медпункте, фельдшера в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 в качестве фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 в качестве заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО «Д***» и назначить Тимофеевой Светлане Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с 21 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Тимофеевой С.Н., ее представителя Чистовой Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Тимофеева С.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в трудовой стаж, назначению досрочной страховой пенсии.
Иск мотивирован тем, что 16.04.2018 она обратилась в государственное учреждение - управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением УПФР РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе от 26.04.2018 ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагает данное решение незаконным, поскольку в её личной карточке Т-2 имеются указания о работе именно в структурном подразделении здравпункт, архивными справками подтверждается, что в лицевых счетах имеются сведения о её работе, заработной плате, а также подтверждается штатными расписаниями.
Просила суд обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на получение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 01.02.1989 по 01.10.1989 в качестве медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 в качестве фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 в качестве медсестры в медпункте, фельдшером в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 в качестве фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 в должности заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО «Д***» и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16 апреля 2018 года.
Рассмотрев
данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права. Поясняет, что работа в здравпунктах, в должностях, в которых работала истица, не даёт ей права для назначения досрочной страховой пенсии. Кроме того, считает ошибочным вывод суда о том, что ООО «Д***», отчитываясь перед Пенсионным Фондом за сотрудника, как за работающего с общими условиями труда, не может являться основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку ООО «Д***» представило Перечень льготных профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию, в число которых должность Тимофеевой С.Н. не была включена.
В возражениях на апелляционную жалобу Тимофеева С.Н. просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Тимофеева С.Н. работала с 01.02.1989 по 01.10.1989 в должности медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 - в должности фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 - в должности медсестры в медпункте, фельдшера в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 - в должности фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 - в должности заведующего здравпунктом - фельдшера в ООО «Д***».
Решением ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области(межрайонное) от 26.04.2018 Тимофеевой С.Н. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж пенсионным органом не были включены следующие периоды работы Тимофеевой С.Н.: с 01.02.1989 по 30.06.1997 в должности медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 в должности медсестры, фельдшера в медпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 в должности фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 в должности заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО «Д***» ввиду отсутствия документов, подтверждающих, что здравпункт являлся самостоятельным структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением. Кроме того, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица указаны без признака «особые условия труда».
Продолжительность специального стажа Тимофеевой С.Н. на 16.04.2018 составила 12 лет 9 месяцев 10 дней.
Не согласившись с данным отказом, Тимофеева С.Н. обратилась в суд с иском о признании данного решения незаконным и признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований Тимофеевой С.Н. о включении периодов ее работы в должности медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера в здравпунктах Д***, ОАО «Д***», Х*** и ООО «Д***» в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и пришел к выводу о том, что работа Тимофеевой С.Н. в спорные периоды в здравпунктах вышеуказанных организаций в должностях медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера, входящих в перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, подлежит включению в специальный медицинский стаж, указав, что здравпункты являлись структурными подразделениями указанных организаций. Суд с учетом включенных периодов специального стажа пенсионным органом и судом пришел к выводу о том, что общий специальный стаж Тимофеевой С.Н. на 21.04.2018 составляет 30 лет, в связи с чем обязал пенсионный орган назначить истице страховую пенсию по старости с 21.04.2018.
Судебная коллегия считает, что вывод суда о наличии оснований для включения в специальный стаж Тимофеевой С.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов ее работы в здравпунктах указанных организаций сделан с существенным нарушением норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Согласно Списку профессий и должностей от 06.09.1991 № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии со Списком профессий и должностей от 06.09.1991 № 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 № 35) здравпункты Д***, ОАО «Д***», Х*** и ООО «Д***» не являлись структурно выделенными лечебно-профилактическими учреждениями и не входили в состав поликлиники или амбулатории, в связи с чем периоды работы Тимофеевой С.Н. в должностях медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера в здравпунктах указанных организаций в спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истицы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Вывод суда о том, что в специальный стаж засчитывается работа в должности медсестры и фельдшера здравпунктов, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке должностей и учреждений от 29.10.2002 № 781, со ссылкой на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, является ошибочным.
В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 № 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицински░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░), ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░***, ░░░ «░***», ░*** ░ ░░░ «░***».
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 ░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 400-░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.02.1989 ░░ 01.10.1989 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░***, ░ 02.10.1989 ░░ 30.06.1997 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░***, ░ 04.07.1997 ░░ 01.06.2001 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░***», ░ 02.06.2001 ░░ 17.01.2003 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░***, ░ 01.01.2011 ░░ 31.03.2014 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░***» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 16 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: