Дело № ххх
РЕШЕНИЕ
<адрес>
16 июля 2020 года
Судья Сафоновского районного суда <адрес> Дроздов С.А., при секретаре Кайченковой Е.А., рассмотрев жалобу Иванова Д. В. на постановление и.о. начальника Департамента госстройтехнадзора <адрес> – главного государственного инженера-инспектора <адрес> от дд.мм.гггг, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника Департамента госстройтехнадзора <адрес> – главного государственного инженера-инспектора <адрес> от дд.мм.гггг Иванов Д.В. привлечен к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В поданной жалобе Иванов Д.В. просит отменить данное постановление и производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание Иванов Д.В. не явился, представив ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Защитник Иванова Д.В. – Королькова И.В., полномочия которой подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью, жалобу поддержала, указав на нарушение установленного законом порядка при составлении в отношении заявителя протокола об административном правонарушении, а также вынесения оспариваемого постановления.
Выслушав защитника Иванова Д.В., изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п.3 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ), который относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (статья 26.2 КоАП РФ).
В силу нормативных предписаний, установленных статьей 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении, иных процессуальных документов и внесении изменений в такие процессуальные акты. Вследствие чего, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в указанные документы.
Соответственно, протокол об административном правонарушении может быть составлен должностным лицом административного органа в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, только в том случае, если указанное лицо или его защитник (представитель) извещены в установленном законом порядке о месте и времени его составления.
При этом обязанность по извещению названных лиц возлагается на административный орган (его должностное лицо).
Из материалов дела усматривается, что уведомлением от дд.мм.гггг Иванов Д.В. извещен о необходимости явки дд.мм.гггг в Департамент госстройтехнадзора по Смоленской области для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Между тем, протокол составлен дд.мм.гггг, что подтверждается проставленной в нем датой его составления, в отсутствие Иванова Д.В., как лица, привлекаемого к административной ответственности.
При этом, каких-либо изменений, внесенных в установленном законом порядке в части даты его составления, указанный протокол не содержит.
Помимо этого, материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о направлении Иванову Д.В. и получении им копии протокола об административном правонарушении, который составлен в отсутствие последнего.
Кроме того, частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, определением и.о. начальника Департамента государственного строительного и технического надзора <адрес> от дд.мм.гггг рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в отношении Иванова Д.В. назначено на дд.мм.гггг, копия которого, согласно представленному отчету об отслеживании почтового отправления, прибыло в место вручения дд.мм.гггг, дд.мм.гггг - вручено адресату.
Вместе с тем, надлежащим доказательством уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть вручение уведомления ему лично или передача иным способом, свидетельствующим о факте получения указанным лицом данного уведомления.
То есть лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть безусловно извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Между тем, из имеющегося уведомления о вручении почтового отправления следует, что вышеназванное определение от дд.мм.гггг о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении вручено дд.мм.гггг Однако при этом данные о лице, которому вручен указанный документ, в уведомлении отсутствуют, что ставит под сомнение факт надлежащего извещения Иванова Д.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление от дд.мм.гггг
При таких установленных обстоятельствах, судья приходит к выводу о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, регламентирующих порядок привлечения лица к административной ответственности, что является основанием к отмене данного постановления, вынесенного в отношении Иванова Д.В.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ определено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 9.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ <░░░░░>
░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░.░.